Тамара Беспалова
Проект «Лук — для здоровья друг» для старших дошкольников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : два месяц (с 7 февраля – по 31 марта).
Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста
(5-6лет, группа «АБВГДейка», воспитатели, родители.
Актуальность. Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята. Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества дают возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Публикация «Проект „Лук — для здоровья друг“ для старших дошкольников 5–6 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Проблема проекта : Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.
Цель проекта. Формирование первоначальных экологических представлений у детей посредством создания мини-огорода, дать представление о полезных свойствах лука и его применении.
Задачи проекта :
- Расширять знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами;
- Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях;
- Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц;
- Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой;
- Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда;
- Развивать внимание, память, речь.
Принципы реализации проекта :
Принцип развития – ориентация на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов проекта.
Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности
Планируемый результат:
1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.
2. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой так и в стакане с водой.
Этапы работы над проектом :
1 ЭТАП – подготовительный (сбор информации)
В группе «АБВГДейка» мы решили разбить грядки на подоконнике. Пластиковые контейнера с землей мы подготовили, лейки, чтобы потом дети посадили в них луковицы и полили водой, наклеили этикетку- какого числа посажен лук.
Один стакан взят пластиковый с водой в него тоже посадим лук для наблюдения за ростом корней.
2 ЭТАП – исследовательский.
Дети будут наблюдать за ростом лука, проводить опыты, эксперименты. Устанавливать связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировать в рисунках. Проводить беседы о пользе лука, дидактические игры, чтение произведений.
3 ЭТАП – заключительный.
1. Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей.
2. Оформить выставку рисунков — «Вот какой у нас лучок!».
Организационная деятельность.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки- материал по данной теме.
2. Приобрести материал: контейнеры, луковицы и оборудование для опытов и экспериментов детей.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука».
Содержание проекта :
1. Беседы с детьми: «Посадка лука», «Витамины для детей», «Полезная пища», «Вот веселый огород, что здесь только не растет». Беседы о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях.
2. Проведение дидактических игр «Где растет?», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек».
3. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
Работа с родителями:
Задание родителям:
1. Для проведения проекта принести контейнеры, землю, луковицы для посадки;
2. Подобрать рецепты блюд с луком.
3. Консультация: «Лук – лекарственное растение».
4. Рецепты от родителей - «Делимся рецептами салатов».
Результаты внедрения проекта по образовательным областям:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Образовательная область «Речевое развитие» :
совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках; разучивание пословиц, загадок.
Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
Образовательная область «Физическое развитие» :
формирование представлений о ЗОЖ
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе;
воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
План реализации проекта.
Февраль-Март 1-я неделя
(с 07.02-по 13.02.) Беседа: «Чем хорош лук?
Цель: узнать полезные свойства лука.
Беседы: «Овощи и фрукты», «Полезные продукты»,
«Что такое огород на окне»
Беседа о сортах лука.
Дидактическая игра: «Опиши, я отгадаю»
Цель: закрепить классификацию овощи и фрукты по их признакам. Занятие- опыт- эксперимент: Человек и лук.
Цель: Выявить, насколько луку необходим уход человека.
Материал, оборудование: лоток с землей и луком (дети поливают, рыхлят землю, выбрали солнечное место)
Рассказывание сказки
Д. Родари «Чипполино»
2-я неделя
(с 14.02.-по 20.02.) Дидактические игры: «Съедобное — несъедобное»
«Что сажают в огороде?».
Цель игры: классификация растений по месту их произрастания.
Рассказ воспитателя: «Витамины»
Рассматривание: иллюстрации с изображением зеленого лука, укропа, петрушки и других пряных трав.
Наблюдение и зарисовка роста лука в календаре наблюдений в условиях группы. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука»
Образовательная ситуация: эксперимент – запах и вкус лука.
Образовательная ситуация: разные сорта лука.
Чтение поговорок о луке.
Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора
3-я -4-янеделя
(с 21.02.- по 28.02.) «Рисование» :
Тема: «Лучок».
Цель: Продолжать развивать умение детей рисовать;
пополнять словарный запас детей; развивать речь и мышление; воспитывать отзывчивость и аккуратность. Образовательная ситуация: ежедневный полив лука.
Чтение художественной литературы – стихи про лук.
Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора.
5-я -7 неделя
(с 01.03-по 31.03.) Рассказ детей как рос лук.
(Наблюдения и зарисовки детей). Сбор урожая! Употребление зеленого лука детьми во время обеда. Итог: Полезные свойства лука.
(Рассказ воспитателя и детей)
Приложение
Загадки:
1. На одном буке семь шкур.
2. Стоит поп на грядках, весь в заплатках.
Кто ни взглянет, всяк заплачет.
3. Сидит барыня на грядке, вся в заплатках,
Кто ни взглянет, всяк заплачет.
4. Пришла Панья в красном сарафане,
Начали раздевать, стали плакать и рыдать.
5. Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках, кто трогает, тот и ревет.
6. Твердо знает каждый, кто рвать меня начнет,
Что даже герой отважный от этого слезы льет.
7. Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде, построились грядки.
Словно живая ограда вокруг, пики зеленые выставил …
8. В семьдесят одежек он плотно одет,
Часто приходит он к нам на обед.
