Папки-передвижки

Проект в средней группе «Чему учит сказка»

Марина Царёва
Проект в средней группе «Чему учит сказка»

Тема проекта : «Чему учит сказка»

Автор проекта : Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 430» Царева М. П.

Вид проекта : групповой, долгосрочный, познавательно – творческий.

Сроки проведения: 2021-2022 учебный год.

Участники проекта : воспитанники средней группы № 4, воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность проекта

Публикация «Проект в средней группе „Чему учит сказка“» размещена в разделах

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

В настоящее время все чаще наблюдаются примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.

В связи с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.

Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция сказки - это яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка – все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

Цель проекта :

Способствовать развитию и воспитанию у каждого ребенка духовного начала, положительных нравственных чувств через организацию совместной деятельности педагогов, детей и родителей в процессе знакомства с русскими народными сказками.

Задачи:

o Побуждать у детей интерес к сказкам.

o Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

o Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

o Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

o Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

o Выразительное чтение сказки воспитателем, т. е. дословная передача текста.

o Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

o Постановка сказки в театральном уголке, используя куклы и играя роли самостоятельно. использование театральной атрибутики.

o Дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины: “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Приемы формирования восприятия сказки

o Выразительность чтения (достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение). Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

o Повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

o Выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Помогает лучшему усвоению текста.

o Вопросы после чтения: Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? и др.

o Дополнительные приемы, которые усиливают эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, включение соответствующей музыки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

o Привлечение детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

o Словесные приемы: объяснение до процесса чтения или по ходу чтения новых неизвестных слов и выражений.

o Рассматривание иллюстраций в книге в той последовательности, в которой они размещены в сказке (после чтения).

o Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Этапы работы со сказкой

1. Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

2. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

3. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

4. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Краткое содержание проекта :

I. Подготовительный этап.

- Круглый стол с родителями «Может ли сказка воспитать нравственные качества у дошкольников?»

- Беседа с детьми на тему «Ваши любимые сказки»

- Задание поискового характера для совместного выполнения детей и родителей:

«Расскажи о своей любимой сказке»

II. Основной этап.

1. Выполнение творческих заданий:

- Выполни рисунки по сюжету своей любимой сказки

- Расскажи о своих любимых сказочных героях товарищам в группе

- Покажи сказку (Дети вместе с родителями готовили инсценировку фрагмента любимой русской народной сказки)

- Придумай свою сказку

2. Моделирование действий персонажей сказок с помощью настольного театра, обсуждение вместе с детьми поступков сказочных героев (хороший – плохой; добрый – злой, хитрый, лживый – правдивый и др.)

3. Дидактические игры «Волшебный кубик со сказками», «Оцени поступок сказочного героя», «Разложи картинки правильно» и др.

III. Заключительный этап.

o Оформление продуктов совместного детско-родительского творчества.

o Проведение театрального фестиваля в группе

o Создание в группе мини-музея «В гостях у сказочных героев»

Ожидаемые результаты (продукт проекта) :

o В результате работы над проектом будут созданы продукты совместного детско-родительского творчества – альбомы с рисунками по любимой сказке; подготовлены инсценировки отрывков из любимой сказки, книжки-малышки со сценариями авторских сказок для детского театра.

o Проведена акция «Подари книгу детскому саду», в результате чего будет пополнен книжный уголок в группе новыми сказками, рекомендованными Образовательной программой для детского чтения.

o В ходе проведения работы по проекту у детей будет сформирован устойчивый интерес к совместному с взрослым чтению художественной литературы; русских народных сказок, умение слушать собеседника, спокойно отстаивать свое мнение, самостоятельно решать поставленную задачу.

Сказка в системе нравственного воспитания

ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА

п/п Название сказки Нравственные качества

(4-5 лет)

1 Сказка «Репка» Общее дело, значимость даже малой помощи.

2 «Лисичка со скалочкой» Справедливость

3 «Теремок» Умение жить дружно

4 «Кот, петух и лиса» Дружба, взаимопомощь, отзывчивость

5 «Волк и семеро козлят» Послушание / обман. Как добрые и миролюбивые побеждают, заботятся друг о друге и помогают друг другу.

6 «Лиса и заяц» Добро/зло; мудрость/хитрость; гостеприимство/коварность; осмотрительность/неосторожность; беззащитность/непорядочность. Сочуствие, смелость, отзывчивость, справедливость

7 «Гуси – лебеди» Послушание/непослушание; любовь, отзывчивость.

8 «Зимовье зверей» Дружба, согласие

9 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Послушание/непослушание; осмотрительность/неосторожность; взаимная любовь, заботливость, терпение

10 «Маша и медведь» Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

11 «Петушок и бобовое зернышко» Взаимопомощь, трудолюбие

12 «Коза Дереза» Доверие, доброта, хитрость, обман

13 «Рукавичка» Отзывчивость, доброта

14 «У страха глаза велики» Смелость, трудолюбие

15 «Снегурушка и лиса» Послушание/непослушание; Взаимопомощь Добро; хитрость/доверие

16 «Привередница» Послушание/непослушание; любовь, отзывчивость.

17 «Жихарка» Послушание/непослушание. смекалка. Взаимовыручка. Дружба

Публикации по теме:

«Сказки Ситцевой Страны» История первая. «Где и чему учат домовых» (сказка для детей и взрослых)«Сказки Ситцевой Страны» История первая. «Где и чему учат домовых» (сказка для детей и взрослых) «Если б я был маленький- маленький гном, Я б умывался бы каплей дождя, На божьей коровке Я бы ездил верхом, Удочку прятал бы В дырочку.

Фотоотчет о занятии по ФЭМП «Мальвина учит считать Буратино» в средней группеФотоотчет о занятии по ФЭМП «Мальвина учит считать Буратино» в средней группе Познавательное развитие (Ф. Э. М. П.) средняя группа «Мальвина и Буратино в гостях у ребят» Задачи: Показать образование числа 4 на основе.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания в нетрадиционной форме в возрастной группе 2–3-х лет «Чему мы научились» Цель собрания: • подведение итогов совместной деятельности воспитателя и родителей за первый год пребывания детей в группе; Задачи: познакомить.

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Чему мы научились за год»Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Чему мы научились за год» Цель:Подведение итогов образовательной деятельности. (По результатам мониторинга) Задачи:Познакомить родителей с достижениями и успехами.

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Чему мы научились за год»Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Чему мы научились за год» Цель: - подведение итогов образовательной деятельности. Задачи: - познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; - подвести.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Мальвина учит Буратино. Счет в пределах 5»Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Мальвина учит Буратино. Счет в пределах 5» Конспект НОД по ФЭМП в старшей «Мальвина учит Буратино» Программное содержание: Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать.

Подгрупповая организованная деятельность в старшей логопедической группе с ОНР «Незнайка учит предлоги»Подгрупповая организованная деятельность в старшей логопедической группе с ОНР «Незнайка учит предлоги» Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания. Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, безопасность,.

Практикум для родителей «Чему нас учит сказка «Курочка Ряба» Уважаемые родители! Как вы думаете, где еще кроме стихов, пословиц, поговорок, мы можем черпать истину семейных отношений? Конечно, в сказках.

Проект в средней группе «В гости сказка к нам пришла»Проект в средней группе «В гости сказка к нам пришла» Руководитель проекта: воспитатели Вид проекта: информационно-творческий. Срок реализации проекта: краткосрочный – с 20.01.2021по 26.01.2021.

Занятие «Чему нас учит солнце?»Занятие «Чему нас учит солнце?» Все эти шедевры выполнены детьми после проведения занятия "Чему нас учит солнце" Цель:социализация несовершеннолетних средствами культурно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в средней группе «Чему учит сказка»
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 08:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД