Елена Кузина
Проект «Мы знакомимся с природой!» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мы знакомимся с природой!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: долгосрочный, коллективный
Возраст детей: 3 - 4 года
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители, библиотекари Детско-юношеской библиотеки.
Составила воспитатель:
Кузина Е. И.
ЛГ МАДОУ «ДСОВ № 5 «Дюймовочка»
г. Лангепас
Публикация «Проект „Мы знакомимся с природой!“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Пояснительная записка
Актуальность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. (С. Н. Николаева)
Природа с ее необычным разнообразием явлений, животных и растений, при непосредственном общении с ней пробуждает в ребенке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Природа – это источник красоты, радости отдыха и здоровья.
Познание предметов, явлений природы, понимание связи между ними, гармоническое сосуществование с природой – это готовность беречь ее ценности, ответственное отношение к природному окружению.
Программа детского сада содержит раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется формирование основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Данный раздел ориентирован на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними.
Данный объем материала является недостаточным для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания. (С. Н. Николаева)
Таким образом, необходима педагогическая технология – метод проекта.
Цель проекта: Формирование у детей первоначальных экологических представлений.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач:
• Формирование у детей ценностных ориентаций на природу через занимательную деятельность.
• Развитие умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
• Накопление конкретных, чувственных представлений у детей о предметах и явлениях природы, входящих в круг их жизнедеятельности;
• Развитие различной детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой).
• Формирование партнерских взаимоотношений между педагогом, детьми и родителями.
Идея проекта: Формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предметов (неживого объекта, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.
Проблема: дети во время летних прогулок рвут цветы, ловят бабочек, стрекоз и других насекомых, повстречав кошку, птицу или собаку, стремятся напугать их, прогнать, могут бросить в животных камнями.
Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год.
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Планируемые результаты:
- Дети приобретут знания:
Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности.
- У детей сформированы представления:
О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережном отношении к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
- Умения:
Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников. Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, обсыпка деревьев снегом).
Реализация проекта
План деятельности по достижению цели
№п/п Мероприятия Сроки выполнения
1. Подбор и изучение методической литературы, информационных интернет ресурсов. сентябрь
2. Подбор художественной литературы, подвижных и дидактических игр, видеоматериалов и иллюстративного материала. сентябрь
4. Составление перспективного планирования работы по проекту. сентябрь
5. Анкетирование родителей по проблеме. сентябрь
6. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций. октябрь
7. Оборудование уголка природы в группе.
Пополнение дидактического обеспечения воспитательно-образовательного процесса. октябрь
8. Подготовить информацию для родителей по темам:
- «В союзе с природой»;
- «Учимся наблюдать за изменениями в природе»;
- «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»;
- «Ребёнок в мире природы»;
- «Досуг с ребенком на природе». ноябрь
9. Подготовить буклеты и памятки для родителей:
- Что такое экология;
- Секреты общения ребенка в семье;
- Ребенок и природа;
- Этого не следует делать в лесу;
- Наблюдения в природе (по месяцам). ноябрь
10. Подбор дидактических, подвижных игр. декабрь
11. Реализовать выполнение проектных мероприятий. Сентябрь 2016г – август 2017г
12. Подготовить итоговое мероприятие проекта для родителей. август
Совместная деятельность с детьми
1. Рассматривание картин с обсуждением: «Играем с песком», «Заботимся о птицах», «Не уходи от нас, котик», «Шарик улетел», «Коза с козлятами», «Домик малыша», «Дети играют в кубики», «Зимой на прогулке», «Дети кормят курицу с цыплятами».
2. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе и к сказкам.
3. Беседы на темы: «Город, в котором мы живем», «Что мы знаем о цветах», «Почему цветы в вазе увяли, а в горшках цветут?», «Какие деревья растут на участке», «Обитатели леса», «Лесные дары!», «Животные рядом со мной», «Берегите свои игрушки», «Цветы растут и бабочки живут», беседы по картинке «Времена года».
4. Чтение и заучивание стихов, загадок.
5. Индивидуальная подготовка детей к чтению стихов.
6. Целевые прогулки по улицам города.
7. Составление рассказов о впечатлениях детей от окружающей природы.
8. Подвижные игры: «Листопад», «Вейся, венок!», «По узенькой дорожке», «Беги к тому, что назову», «Наши ручки», «Лохматый пес», «Раздувайся, мой шар!», «Поедем в лес», «Дед Мороз», «Снег кружится», «Собачка и воробьи», «Зайки - шалунишки», «Ладушки - оладушки», «Вороны и собачка», «Мыши водят хоровод», «Птички раз! Птички два», «Два гуся», «Солнечные зайчики», «Музыкальные ребята», «Козлята и волк», «Бусинки».
9. Чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, потешек, пословиц, поговорок, песен.
10. Проведение закаливающих мероприятий.
11. Трудовая деятельность: сбор опавших листьев, поливка растений в группе, подметание дорожки к участку и скамеек, сгребание снега, обсыпка деревьев снегом, изготовление снежных построек, сооружение снежной клумбы, поливание песка для игры.
12. Опыты и эксперименты: «Ветер дует, лодочка плывёт», «Превращение снега в воду», «Простые опыты с водой», «Тонет – не тонет», «Свойства бумаги», «Простые опыты с воздухом».
13. Наблюдения за объектами природы и ее явлениями.
14. Вечера развлечений с подвижными играми.
15. Изобразительная деятельность:
- Рисование: «Разноцветные клубочки для котенка Васьки», «Снежинки», «Цветок для мамы».
- Лепка: «Листопад», «Солнышко лучистое», «Зелёная гусеница», «Ромашка».
- Аппликация и ручной труд: «Белочка», «Петушок» - символ Нового года, «Божья коровка»,«Дружные утята», «Полянка цветов» (коллективная).
- Раскрашивание картинок.
16. Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Что где растёт?», «Собери цветок из частей», «Составь картинку», «Где чей дом?», «Время года», «Что лишнее?», «На что похоже» и др.
17. Просмотры видеоматериалов, фотографий.
18. Слушание музыкальных произведений о природе.
Совместная деятельность с родителями
- Рекомендации по наблюдению за природой.
- Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Что растворяется в воде?
- Уход за комнатными растениями и животными дома.
- Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»
- Изготовление кормушек.
- Изготовление газет: «Родная природа», «Мой любимый питомец.
- Высадка посадочного материала (саженцев, рассады цветов, овощных культур).
- Подбор иллюстраций, художественной литературы.
- Заучивание стихотворений с детьми.
- Изготовление с детьми и родителями атрибутов для сюжетно-ролевых игр, масок для подвижных игр и импровизации.
Совместная деятельность со специалистами ДОУ
- Методические рекомендации для работы по данной теме.
- Поиск методической литературы.
- Привлечение инструктора по физической культуре для проведения деятельности.
Итог проекта: Праздник «В гости к лесным зверям».
Перспективный план мероприятий по проекту
Дата Тематика мероприятий Задачи
Сентябрь
1. «Листопад». Показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад».
2. «Вода – друг человека». Показать, что в теплой воде можно мыть посуду, игрушки – они станут чистыми. Вода нужна всем для того, чтобы мыть разные предметы. (С. Николаева).
Октябрь
1. «Где что растет?». Дать детям понятие о фруктах и ягодах; напомнить строение растений (дерево, куст).
2. «Мы поможем». Закреплять знания детей об овощах, их форме, величине, цвете.
3. «Что нам осень подарила?». Конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где что растет.
Ноябрь
1. Ласковый котенок Васька и щенок Тишка». Познакомить детей с частями тела щенка (котенка, их названием, чем питается малыш, как ест (грызет, лакает, отличать голосовые и двигательные реакции, поведение мамы и сына при встрече; обогащать ролевые действия детей.
2. «Рыжая хозяйка». Уточнить названия: дерево, куст; познакомить детей с понятиями: гладкий, колючий, тяжелый, легкий, длинный, короткий, толстый, тонкий; познакомить с обитателем леса – белкой.
Декабрь
1. «Как узнать ель (елку?». Показать детям новое дерево, назвать его, объяснить, чем оно отличается от березы (зеленое, колючее); дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства.
2. «Поможем елке – она живая». Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели: показать, как стряхивают снег, когда его много, чтобы он своей тяжестью не сломал ветки; как прикапывают ствол, чтобы корням было теплее.
Январь
1. «В гостях у нас Снегурочка». Познакомить детей с березой, елкой, с их отличительными внешними признаками; упражнять в пространственной ориентации.
2. «Птицы зимой». Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части.
Февраль
1. «Как снег становится водой». Показать, что снег в тепле тает и становится водой, в талой воде есть мусор, она грязная.
2. «Подарки матушки – зимы». Закреплять знания детей о назначении снежных построек; уточнить знания о названии птиц, частей их тел, голосовых реакциях; уточнить, что кому подарила зима, почему ее зовут матушкой.
3. «Посадка репчатого лука». Уточнить представление о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Учить детей сажать луковицы в землю и в воду, зарисовывать лук в банке. Сообщить, что роста зелени нужна вода.
Март
1. «Состояния воды». Опытным путем убедиться в том, что снег и лед состоят из воды.
2. «Где спит медведь?». Учить детей выполнять необходимые действия, получая результат; заботиться об окружающих, не тревожить понапрасну.
3. «Айболит проверяет здоровье детей». Начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье, особенно весной с помощью пищи, богатой витаминами. Упражнять в различении плодов моркови, свеклы, лука, репки, лимона по назначениям и характерным особенностям. Развивать речь детей.
Апрель
1. «Знакомство с комнатными растениями». Уточнить представления детей о двух уже знакомых им комнатных растениях (бальзамин, фикус, колеус, дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная семейка). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представления о растениях: они живые, им нужны хорошие условия – вода, питательные вещества, тепла, много света.
2. «Веселые воробьи». Расширять представления детей о весне, обогащать их знания новыми словами, понятиями.
3. «Музыкальные ребята». Формировать у детей правильное отношение к живым объектам: учить не бояться, не обижать их.
Май
1. «Сыплем, лепим». Пополнить знания детей о свойствах песка (сухой сыплется, из влажного можно лепить); учить детей пользоваться лепкой.
2. Праздник «В гости к лесным зверям» (совместно с детьми подготовительной группы). Создать эмоциональный настрой детей; повысит их двигательную и умственную активность.
Июнь
1. «Лето красное пришло!» Закреплять представления детей о временах года; учить бережно относиться ко всему живому.
2. Посев семян гороха, лука в огороде. Дать представление о семенах гороха и лука. Формировать навык посадки; воспитывать интерес и желание ухаживать за ним.
3. «Ждем гостей». Демонстрировать образцы ролевого поведения; уточнить знания детей о том, какие животные что едят и как; учить вежливому обращению.
Июль
1. «Бабочки» (стрекозы, гусеницы, божьи коровки). Знакомить детей с разнообразием бабочек (стрекоз, гусениц, божьих коровок, с местом их обитания, о способе питания, особенностях внешнего вида; воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.
2. Подвижные игры: «Птички и бабочки»,«Раз, два три, мотылька лови», «День - ночь», «Найди свой домик». Развивать двигательную активность, учить действовать по сигналу воспитателя, учить играть в коллективе. Доставить детям радость от игры. Упражнять детей в счёте до 5-х, пользоваться знаниями полученными на познавательных занятиях, закреплять знания о способах передвижения насекомых.
3. «Тонут – плавают». Уточнить знания детей о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают в воде.
Август
1. «Плыли по небу тучки» Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развивать наблюдательность.
2. «У цветочной клумбы». Закреплять знания детей о цветах, выращенных на клумбе; закреплять представление о строении цветка: стебель, листья, цветы; учить сравнивать (высокий, низкий).
3. «Береги живое». Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе.
ПЛАН
совместных мероприятий ЦДЮБ и ЛГ МАДОУ «ДСОВ №5 «Дюймовочка»
с детьми второй младшей группы №11 «Радуга» на 2016-2017год
№ п/п Наименование мероприятия Срок выполнения
1. Сбор природного материала и листопада на гербарий. Поделки из листиков (белочка- символ города, петушок – символ нового года и т. д.) сентябрь
2. «Мои первые сказки» знакомство из серии кроха октябрь
3. «Читаем с мамой» книжная выставка (загадки, потешки)
27 ноября День Матери ноябрь
4. Выставка рисунков и поделок
«Подарок Дедушке Морозу» Изготовление альбома с рисунками «Петушок»
18 ноября день рождение Деда Мороза
31 декабря новый год огненного Петуха декабрь
5. «Новогодняя карусель» - подборка книг и стихов к новогоднему празднику.
Громкое чтение сказки декабрь
6. «Коляда- коляда - отворяй ворота!» увлекательная игровая программа январь
7. «Познавательное путешествие» выставка детских журналов февраль
8. «Чудо – дерево!» книжная выставка к юбилею писателя. Громкое чтение сказки.
31 марта – 135 лет со д. р. К. И. Чуковского март
9. «Веселая гимнастика в стихах и картинках»
(громкое чтение стихотворений различной тематики и одновременное выполнение движений)
07 апреля Всемирный день здоровья апрель
10. «Есть по соседству библиотека» - экскурсия в библиотеку (27 мая общероссийский день библиотек) май
Используемая литература:
1. Гончарова Е. В. Экология для малышей: Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений /Е. В. Гончарова. Под общ. ред. Г. Н. Гребенюк. Издание 2. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. – 188 с. : ил.
2. Гризик. Т. И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2015. – 208 с. – (Радуга).
3. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. : Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288 с.
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 176 с. (Программа развития).
5. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
6. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2003. – 128 с. : ил.
7. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2 – 4 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.
8. Султанова М. Серия "Для дошкольников". "Простые опыты с водой", "Простые опыты с бумагой", " Простые опыты с воздухом".
9. Теплюк С. Н. Игры-занятия на прогулке с детьми 2 – 4 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. – 176 с.