Уварова Наталья
Проект «Мы живем в России»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении не-
скольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
В. А. Сухомлинский
Также большое место в программе уделяется ознакомлению старших дошкольников с историей родного края. На современном этапе мало разработанных программ, направленных на ознакомление с нашим Самарским краем. Есть только разработки занятий. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.
Публикация «Проект „Мы живем в России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражает специфику и суть работы педагога по патриотическому воспитанию детей
У каждого места на земле есть своя история. Самара имеет свою историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и проспекты, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Нужно стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Но, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что он - частица Родины.
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с важными событиями истории Руси, традициями, бытом, а также с историей малой родины, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к защитникам родины.
В программе подобран, обобщен, систематизирован материал по ознакомлению с родным Самарским краем как составляющую и неотъемлемую часть нашей страны.
Проблема
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Недостаток такого воспитания у детей виден сразу после первых проведенных занятий, бесед. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной. Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.
Предполагаемый результат:
Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
Повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;
Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим,любви к Отчизне;
Знать историю своей страны, ее героев.
Содержание проекта :
- провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т. д. ;
- вместе с детьми изготовить флажки ко Дню народного единства;
- привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбома:«Главный город нашей страны»,
- провести тематическое занятие «День народного единства».
Итог проекта :
- оформление альбома «Главный город нашей страны»,
Оценка результатов проекта :
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края,страны, символике, достопримечательностях; будут знать имена тех, кто прославил свою Родину; начнут проявлять интерес к событиям жизни страны, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, томожно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Продолжительность: 2021 – 2022 учебный год (долгосрочный)
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Участие родителей в реализации проекта :
- сбор материала для оформления альбома: «Главный город нашей страны».
Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
· Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
· Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям;
· Формирование представлений о Росси, как о родной стране, о Москве как о столице России;
· Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому Росси средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
· Воспитание гражданственно-патриотических чувств через изучение государственно символики России.
Этапы работы над проектом : I. Подготовительный этап - постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта; - пополнение предметно-развивающей среды; - подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед; - подборка детской литературы по тематике проекта; - выбор материалов для реализации проекта.
· II. Основной (практический)
Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями;
внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
Перспективное планирование
Месяц
Тема
Программное содержание
Работа с детьми и родителями.
сентябрь
Наблюдение за детьми в группе, выявление первичных знаний о программе
Определение уровня знаний детей о родине
Анкетирование родителей с целью определения отношения к программе, беседы с детьми, игры, наблюдения за взаимоотношениями детей в группе.
октябрь
Мир вокруг нас
Формировать у детей представление о мире, разных странах мира России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданственно – патриотические чувства.
Занятия, беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, сказок авторов разных стран, знакомство с глобусом. Дидактические игры «Иностранец», «Кто в какой стране живет».
ноябрь
Разноцветные люди
Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности.
Занятия, беседы о детях разных национальностей, чтение стихотворений, литературных произведений. Фотовыставка «Разноцветные люди». Рисование на тему «Разноцветные дети». Дидактическая игра «Иностранец»
Подвижные игры детей разных стран.
декабрь
Наша страна - Россия
Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия»
Занятия, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословицы и поговорки, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунка «Моя Родина».
февраль
День защитника Отечества
Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.
Праздник «День защитника Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск, сухопутных, военно-морских, воздушных.
март
Государственный символ России - герб
Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством.
Занятия, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба. Дидактическая игра «Узнай наш герб»
апрель
«Богатыри земли русской»
Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину.
Занятия, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры. Выставка детских рисунков «Богатыри земли русской». Театрализованные игры.
май
День Победы.
Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства.
Экскурсия к обелиску, возложение цветов. Рисование: «День Победы».
III. Заключительный (обобщающий) этап
Результатом освоения данного проекта является получение :
· краеведческих сведений о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностей, гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
· элементарных сведений о природе, общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире; эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
· Уважительного отношения к гербу, флагу, гимну РФ, основ гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни России; культурным ценностям и традициям русского народа (народной культуре, ее богатства и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни).
Используемая литература:
1. Затулина Г. Я. Росси – Родина моя Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России подготовительная группа
3. Косарева В. П. Народная культура т и традиции Занятия с детьми 3-7 лет.
4. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
5. Панина С. М. Духовно-нравственное становление дошкольников Конспекты непосредственно образовательной деятельности
6. Скоролупова О. А. Знакомство с русским народным декоративным прикладным искусством для детей старшего дошкольного возраста
7. Соловьева Е, Царенко Л. Наследие и быль и сказка Пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста
8. Нищева Н. В. Растим патриотов России Сборник материалов по итогам конкурса
9. Шорыгина Т. А. Наша Родина – Россия методическое пособие
Приложение
Образовательное предложение для целой группы (занятие)
"Мир вокруг нас"
Программное содержание: формировать у детей представление об окружающем мире, о его многообразии, разных странах, Росси как о родной стране.
Оборудование и материалы:
Наглядный материал: глобус, флаг, герб России и других стран, фрагмент гимна Российской Федерации.
Ход.
1. Организационная часть. (0,5 мин)
Дети входят в группу.
Воспитатель: поздоровайтесь, ребята, к нам пришли гости.
Дети здороваются.
МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. Вступительная часть. (4,5 мин)
Воспитатель: давайте, друзья мои, посмотрим на наш… (демонстрирует детям глобус). Ребята, кто из вас знает, что это такое?
Примерные ответы детей: глобус
Воспитатель: а что такое глобус?
Примерные ответы детей: глобус – это модель планеты Земля.
Воспитатель: правильно, глобус – это предметная модель Земли, на которой живем мы с вами и еще много-много других людей.
Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения В. Орлова «Дом под крышей голубой».
Ребенок:
Словно крыша над землей,
Голубые небеса.
А под крышей голубой
Реки горы и леса,
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы.
Страны все и все народы,
И, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одной голубой
Общей крышей мы живем?
Воспитатель: на глобусе изображено то, что есть на Земле: океаны и суша (вращает глобус)
Земля вращается вокруг своей оси, как этот глобус.
На глобусе голубым цветом обозначены моря и океаны, желтым цветом – суша. Суша образует пять континентов: Евразия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида.
На всех континентах, кроме Антарктиды живут люди. А в Антарктиде нет постоянного населения, потому что там очень холодно. В Антарктиде располагаются научные станции разных стран, ученые приезжают туда на время, чтобы провести научные исследования.
Ребята, посмотрите на глобус, сколько стран на Земле! Не сосчитать! Есть страны очень большие. Такие как Китай, Соединенные Штаты Америки, Канада, Россия.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОИСКОВЫЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. Основная часть.
Беседа с детьми о России (2 мин)
Воспитатель: ребята, что вы знаете о России?
Примерные ответы детей: Россия - это наша Родина. Россия - самая большая страна.
Воспитатель: правильно, ребята, Россия самая большая страна в мире. Она расположена в двух частях света: в Европе и Азии. Это наша родная страна. Вы должны гордиться, ребята, что живете в такой большой стране.
Беседа о разных странах (2 мин)
Воспитатель: есть страны небольшие: Испания, Бразилия, Италия.
Есть страны очень маленькие, например, Монако, - государство, которое состоит только из одного города.
Воспитатель: а какие страны знаете вы, ребята?
Примерные ответы детей: Франция, Германия, Украина, Бразилия, Америка, Англия.
Воспитатель: каждая страна – это отдельное государство, но люди на планете Земля не живут обособленно друг от друга.
Возможно, когда вы станете взрослыми, тоже поедете в другие страны и увидите, как там живут люди.
Но для того, чтобы поехать в другую страну, надо оформить специальный документ – заграничный паспорт. Такие паспорта оформляют даже на детей.
Воспитатель: кто же охраняет границу России?
Примерные ответы детей: пограничники, солдаты.
Воспитатель: правильно, ребята солдаты-пограничники. И сейчас мы ими будем.
Физкультминутка «Мы – солдаты-пограничники» (2 мин)
Мы пока еще ребята,
А шагаем как солдаты.
Будем в Армии служить,
Будем Родину хранить. (ребята маршируют, изображая солдатов)
Воспитатель: молодцы! теперь, ребята, давайте немного попутешествуем.
Дидактическая игра: «Кто в какой стране живет?» (3 мин)
Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.
Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран.
Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На магнитную доску выставляется картинка с изображением ребёнка, который держит в руках соответствующий национальный флаг.
Воспитатель. Кто живет в Америке? – Американцы
Кто живёт в России? – Россияне
Кто живёт в Японии? – Японцы.
Кто живёт в Китае? – Китайцы.
Кто живёт в Украине?- Украинцы.
Кто живёт в Грузии? – Грузины.
Кто живёт в Англии? – Англичане.
Кто живёт в Испании? – Испанцы.
Кто живёт в Литве? – Литовцы.
Кто живёт в Бразилии? – Бразильцы.
Беседа о государственных символах (1 мин)
Воспитатель: молодцы, ребята, вот как много разных стран вы уже вы знаете. У каждой страны есть свои государственные символы.
Воспитатель: какие государственные символы знаете?
Примерные ответы детей: герб, флаг, гимн.
Дидактические игры: «Узнай флаг России», «Узнай герб России» (2 мин)
Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе, научить узнавать флаг (герб, научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на магнитной доске выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг.
Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.
Беседа о русском языке, как о государственном (3 мин)
Воспитатель: люди в разных странах разговаривают на разных языках. На каком языке разговаривают в России?
Примерные ответы детей: на русском.
Воспитатель: да, русский язык – это государственный язык России. Велик, прекрасен русский язык. На русском языке написаны прекрасные литературные произведения. Русская литература – одна из величайших литератур в мире.
Воспитатель: каких всемирно известных русских поэтов вы знаете?
Примерные ответы детей: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, С. Есенин.
Дидактические игра «Мы – иностранцы» (3 мин)
Воспитатель: а на каком языке разговаривают люди в Англии, во Франции, в Испании, Италии, Германии?
Примерные ответы детей: на английском, французском, испанском, итальянском, немецком.
Воспитатель: ребята, вы знаете, как приветствуют друг друга в других странах?
Примерные ответы детей: на французском - "Бонжур!", на немецком - "Гутен таг!", на английском - "Гуд афтенун!".
Воспитатель: молодцы! А еще добавлю - на испанском - "Буенос диас!", а в Америке – Хелло!
Беседа о профессии переводчик (3 мин)
Воспитатель: и еще очень много разных языков есть на Земле. Как же люди разных стран понимают друг друга?
Примерные ответы детей: работает переводчик, нужен переводчик.
Воспитатель: правильно, ребята с помощью переводчиков. Этой трудной профессии люди специально учатся много лет. А есть особенно талантливые люди, которые знают пять и даже десять языков. Вы пока еще только осваиваете грамоту родного русского языка, но очень может быть, что кто-нибудь из вас станет переводчиком.
Воспитатель: как вы думаете трудно работать переводчиком? Нужная это профессия?
Примерные ответы детей: нужная профессия. Надо хорошо учиться, чтобы работать переводчиком.
РЕФЛЕКСИВНО-КОРРЕГИРУЮЩИЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4. Подведение итогов (2 мин)
Воспитатель: ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Примерные ответы детей: о Родине, о России, о разных странах.
Воспитатель: молодцы, ребята. Много стран на Земле. В каждой стране живут люди: растут, учатся, играют, работают, сочиняют музыку.
Звучит фрагмент гимна Российской Федерации. Дети
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей средней группы «Русские народные промыслы»
Цели: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Обогатить словарь детей словами: Хохлома; Филимоновская, Богородская,Дымковская игрушки; Жостовские подносы; Палехские шкатулки.
Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.
Ход занятия:(Звучит русская народная музыка, дети входят в музыкальный зал, где расставлены предметы русских народных промыслов: вышитые рушники,головные платки, затейливые половики, Хохломская посуда, Дымковские,Филлимоновские и Богородские игрушки, Жостовские подносы, Городецкие доски, Палехские шкатулки. Разные предметы быта: самовар, прялка, ухват;посуда – крынка, чугунок ит. д.)
- Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад,хоровод осенних листьев – всё мило сердцу русского человека. А как красивы русские сказки!
- А вы, ребята, какие сказки знаете? (Ответы детей) Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились русские народные промыслы.
- Во что играли дети на Руси? Так же как и вы, в разные игрушки.
- Откуда у вас, ребята, появляются игрушки? (Ответы детей).
- А в старину люди делали игрушки для своих детей сами.
- Из чего сделаны ваши игрушки? (Пластмассы, резины, ткани, железа).
- Как вы думаете, из чего делали игрушки русские мастера? (Ответы детей)
- Да из того, что было под рукой: из глины, дерева, соломы. Лучшие игрушки становились известны в других городах. Так появились Богородские,Филлимоновские, Дымковские, Каргопольские игрушки. Название они получили по названию местности, где их делают. Так, Дымковские игрушки делают в селе Дымково. Они вам уже хорошо знакомы. Посмотрите на них. (Показ игрушек)
- Где здесь Дымковские игрушки? (Дети выбирают) Посмотрите, какие они яркие, весёлые, нарядные. Вот барыня в цветастом кокошнике, а вот важный павлин с нарядным хвостом. Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.
- Из чего сделаны Дымковские игрушки (Из глины).
- Значит, это, какие игрушки? (Глиняные).Каргопольские игрушки тоже сделаны из глины. В основном это фигурки животных. Найдите их. Назовите. (Медведь с гармошкой, нарядный олень).
-Изготовление этих игрушек – дело не простое, требует от мастера терпения и умения. Сначала он лепит фигурку из глины, раскрашивает, потом обжигает в печи, чтобы игрушка была твёрдой, а краска ярче блестела.
- Найдите теперь, игрушки сделанные из дерева. (Матрёшки, птички, свистульки). Это Филлимоновские игрушки. Давайте их рассмотрим.
- Матрёшка не зря считается символом России. Ведь где только не делают матрёшек. И в каждой области – свой почерк, свой рисунок у матрёшки. Дерево издавна было любимым материалом народных умельцев. Из дерева в старину делали не только игрушки, но и предметы быта. Некоторые из них есть и на нашей выставке. Назовите их? (столы, посуда, разделочные доски,шкатулки, прялка)
- Всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, тос золотой росписью! Так появилась хохломская роспись!
- Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь на красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! (Показ образцов хохломской посуды).
- Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках. Давайте и мы с вами попробуем. (Дети под музыку «Во поле берёзка стояла» проигрывают на ложках ритм первого куплета и припева)
- Очень много прекрасных вещей создавали русские мастера. Их и вещами то назвать нельзя. Это настоящие произведения искусства (Воспитатель показывает детям жостовский поднос)
- Эта роспись сделана по металлическому подносу. Не цветы, а просто диво!Нарисованы красиво!Маки, лютики, ромашки Оживут из русской сказки. Л. Осипова. - Посмотрите, как настоящие художники расписали эти подносы. Делают такие подносы в городе Жостово, рядом с Москвой.
- А эта шкатулка сделана мастерами, которые живут в селе Палех, поэтому роспись на изделиях называется палехской росписью. Часто мастера на шкатулках изображали удалую тройку сказочных коней, а на этой шкатулке изображён сюжет хорошо знакомой вам сказки. Что это за сказка? («Конёк-горбунок»).
- Изделия русских народных промыслов широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит (Ответы детей)
- А означает это ребята то, что мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям красоту и радость. Таких изделий нет больше нигде в мире, их делают только в России.
- Ребята, а что вам больше всего понравилось из предметов русских народных промыслов? Расскажите почему? (Ответы детей).
- А вы хотите, что бы и нашу группу украшали такие красивые изделия русских мастеров? Тогда давайте откроем в нашей группе музей русских народных промыслов! А экспонаты для нашего музея будем собирать все вместе!