Но лишь за стол его позовешь, сам не заметишь,
Как слезы прольешь.
9. Стоит девица на грядке, вся в заплатках,
Кто взглянет, всяк заплачет.
10. Сидит Марфушка в четырех рубашках,
Кто поцелует – тот и сморщится.
11. Сидит дед в сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
12. Заставит заплакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …
13. Не бьет, не ругает, а от него плачут.
14. Что без боли и печали приводит в слезы?
15. Прежде чем его мы съели, мы наплакаться успели.
16. И зелен, и густ на грядке вырос куст (лук зеленый).
Конспект ООД
«Посадка лука»
Задачи:
Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.
Формировать трудовые умения и навыки.
Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения (почва, влага, свет, тепло).
Развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить, углубления, условия, перышки.
Формировать умение правильно классифицировать предметы.
Воспитывать отзывчивость, вызвать желание помочь.
Предварительная работа: рассматривание луковицы; рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука.
Материалы: волшебный сундучок, луковицы, ящик с землей, стаканчики, лопатки, лейки, фартуки, предметные картинки, фломастеры.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог обращает внимание на расписной сундучок.
-Ребята, вы хотите узнать, что находится в этом сундучке? Тогда отгадайте загадку.
* «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». (Лук)
(педагог достаёт луковицу из сундучка)
-Правильно, это лук. Давайте его рассмотрим.
2. Рассматривание луковицы.
Вопросы детям: Какой она формы?
Какого цвета она? А у тебя какая?
А можно сказать, что она золотистая?
Воспитатель: показывает детям шелуху.
- Это «шуба», про которую говорилось в загадке.
Покатайте луковицу на ладошке, пожмите ее. Какая она на ощупь.
Воспитатель: Сейчас я разрежу луковицу.
(Воспитатель предлагает детям понюхать лук.)
Чем пахнет? (ответы детей)
А почему вы плачете (ответы детей)
Воспитатель: Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
Воспитатель: Горький, но очень полезный, в нем очень много витаминов.
Как вы думаете, почему говорят : «Лук — от семи недуг»? (Ответы детей)
Если мы будем есть лук, то он убьет микробов в нашем организме и мы не будем болеть.
Если луковицу посадить, то из нее вырастут зеленые листики, зеленые лук. Еще в народе его называют перо и добавляют в салат. В нем много витаминов, поэтому его надо есть ежедневно, чтобы вырасти большим, здоровыми и никогда не болеть.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл сказочный человечек. Кто это, угадаете?
* Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной,
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно,
Он зовётся … (Чиполлино).
Правильно, это Чипполино, мальчик-луковица. Он принёс нам картинки, в которых никак не может разобраться. Что-то здесь лишнее, а что- понять не может. Давайте ему поможем.
3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Яблоко-груша-слива-лук.
Лук-груша жёлтая-лимон-красное яблоко.
Машинка-мяч-кукла-лук.
Конфета-варенье-торт-лук.
-Ребята, Чипполино нас благодарит, но у него есть ещё одна просьба. Он хотел приготовить вкусный обед для своих друзей из сказки, даже подобрал продукты, но картинки перепутались и он не знает, как ему быть. Поможем Чипполино?
4. Дидактическая игра «Обед для друзей».
Суп: картофель, лук, морковь, рыба.
Салат: капуста, лук, зелёный горошек, масло подсолнечное, специи.
Второе: лук, рис, морковь, мясо.
4. Физминутка «Чипполино» :
Чипполино, вот так да!
Луковая голова.
Любит весело он прыгать,
Ловко ножками подвигать.
Раз- присядет,
Два- привстанет.
Никогда он не устанет.
Если кто-то загрустит
Мальчик всех развеселит.
Если лук в друзьях имеешь-
Никогда не заболеешь.
5. Воспитатель:
-Ребята, Чипполино благодарит нас за помощь и дарит нам лук.
Давайте мы с вами посадим луковицы в землю, чтобы вырастить зеленый лук себе на обед. Вы хотите, чтобы у нас на нашем огороде вырос зеленый лук? (Ответы детей)
Помогите друг другу надеть фартуки.
(Посадка лука)
-Чтобы наблюдать за ростом своей луковицы, давайте отметим каждую из них.
(Дети отмечают посаженные луковицы палочками с буквенной маркировкой)
-Где луковицы будут быстрее прорастать? (на окне, где много солнца). Давайте поставим горшочки на подоконник.
Итог.
-Хорошо потрудились, узнали много нового о луке и его пользе, помогли Чипполино. А теперь уберите свое рабочее место, снимите фартуки. (Дети идут мыть руки)
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо есть лук и чем он полезен.
Список используемой литературы:
1. Сказка Д. Родари "Чипполино".
2. Корнилова В. М. "Экологическое окно» - М. : ТЦ Сфера, 2008г. - 123 с.
3. Маневцова Л. М, Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок: СПб. : Акцидент, 1998г. - 319 с.
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. - М. : Мозаика- Синтез, 2006г. - 104 с.
5. Осипов Н. Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. - М: Педагогика-ПРЕСС, 1998г. - 208 с.
6. Смирнов А. «Зачем луку луковица». – М. : Малыш, 1990г. – 24 с.
Фотоотчет: