Отараева Надежда
Проект «Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ НА ТЕМУ :
«Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации
Введение
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие
совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная
деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет
учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке,
Публикация «Проект „Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах
освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики,
технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может
осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Сегодня в сфере образования
выделяется большое число инновации различного характера, направленности и значимости,
проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в
организацию, содержание, методику, технологию преподавания.
Актуальность
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом
особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное
право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных
взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества,
взаимодействия и доверительности.
В ФГОС ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей – это создание
необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями
воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение
компетентности родителей в области воспитания.
Цель проекта : использование инновационных форм работы с семьей для
повышения педагогической компетенции родителей и вовлечение их в образовательный
процесс детского сада.
Задачи:
создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и
педагогами детского сада;
приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее
эффективных форм взаимодействия;
повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных
традиций, здоровый образ жизни;
организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как
полноправных участников образовательного процесса.
Предполагаемый результат:
Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства
детского сада и семьи будет способствовать:
повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах
воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической
поддержки семьи;
формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с
педагогами детского сада, а также участию в образовательном процессе ДОУ;
установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения
дошкольников между детским садом и семьей.
2
1. Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи
Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку
предоставлено право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы,
высказывать мнение, проявлять активность.
Главное – сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и
папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие,
как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой
пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты.
Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в
сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского
сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников
педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
Этот принцип требует:
- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях
ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;
- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят
усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из
взаимодействующих сторон;
- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении
решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических
влияний на него;
- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником
педагогического процесса;
Научно практический принцип
- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;
- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза
между социальными партнерами;
- организация психологической и педагогической помощи всем участникам проекта
Индивидуальный подход
Необходимо не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель,
общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и
пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования,
представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального
состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В
зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
2. Этапы реализации проекта.
Данный проект содержит в себе следующие этапы реализации :
1 этап – подготовительный;
Цель – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной;
Цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками
образовательного процесса.
3 этап – заключительный;
Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Содержание:
Тема: Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам
воспитания. Сотрудничество педагогов, детей и родителей.
3
Цель: Познакомить родителей с психологическими возрастными особенностями
детей: помочь им лучше узнать, понять собственного ребенка, почувствовать его состояние,
настроение, переживания, стремление осознать зависимость поведения детей от поведения
взрослых.
Содержание: Для повышения педагогической компетентности родителей
проводились следующие мероприятия: «Семейные гостиные», родительские собрания,
тренинговые занятия.
3. Основные риски от внедрения проекта.
При внедрении данного проекта могут возникнуть следующие риски:
Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно
из проблемных семей.
Не всегда высокая компетентность воспитателей в вопросе организации и
построении контакта с родителями в современных социальных условиях.
Предупреждение рисков:
Распределение сфер ответственности в работе с родителями между
воспитателями, старшим воспитателем, медсестрой, заведующей, музыкальным
руководителем и др.
Разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ.
Опора на помощь родительского комитета.
Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают,
зазывают, заинтересовывают родителей.
4. Критерии оценки эффективности реализации проекта.
Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:
изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ,
как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание
их совершенствовать;
рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому
просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других
родителей;
проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок,
использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах,
объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ.
Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;
положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников
в ДОУ.
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное
учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского
участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы
с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия
позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные
участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об
эффективности использования современных форм в работе с родителями
4
Перспективный план по работе с родителями в рамках проекта
«Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации
ФГОС дошкольного образования»»
Сентябрь
Неделя
№2
Цель: Нацелить родителей к активной, совместной и педагогически правильной
работе по проведению хорошей адаптации детей к новой группе, воспитателям.
Формы работы : Совместная подготовка к учебному году.
Индивидуальная работа: Беседы по адаптации, советы специалистов по
адаптации, игры в группе: «Ребёнок + родитель + воспитатель», обновление
группового инвентаря, участка.
Наглядная информация : «Режим дня», «Сетка организованной деятельности»,
«Советы психолога», «Визитка», «Учите и читайте вместе с нами»,
«Закаливание», «Что должно быть в шкафчике», и т. д.
Неделя
№3
Цель: Ознакомление родителей с планом на год. Обсуждение рекомендаций и
пожеланий.
Формы работы : Родительское собрание :
1. «Приятно познакомиться!»
2.«Самообслуживание в жизни ребёнка»
Индивидуальная работа: Анкеты, Вопросник: «Мой ребёнок, какой он?»
Наглядная информация : Информационный плакат «Как воспитывать
самостоятельность!», «Алгоритм одевания, умывания!».
Неделя
№4
Цель: Узнать о семьях, их интересах, занятиях, познакомиться друг с другом
поближе.
Индивидуальная работа: Советы по оформлению семейного фото!
Формы работы : Фотовыставка «Будем знакомы!».
Наглядная информация : Организация фотовыставки.
Октябрь
Неделя
№1
Цель: Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному
труду; сплочение в общем деле.
Формы работы : Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для
птиц.
Индивидуальная работа: Беседа «Совместный труд», Развешивание кормушек
для птиц.
Наглядная информация : «Способы изготовления кормушек», «Покормите птиц
зимой» «Мы любим природу!»
Неделя
№2
Цель: Настроить родителей на совместную работу по плану группы.
Формы работы : Консультация «Девиз группы: выполнение желаний детей,
родителей, педагогов!»
Индивидуальная работа: Беседы: «Одежда детей в группе и на улице!»,
«Маркировка одежды», «Живём по режиму!».
Наглядная информация : Советы психолога: «Кризис 4 лет», «Режим – это
важно!», «Роль семьи в воспитании детей!»
Неделя
№3
Цель: Поделиться опытом удачных моментов воспитания в семье.
Формы работы : Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!».
Индивидуальная работа: Советы по оформлению семейного фото.
5
Наглядная информация : Сбор фотографий в информационную папку на тему :
«Секреты воспитания!».
Неделя
№4
Цель: Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома,
активизация творчества родителей и детей.
Формы работы : Выставка в рубрике «Осенние фантазии»
Индивидуальная работа: Советы, предложения.
Наглядная информация : Оформление рисунков сделанных в совместной
деятельности детей и родителей дома, тема: «Рисуем вместе!»
Ноябрь
Неделя
№1
Цель: Привлечение родителей к подготовке группы к холодам и профилактика
заболеваемости.
Формы работы : Совместная подготовка группы к зиме.
Индивидуальная работа: Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах
профилактики и лечения.
Наглядная информация : «Как беречь здоровье!», «Профилактика гриппа!»
Неделя
№2
Цель: Выяснить в какие развивающие игры играют дома. Привлечение родителей
к совместному созданию с детьми фоторепортажей.
Формы работы : Фоторепортаж с рассказом «Играем дома!».
Индивидуальная работа: Советы по оформлению семейного фото.
Наглядная информация : Фотовыставка на тему: «Играем дома!».
Неделя
№3
Цель: Дать знания о важности настольно – развивающих игр, их значении,
подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. Изготовление
родителями в группу новой развивающей игры.
Формы работы : Консультация – практикум «Роль игры в семье и детском саду!».
Индивидуальная работа: Предложение родителям поиграть дома с детьми в
развивающие игры
Наглядная информация : Сбор – отчёт домашних развивающих игр, выставка
групповых настольно – развивающих игр, в соответствии с возрастом,
программой, оформлением. Организация пункта обмена играми для игры дома!
Неделя
№4
Цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в
настольные дидактические игры
Формы работы : Проект «Играя – развиваемся».
Индивидуальная работа: Помощь – совет по приобретению игр домой,
привлечению детей в игру.
Наглядная информация : «Дид. игра как важное средство умственного развития
детей!», «Рекомендации по привлечению детей в игру!»
Декабрь
Неделя
№1
Цель: Фото отчёт о проделанной по проекту работе, успехах детей. Познакомить
родителей с активностью детей в дидактических играх.
Формы работы : Фотогазета со стихами «В детском саду играем, много нового
узнаем!»
Индивидуальная работа: Советы, рекомендации, обыгрывание игр с родителями
в детском саду, обмен играми.
Наглядная информация : Организация фотовыставки, перечень – рекомендация:
«Умные игры» для дома!
6
Неделя
№2
Цель: Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту.
Включение родителей в совместную деятельность.
Формы работы : Фото общение «Движение – это жизнь!».
Индивидуальная работа: Беседы, советы, рекомендации, советы по оформлению
семейного фото.
Наглядная информация : Сбор фотографий с рассказами «Осторожно – грипп!»,
«Если дома больной!», «Меры предупреждения и лечения гриппа!»,
«Закаливание».
Неделя
№3
Цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в
совместной деятельности изготовить игрушки и украсить группу к празднику.
Формы работы : Конкурс самоделок «Новогодние игрушки своими руками».
Индивидуальная работа: Приобретение и изготовление в группу украшений.
Советы по изготовлению родителей с детьми игрушек – самоделок.
Наглядная информация : «Какие бывают снежинки!», «Творческий подход к
делу!». Выставка поделок.
Неделя
№4
Цель: Получить эмоции от праздника, удовлетворение от участия, воспитывать
сплочение, коммуникабельность.
Формы работы : Совместно проведённый праздник Зимы!
Индивидуальная работа: Предложения участия, чтения стихов, советы по
костюмам. Изготовление подарков с детьми для родителей.
Наглядная информация : «Как дарить подарки!», «Чтобы было всем весело!»,
«Новогодние костюмы»
Январь
Неделя
№1
Цель: Воспитывать сплочённость группы, желание поделиться своей радостью,
впечатлениями.
Формы работы : Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!».
Индивидуальная работа: Советы по оформлению семейного фото.
Наглядная информация : Фотовыставка «Как мы весело отдыхали и Новый год
встречали!»
Неделя
№2
Цель: Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними
постройками, оздоровление.
Формы работы : День добрых дел «Снежные постройки!».
Индивидуальная работа: Советы по изготовлению построек, горки,
использование орудий труда, договорённость о сборе родителей.
Наглядная информация : «Каким бывает снеговик?», «Пословицы и поговорки о
зиме», «Зимние стихи»
Неделя
№3
Цель: Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах
деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно
проводить время с детьми на улице.
Формы работы : Фотогазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду!».
Индивидуальная работа: Советы, рекомендации по прогулке с родителями
вечером.
Наглядная информация : Организация фотовыставки, папка «Зимой гуляем,
наблюдаем, трудимся, играем!»
Неделя
№4
Цель: Дать знания о важности развития речи, как заниматься дома развитием
речи, эффективных приёмах. Развивать заинтересованность родителей в решении
вопросов совместного развития детей. Воспитывать активность.
7
Формы работы : Родительское собрание : «Речь дошкольника».
Индивидуальная работа: беседы и советы по теме. анкета: «что и как читаем
дома?», «музыкальный киоск»
Наглядная информация : «Читаем всей семьёй!», «Воспитание художественной
литературой!», «Игры с детьми по развитию речи», «Пение в помощь речи!»,
«Характеристика речи ребёнка».
Февраль
Неделя
№1
Цель: Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной
деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.
Формы работы : ИЗО выставка в рубрике «Домашние зарисовки».
Индивидуальная работа: Советы по работе с нетрадиционными материалами,
показ образцов, оформлению
Наглядная информация : Организация выставки рисунков на тему: «Моя любимая
сказка».
Неделя
№2
Цель: Привлечь мам и детей к оформлению выставки – поздравления к Дню
защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять
творчество
Формы работы : Фотогазета «Самый лучший папа мой!».
Индивидуальная работа: Сбор фото рассказов, их оформление, советы по тексту,
подбор стихов мамами для своих пап.
Наглядная информация : Организация фотовыставки с рассказами о папах!
Неделя
№3
Цель: Привлекать к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой,
упражнениям со спортинвентарём. Воспитывать активное участие в укреплении
здоровья детей.
Формы работы : Консультация – практикум «Физкультура – ура!»
Индивидуальная работа: Советы специалиста, показы упражнений,
использование спортинвентаря, анкетирование «Дружите ли Вы с
физкультурой!»
Наглядная информация : «Занятия физическими упражнениями с ребёнком
дома!», «Массажи», «Бережём здоровье детей вместе!», «Игры с мячом!».
Неделя
№4
Цель: Получить положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия
в развлечении, воспитывать сплочение, коммуникабельность.
Формы работы : Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе
с мамой поиграть хочу!».
Индивидуальная работа: Рекомендации по спортивной одежде, разучиванию с
детьми стихов, отработке упражнений с мячом.
Наглядная информация : Приглашение от детей и воспитателей на развлечение.
Март
Неделя
№1
Цель: Привлечь пап и детей к оформлению выставки – поздравления к 8 марта.
Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество
Формы работы : Организация фотогазеты «От чистого сердца, простыми словами,
давайте друзья потолкуем о маме!».
Индивидуальная работа: Сбор фото рассказов, их оформление, советы по тексту,
подбор стихов папами для своих мам.
Наглядная информация : Организация фотовыставки с рассказами о мамах!
Неделя
№2
Цель: Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном
празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности.
8
Формы работы : Совместно проведённый весенний праздник.
Индивидуальная работа: Заучивание стихов, советы по оздоровлению.
Наглядная информация : «Весенние стихи», «Музыка в помощи иммунитету!»,
«Как уберечься от ОРЗ!».
Неделя
№3
Цель: Научить родителей правильно реагировать на ссоры, споры, драки детей,
научить решать конфликты, поделиться способами наказания и поощрения,
воспитывать желания мирным путём находить выход из разных проблемных
ситуаций.
Формы работы : Родительский клуб с участием воспитателей «Способы
разрешения конфликтных ситуаций».
Индивидуальная работа: Советы специалиста, обмен мнениями, решение
проблемных ситуаций в группе.
Наглядная информация : Приглашение на беседу «Наказание и поощрение!»
«Согласие между родителями – это важно!», «Как решить спор!».
Неделя
№4
Цель: Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с
растениями, уходу за ними.
Формы работы : Совместное создание в группе огорода
Индивидуальная работа: Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление
огорода.
Наглядная информация : «Как использовать пластиковую бутылку?», «Что
посадим в огороде!», «Стихи о растениях», фоторепортаж «Как мы ухаживаем за
растениями!».
Апрель
Неделя
№1
Цель: Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми,
воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на
выставке, углублять знания детей о птицах.
Формы работы : Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц
позвала!»
Индивидуальная работа: Объяснение заданий, советы по использованию
творческого подхода, подбор стихов о птицах
Наглядная информация : Оформление выставки рисунков – игр, данных
воспитателями для совместной логической и изобразительной деятельности
детей и родителей, стихи о птицах.
Неделя
№2
Цель: Формирование у родителей и детей коммуникабельности, сплочения,
получение положительных эмоций, воспитание желания активно участвовать в
совместной деятельности.
Формы работы : День именинника
Индивидуальная работа: Сбор фото, оформление группы родителями,
приобретение подарков, рекомендации по прохождению развлечения, подбор
стихов о детях.
Наглядная информация : Приглашение – объявление, поздравления, фото детей
«Как я вырос!» (со стихами).
Неделя
№3
Цель: Привлечь к проблемам группы, оснащению прогулочным материалом,
воспитывать желание проявлять участие, творческую активность.
Формы работы : День добрых дел «Выносной материал».
Индивидуальная работа: Советы, рекомендации, просьбы, пояснения, показ по
использованию.
9
Наглядная информация : «Новая жизнь бросового материала», «Что нам нужно на
улицу!», «Спортинвентарь».
Неделя
№4
Цель: Привлечь родителей к воспитанию детей, научить управлять детским
коллективом, выполнять с ними задания, доводить дело до конца, воспитывать
уверенность в себе.
Формы работы : «День самоуправления!»
Индивидуальная работа: Консультации родителям по проведению ими занятий,
зарядок, прогулки. Подготовка материала к занятиям.
Наглядная информация : Фоторепортаж «Наши успехи в дни самоуправления!»
Май
Неделя
№1
Цель: Привлечь родителей к участию в дне памяти ВОВ, творческому
изготовлению звезды памяти из любого материала. Воспитывать желание знать
больше о родных
Формы работы : Организация выставки – поздравления к Дню Победы!
Индивидуальная работа: Советы по оформлению, подбор стихов, поздравлений.
Наглядная информация : Выставка «Звезда памяти», информационные файлы
«Мои родные защищали Родину!».
Неделя
№2
Цель: Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить
для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме
работы сада, подготовить родителей к началу следующего года.
Формы работы : Родительское собрание «Успехи нашей группы!»
Индивидуальная работа: Выбор помощи на следующий год, рекомендации по
одежде, анкетирование «Как для Вас прошёл этот год!» (Участие родителей,
понятна, важна была ли информация, новые мероприятия в план).
Наглядная информация : «Летний санбюллетень»
Неделя
№3
Цель: Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в
играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.
Формы работы : Консультация «Прогулки и их значение для укрепления здоровья
ребёнка!» (воспитатели, медработник).
Индивидуальная работа: Советы, предложения, рекомендации врача.
Наглядная информация : Информационная папка «Прогулка – это важно!»,
«Активный отдых, это как!», «Игры на природе!»
Неделя
№4
Цель: Привлечь родителей к подготовке группы к летнему периоду работы, дать
информацию о лучших местах отдыха в городе.
Формы работы : Подготовка участка к летнему периоду.
Индивидуальная работа: Советы по оформлению фоторепортажа, покраска
предметов участка, клумбы, песок.
Наглядная информация : Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с
детьми в нашем городе, селе!»