МААМ-картинки

Проект «Музейное образовательное пространство как инструмент успешной социализации и развития детей дошкольного возраста«

Ирина Жирова
Проект «Музейное образовательное пространство как инструмент успешной социализации и развития детей дошкольного возраста«

Тип проекта:

познавательный

Участники проекта:

педагоги детского сада: воспитатели и специалисты детского сада; воспитанники и их родители; социальные партнеры

Продолжительность:

Долгосрочный

Актуальность проекта:

Публикация «Проект „Музейное образовательное пространство как инструмент успешной социализации и развития детей дошкольного возраста„» размещена в разделах

В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу.

Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность.

Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают тот или иной праздник. Процесс познания у ребенка происходит практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Музейная среда в настоящее время становится площадкой для развития, воспитания и обучения ребенка. Важным направлением деятельности музея сегодня становится его образовательная деятельность. В связи с этим на стыке музееведения, психологии и педагогики появилась новая научная дисциплина – музейная педагогика. Сегодня музейная педагогика – активно развивающаяся область педагогической науки и практики, исследующая все виды взаимодействия музея. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Проблема:

Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Перед нами возникла проблема:«Как же привлечь внимание родителей к музеям?»

Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи ДОУ и мини-музеи в групповых помещениях детского сада, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики.

Практическая значимость:

• Повышение качества образовательного процесса.

• Создание и пополнение предметно-развивающей среды

Проект может быть использован в работе педагогов ДОУ.

• Практической значимостью музейного образовательного пространства, является и то, что мы задействуем все пространство помещения по максимум, включая и стены. Экспонаты размещаются не только на полках в досягаемой для детей доступности, но и прикрепляются по всему периметру комнаты, передвигаясь в нужном направлении. Такого рода мини-музеи способствует развитию не только познавательной, но и творческой активности детей. Такой музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

• Созданный в ДОУ мини-музей – это результат общения, партнерской деятельности воспитателя, детей и их родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками и поделками.

• Экспозиции соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, задачи отдельных разделов программы и способствуют реализации регионального компонента. Способствует единению детско-родительского и педагогического коллектива.

• Музейная технология – это один из методов проектной деятельности, которая включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Так в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой проектная деятельность, как самостоятельный вид деятельности, включена в состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а ее элементы, такие, как: продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, презентация результатов - включены в программные задачи и для детей младшего возраста.

Новизна проекта:

Идея создания мини-музеев в детском саду представляет собой новую форму работы с детьми и их родителями. Важная особенность элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют выставку своими рисунками, поделками и экспонатами. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно!

Цель:

Создание условий для развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольника, через активное вовлечение родителей, законных представителей в образовательно-воспитательный процесс с помощью эффективного использования мини-музея посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды.

Задачи:

В работе с педагогами и специалистами детского сада:

1. Повысить информационную компетентность педагогов и специалистов через внедрения современных инновационных технологий в области музейной педагогики для всестороннего развития ребенка-дошкольника;

2. Обогатить предметно-пространственную среду ДОУ через создание мини-музеев (музейного пространства, а также пополнение дидактических и методических материалов для использования в работе мини-музеев.

3. Развитие основных профессиональных навыков педагогов необходимых для создания музейно-образовательного пространства, как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.

В работе с детьми:

1. Развивать познавательные и творческие способностей детей, логическое мышление и расширять кругозор путём включения в многообразную деятельность мини-музея.

2. Развивать у дошкольников проектно-исследовательские умения и навыки и предпосылки для самостоятельной исследовательской деятельности.

3. Формировать у дошкольников представления о разных видах музея.

4. Формировать нравственно-патриотические ориентиры у воспитанников (чувства гордости за родной край, страну, уважение и интерес к другим культурам).

5. Воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

В работе с родителями:

1. Расширять знания родителей, законных представителей по вопросам воспитания и развития детей с помощью музейной педагогики.

2. Формировать совместную детско-взрослую деятельность в создании музейных пространств в ДОУ и сборе экспонатов.

Методы и приемы:

по преимущественному источнику получения знаний:

• словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств;

• наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами;

• практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ

по характеру мыслительной и познавательной активности:

• репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти;

• объяснительно-иллюстративные -формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»;

• проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;

• исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий

Ожидаемые результаты:

• на базе ДОУ и в группах будут созданы музеи, мини- музей, музейные пространства по разным направлениям и видам;

• собраны коллекции, выставки, обзоры фондов музея ДОУ и экспонатов;

• создана новая предметно-пространственная среда на основе создания экспонатов мини-музеев (музейных пространств);

• повышение качество образовательного процесса в ДОУ, повышение имиджа дошкольного образовательного учреждения;

• повышение уровня знаний детей о музее;

• повышение познавательной активности детей в познании окружающего мира, в экспериментировании;

• сформировано мировоззрение воспитанников, приобщение их к историческому, культурному, природному наследию;

• активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев, в совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности;

• улучшение взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами;

• обобщение опыта работы по включению родителей дошкольников в образовательный процесс через интерактивные формы;

• овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея;

• педагоги получат дополнительные знания и практический материал по данной теме, удовлетворение от результатов своей работы, обменяются опытом с другими педагогами;

• транслирование педагогического опыта на методических мероприятиях разного уровня;

Пути и механизмы реализации проекта:

• Разработка педагогического проекта по созданию и организации мини-музея;

• Организация выставок, экскурсий совместно с родителями и детьми;

• Взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом;

• Совместная познавательно - исследовательская деятельность детей и взрослых;

Ресурсное обеспечение проекта:

Научно-методическое:

Подбор печатных материалов по музейной педагогике;

Организационное:

• Организация работы педагогов, детей и родителей по реализации этапов проекта;

• Создание мини-музея педагогами совместно с детьми и родителями;

Информационное:

• Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации;

• Консультация по созданию мини-музеев в ДОУ;

Материально-техническое:

Оформление мини-музеев в ДОУ по результатам реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный

1. Дидактическое и методическое оснащение.

2. Обогащение предметно - развивающей среды мини-музеев.

3. Сбор и анализ информации из разных источников.

4. Подбор и разработка конспектов НОД, консультаций, мастер-классов для педагогов и родителей.

5. Привлечение родителей, педагогов к работе над проектом.

2. Основной

1. Составление плана работы.

2. Реализация целей и задач проекта, деятельность, согласно разработанному плану.

2. Выбор помещения для мини-музея, сбор экспонатов, оформление мини-музея с учётом тематики и эстетических норм;

3. Заключительный

1. Подведение итогов проектной деятельности.

2. Открытие мини - музеев ДОУ и в группах.

3. Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей по проекту.

4. Выступление с опытом работы по проекту на семинаре, методической мастерской.

Результативность проекта:

• Повысилась информационная компетентность педагогов и специалистов по внедрению инновационной технологии в области музейной педагогики;

• Обогатилась предметно-пространственная среда ДОУ через создание мини-музеев (музейного пространства, а также пополнилась дидактическими и методическими материалами для использования в работе мини-музеев;

• Педагоги получили определенные навыки необходимые для создания музейно-образовательного пространства;

• У детей расширился кругозор, расширился словарный запас путём включения их в многообразную деятельность мини-музея;

• У дошкольников развились проектно-исследовательские умения и навыки и предпосылки для самостоятельной исследовательской деятельности;

• Дошкольники получили представления о разных видах музея;

• Дошкольники научились взаимодействовать друг с другом, научились работать в команде, в парах;

• Воспитанники получили нравственно-патриотические ориентиры (чувства гордости за родной край, страну, уважение и интерес к другим культурам);

• У детей появилось ценностное отношение к истории, появился интерес к музеям и выставкам;

• Расширились знания родителей, законных представителей по вопросам воспитания и развития детей с помощью музейной педагогики;

• У родителей появился интерес к совместному творчеству со своим ребенком в работе при создании мини-музея.

В ходе реализации проекта педагоги смогли повысить профессиональное мастерство. Дети стали действовать более согласованно в процессе продуктивной деятельности, научились быстрее договариваться между собой, стали активно использовать новые слова в свободном общении. В самостоятельной деятельности больше стали обращаться в мини музей. В ходе реализации проекта родители повысили свою педагогическую компетенцию, получив возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса. Родители приняли активное участие в создании музея «Русская изба» и мини-музев «Мы помним! Мы гордимся!», «Курск - мой город», «Россия- дружная страна», «Город мастеров».

Так же дети получили положительные эмоции в ходе подготовки и проведения проекта. Дети проявляют интерес, любознательность, у них развито воображение и творческая активность, стремятся проникнуть в причинно-следственные связи.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, лучше развито образное воображение, связная речь, они более активны и эмоциональны, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.

Работая в данном направлении, я обратила внимание на следующее:

-музей повышает познавательный интерес детей к изучаемой теме;

-музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения;

-экспонаты в музее расширяют кругозор детей;

-музей предоставляет свободу выбора;

-при работе в мини-музее возможны разные формы работы с детьми (НОД, игры, индивидуальная работа, самостоятельная и коллективная работа детей, наблюдение, презентации);

-мини-музей соответствует современным требованиям к развивающей предметно

- пространственной среде (мобильность, гибкость пространства, информативность, индивидуальная и ролевая направленность, безопасность); -в музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта;

-музей осуществляет просветительную и образовательную функцию;

-расширяет опыт организации работы с семьями.

За время создания, мини – музей для детей стал чем – то своим, родным, так как дети принимали активное участие в его открытии. Музей играет большую роль для дошкольников, способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из замечательных его проявлений – музею.

Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители заинтересовались нашим проектом и по мере возможности посещали и собираются в летний период посетить с детьми «настоящие» музеи. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Рекомендации:

Материалы проекта могут быть использованы в педагогической деятельности различных образовательных организаций, опыт внедрения может быть интересен другим работникам дошкольного образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова Н. «Здравствуй, музей» / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Родина Т. А. «Алгоритмы музейной педагогики» / Татьяна Родина // Лицейское и гимназическое образование. – 2010. - № 1. – С. 16-19. (чз)

4. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду». М: ЛинкаПресс, 2008

5. Трунова, М. «Секреты музейной педагогики: из опыта работы»// Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

6. «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666);

7. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

8. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

9. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

10. Шляхтина Л. М. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА учебно-методическое пособие

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Фотоотчёт об Августовской педагогической конференции «Единое образовательное пространство: стратегии, практики, ресурсы»Фотоотчёт об Августовской педагогической конференции «Единое образовательное пространство: стратегии, практики, ресурсы» Фотоотчёт об Августовской педагогической конференции "Единое образовательное пространство: стратегии, практики, ресурсы" 25 августа в городе.

Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ»Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ» Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе,.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Образовательное мероприятие по лепке детей среднего — старшего дошкольного возраста «Заяц и его друзья»Образовательное мероприятие по лепке детей среднего — старшего дошкольного возраста «Заяц и его друзья» Образовательное мероприятие по художественно-эстетическому развитию (лепка) детей среднего - старшего дошкольного возраста Мария Манвелова.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Опыт работы «Вовлечение родителей в единое образовательное пространство» Хабибулина Рита Джавдатовна Воспитатель. ГБДОУ детский сад №3 пос. Металлострой Колпинский район г. Санкт - Петербург Аннотация О поисках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Музейное образовательное пространство как инструмент успешной социализации и развития детей дошкольного возраста«
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 11:18
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД