Наталия Комина
Проект «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Согласно ФГОС, каждое дошкольная образовательная организация имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам. Одной из таких задач является формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.
Публикация «Проект „Азбука безопасности“» размещена в разделах
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.
Актуальность.
Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Каким опасным стал окружающий мир- это и дороги; бытовая техника; пожары в природе и дома; ядовитый и опасный для детей растительный мир.
Одна из важнейших задач родителей и воспитателей – это научить ребёнка правильно вести себя в опасных ситуациях.
На сегодняшний день остро стоит проблема популяризации уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу. Одним из таких участников являются и дети. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно в процессе практической деятельности.
Чтобы знания, полученные детьми в детском саду, помогли в будущем, необходимо, чтобы дети в процессе обучения сами могли «добывать» их, сравнивать, анализировать, делать выводы. Ребёнок быстрее поймёт и усвоит правила не в обычной беседе, а в образовательной деятельности, которая была бы ему интересна и увлекала.
Поэтому изучение правил поведения, является одной из
главных задач на сегодняшний день. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, в доме реализуется через активную деятельность всех участников, а способствовать этому будет работа над проектом «Азбука безопасности».
Проблема
У детей недостаточно информации о потенциально опасных для человека ситуациях. У детей не сформированы правила поведения в природе и окружающем мире. Дети не осознают значимости укрепления здоровья. Взрослые мало рассказывают о разностороннем мире и его опасностях.
Цель проекта : формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице, дороге, в доме и в природе, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях
Задачи проекта :
• Формирование знаний детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе.
• Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
• Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице;
• Развивать умение передавать свои впечатления от увиденного в рисунках и аппликации;
• Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
• Воспитывать дружеские взаимоотношения детей, умение действовать согласованно;
• Воспитывать бережное отношение к растениям, проявлять интерес к ним.
Тип проекта : информационно-практический
Продолжительность проекта : среднесрочный (1 месяц).
Участники проекта :
Дети 2 младшей группы
Воспитатели
Родители 2 младшей группы
Формы организации работы с детьми
1. Совместная деятельность педагога с детьми:
• чтение и рассматривание познавательной, художественной литературы,
• исследовательская деятельность,
• пение песен,
• посещение автодрома,
• игры,
• беседы,
• продуктивная творческая деятельность,
• дидактические и сюжетно-ролевые игры,
• экспериментирование.
2. Проблемные ситуации.
3. Самостоятельная деятельность детей:
• рассматривание альбома,
• иллюстраций,
• познавательной литературы,
• творческая продуктивная деятельность.
Продукты проекта
• Альбом «Внимание, дорога».
• Выставка рисунков «Мир вокруг нас».
• Конспекты совместной деятельности педагога с детьми.
• Альбом стихов, загадок и рассказов по ПДД.
• Картотека иллюстраций по темам «Электроприборы».
• Картотека иллюстраций по темам «Ядовитые растения»
• Картотека иллюстраций по темам «Лекарственные растения».
• Альбом «Спички детям не игрушка».
• Выставка детских работ «Пожарные машины мчатся на помощь».
• Выставка совместных работ родителей и детей «Опасный окружающий мир».
• Гербарий «Лекарственные растения нашего края».
Прогнозируемые результаты
Дети должны знать:
-об опасностях окружающего мира (дети и дорога, огонь, ядовитые растения, один дома);
-причины пожара;
-сигналы светофора, некоторые знаки дорожного движения;
-знать ядовитые и лекарственные растения.
Дети должны уметь:
-объяснять и давать оценку в правилах дорожного движения;
-проявлять интерес к правилам здоровьесберегающего поведения.
Дети должны иметь представление:
-о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе;
-об использовании своих знаний в экстренных случаях;
-о спасательных службах (пожарная часть, скорая помощь, полиция).
Содержание работы над проектом поэтапно :
1 этап- подготовительный
Цель: формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов по теме проекта.
Формы организации работы 1 этапа
-составление проекта «Азбука безопасности»
-составление плана совместных мероприятий педагогов и детей;
-подбор методической и художественной литературы:
Авдеева Н. Н. «Безопасность» С-Петербург, Детство-Пресс,2002.
Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд. :ЦГЛ Москва,2003.
Извекова Н. А. «Правила дорожного движения».
К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
В. А. Добряков «Три сигнала светофора»;
-разработка конспектов совместной деятельности педагога с детьми;
-составление сценария спортивного досуга;
-подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых игр;
-изготовление пособий, нестандартного оборудования для развития двигательной активности;
-подбор ТСО: мультимедиа-проектор, экран, ПК, музыкальный центр;
-составление анкет для родителей;
-оформление наглядной информации для родителей;
-работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2 этап- практический
Цель: обогащение представлений детей о безопасном поведении в окружающем мире через поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Содержание работы по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие:
• Беседы- цель: содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных, опасных ситуациях).
«Правила поведения на дороге» -цель: формирование у детей младшего школьного возраста основных правил поведения на улице и дорогах.
«Спички -не игрушка, огонь не забава» -цель: привить навыки осторожного обращения с огнём; -познакомить детей с причинами пожаров и правилами поведения при их возникновении; -воспитать чувство ответственности за жизнь и здоровье: своё и окружающих.
«Один дома» - цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения дома; закрепить умение правильно и быстро сообщить об опасности; уточнить представления детей об опасных для жизни предметах «Я и моё здоровье» - цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
• Настольные игры -цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, на улице,в природе; развивать сообразительность, внимание, воспитывать чувство товарищества.
«Город, в котором мы живём» - цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.
«Знаки дорожного движения» - цель: обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге; развивать. мышление, память, внимание, речь.
«Валеология» - цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.
«Огнеопасные предметы» - цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.
• Дидактические игры - цель: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице и в быту, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.
«Разрешается-запрещается» - цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения детей на улице, о правилах дорожного движения, различных видов транспортных средств.
«Дорожные знаки» - цель: Познакомить детей с основными дорожными знаками и научить понимать их.
«Слушай внимательно» - цель: развивать слуховую память.
«Угадай профессию» - цель: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.
«С чем нельзя в лес ходить?» - цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
«Я знаю три растения» - цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
«Внимание, дорога!» - цель: Формировать первичные представления о безопасном поведении на дороге детей младшего дошкольного возраста.
• Сюжетно-ролевые игры – цель: выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в конкретной ситуации; знакомить детей с правилами дорожного движения, учить понимать сигналы светофора, дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице, в природе, расширить знания по безопасности движения, воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц, развивать внимание, ответственность.
«Мы- шофёры» - цель: Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
«Мы пожарные» - цель: расширить представление детей о профессии пожарный. Познакомить с основными правилами пожарной безопасности.
«Медицинский центр» - цель: сформировать у детей умение в сюжетно – ролевую игру. Показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. .
Художественно-эстетическое развитие:
Цель: способствовать реализации полученных навыков и умений в художественной деятельности; развивать творческий потенциал детей, их воображение.
• Аппликация «Пожарная машина», рисование «Пожарные мчатся на помощь», конструирование «Улицы нашего посёлка».
• Рассматривание плакатов:
Цель: через наглядную информацию способствовать развитию правильного поведения на улице, в транспорте, на дороге, в природе, дома.
«Азбука безопасности на дороге»,
«Пожарная безопасность»,
«Моё здоровье - моё богатство».
• Познакомить с литературными произведениями:
• С. Михалков «Светофор», «Скверная история»,
• М. Пляцковский «Светофор»,
• А. Северный «Три чудесных цвета»,
• Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина»,
• О. Бедарев «Если бы…»,
• Н. Носов «Автомобиль»,
• В. Головко «Правила движения»,
• Носов Н. «Автомобиль»,
• Михалков С. «Дядя Степа – милиционер. Моя улица. Велосипедист»;
• Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»;
• Тарутин О. «Для чего нам светофор»;
• Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
• Дугилов А. «Моя улица»;
• Загадки, стихи о транспорте, о дорожных знаках
Познавательное развитие:
• Совместная деятельность:
Драматизация сказки «Кошкин дом», «Лесное путешествие с Знайкой»,;
Сбор гербария «Лекарственные растения», «Азбука безопасности», Дыхательная гимнастика с Пилюлькиным.
• Наблюдения:
Цель: через наблюдение способствовать составлению собственного мнение у каждого ребёнка о правильном или не правильном поведении в конкретной ситуации.
«Работа водителя»,
«Машина пожарных и беседа с командиром отделения»,
«Подорожник»,
Экскурсии по детскому саду.
Речевое развитие:
• Заучивание стихотворений о ПДД, загадки о пожаре.
• Выставка в книжном уголке.
• Составление творческих рассказов:
Цель: развивать у детей воображение через придумывание собственных историй по соблюдению правил дорожного движения.
«Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»;
«Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»;
«Истории в транспорте»;
«Интересный случай на дороге».
Физическое развитие:
•Подвижные и малоподвижные игры
Цель: через подвижные игры закрепить знание правил дорожного движения, правил поведения дома, в природе, на улице; умение действовать в команде, развивать быстроту реакции и ловкость.
«Цветные автомобили»,
«Светофор»,
«Весёлый пешеход»,
«Пожарные на учениях»,
«Самолёты»,
«Мышеловка».
3 этап - оценочно-рефлексивный
Цель: обобщение знаний детей о безопасности окружающего мира.
Задачи:
1. Закрепить знания детей об осторожном и осмотрительном отношении к потенциально опасным для человека ситуациям;
2. Закреплять знания детей о предметном мире дома и правильном безопасном использовании его;
3. Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель;
4. Создать у детей радостное настроение при участии в досуге, желание познавать окружающий мир.
4 этап – презентационный
• Мультимедийная презентация проекта на Педагогическом Совете.
• Оформление опыта работы в педкабинет по проекту «Азбука безопасности».
Взаимодействие с родителями
Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс на основе педагогического сотрудничества.
Задачи:
1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.
2. Формировать представление родителей о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навыков гигиены и т. д.
3. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
4. Привлечь родителей к подготовке материала, пособий, атрибутов.
Содержание работы с родителями
Оформление памяток для родителей:
• «Причины детского дорожного травматизма»,
• «Обучение детей наблюдательности на улице»,
• «Безопасность на водоёме в летний период»,
• «Правила перевозки детей в автомобиле»,
• «Памятка для родителей по ПДД»,
• «Памятка для родителей-водителей».
Оформление ширм:
• «Безопасность ребёнка на улице»,
• «Безопасность на транспорте»,
• «Здоровье детей в наших руках».
Изготовление папок-передвижек:
• «01- телефон пожарной охраны»,
• «Лекарственные растения»,
• «Безопасность на улице».
Стенгазета:
«Мы здоровье укрепляем!»
Выставка рисунков:
«Безопасность глазами детей»
Индивидуальные и групповые консультации
• «Игра, как средство воспитания»,
• «Родители- пример для подражания»,
• «Чему мы можем научить?»
Совместная деятельность детского сада и семьи
Рекомендации по чтению художественной и познавательной литературы. Совместная художественно-творческая деятельность. Составление памяток, рекомендаций, альбомов, фотогазеты. Оформление выставки и материала по проекту. Анкетирование родителей.
Результат проекта :
По итогам проекта можно сказать, что формирование безопасного
поведения дошкольников на дорогах, улицах, в природе, дома – процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых.
Сам проект способствовал более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, соблюдению правил нахождения в природе, дома, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитию чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, дети научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; дети стали уверенно отличать и называть правила безопасного поведения на улице. Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.
Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют их назначение.
Дети знают как правильно себя вести дома, когда они остаются одни, что бы не навредить себе и окружающим.
Так же узнали как вести себя в различных опасных ситуациях.
Хочется надеяться, что работа в данном направлении
принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут
им избежать неприятностей на дороге.
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем можно продолжить работу в этом же направлении, разработка сценариев для проведения занятий по ПДД, памяток по ПДД в зимне – весенний и летние периоды, во время гололёда, привлекая большее количество детей. Планируется пригласить для сотрудничества инспектора ГИБДД, для получения более обширной и интересной информации по безопасному поведению детей на улице, дорог, в транспорте.
Обеспечение проекта
1. Методическая литература
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
2. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 48.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
4. Беляевская Г. Д. «Правила дорожного движения» Для детей 3 -7 лет – В. : Учитель,2015.
5. Бордачева И. Ю. Наглядно дидактическое пособие «Дорожные знаки» для детей 4 – 7 лет Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 г.
6. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
7. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
8. Данилова Т. И. Программа "Светофор" Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2013.
9. Елжова Н. В. «ПДД в детском саду» Ростов- на -Дону «Феникс» 2014 г.
10. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском. – М., 2007.
11. Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2008.
12. Комплексные занятия с детьми 4 – 7 лет / авт. - сост. О. Ф.
Горбатенко. Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2013 г.
13. Крутецкая В. А. Моя первая дорожная азбука в картинках. –
СПб. : Издательский Дом «Литература», 2012.
14. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008. №3
15. Открытые мероприятия для детей старшей группы.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов
ДОУ, родителей, гувернеров. – Авт. – сост. : Аджи А. В., Кудинова Н. П.
Воронеж: ООО «Метода», 2014 г.
16. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД "Корифей".
17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
18. Полынова В. К. Основы безопасности жизнедеятельности детей
дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г.
19. Саулина Т. Ф. Три сигала светофора: Ознакомление
дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
2. Детская художественная литература
• Чуковский К. И. «Федорино горе», «Путаница»
• Михалков С. «Трезор»
• Маршак С. Я. «Пожар», «Кошкин дом»
• Толстой Л. Н. «Пожарные собаки»
• Жидков Б. «Пожар в море», «Дым», «Пожар»
• Стихи, загадки по ПДД и пожарной безопасности
3. Дидактический демонстрационно-наглядный материал
• Знаки дорожного движения
• Плакаты по пожарной безопасности
• Плакаты по ПДД
• Плакаты «Один дома»
• Автогородок
• Иллюстрации ядовитых и лекарственных растений
• Стенд по пожарной безопасности