Лучший педагог года

Проект «Лук — для здоровья друг» для старших дошкольников 5–6 лет

Тамара Беспалова
Проект «Лук — для здоровья друг» для старших дошкольников 5–6 лет

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта : два месяц (с 7 февраля – по 31 марта).

Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста

(5-6лет, группа «АБВГДейка», воспитатели, родители.

Актуальность. Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята. Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества дают возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Публикация «Проект „Лук — для здоровья друг“ для старших дошкольников 5–6 лет» размещена в разделах

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Проблема проекта : Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.

Цель проекта. Формирование первоначальных экологических представлений у детей посредством создания мини-огорода, дать представление о полезных свойствах лука и его применении.

Задачи проекта :

- Расширять знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами;

- Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях;

- Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц;

- Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой;

- Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда;

- Развивать внимание, память, речь.

Принципы реализации проекта :

Принцип развития – ориентация на развитие личности.

Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов проекта.

Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности

Планируемый результат:

1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.

2. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой так и в стакане с водой.

Этапы работы над проектом :

1 ЭТАП – подготовительный (сбор информации)

В группе «АБВГДейка» мы решили разбить грядки на подоконнике. Пластиковые контейнера с землей мы подготовили, лейки, чтобы потом дети посадили в них луковицы и полили водой, наклеили этикетку- какого числа посажен лук.

Один стакан взят пластиковый с водой в него тоже посадим лук для наблюдения за ростом корней.

2 ЭТАП – исследовательский.

Дети будут наблюдать за ростом лука, проводить опыты, эксперименты. Устанавливать связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировать в рисунках. Проводить беседы о пользе лука, дидактические игры, чтение произведений.

3 ЭТАП – заключительный.

1. Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей.

2. Оформить выставку рисунков — «Вот какой у нас лучок!».

Организационная деятельность.

1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки- материал по данной теме.

2. Приобрести материал: контейнеры, луковицы и оборудование для опытов и экспериментов детей.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука».

Содержание проекта :

1. Беседы с детьми: «Посадка лука», «Витамины для детей», «Полезная пища», «Вот веселый огород, что здесь только не растет». Беседы о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях.

2. Проведение дидактических игр «Где растет?», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек».

3. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).

Работа с родителями:

Задание родителям:

1. Для проведения проекта принести контейнеры, землю, луковицы для посадки;

2. Подобрать рецепты блюд с луком.

3. Консультация: «Лук – лекарственное растение».

4. Рецепты от родителей - «Делимся рецептами салатов».

Результаты внедрения проекта по образовательным областям:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.

Образовательная область «Речевое развитие» :

совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках; разучивание пословиц, загадок.

Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

Образовательная область «Физическое развитие» :

формирование представлений о ЗОЖ

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе;

воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.

План реализации проекта.

Февраль-Март 1-я неделя

(с 07.02-по 13.02.) Беседа: «Чем хорош лук?

Цель: узнать полезные свойства лука.

Беседы: «Овощи и фрукты», «Полезные продукты»,

«Что такое огород на окне»

Беседа о сортах лука.

Дидактическая игра: «Опиши, я отгадаю»

Цель: закрепить классификацию овощи и фрукты по их признакам. Занятие- опыт- эксперимент: Человек и лук.

Цель: Выявить, насколько луку необходим уход человека.

Материал, оборудование: лоток с землей и луком (дети поливают, рыхлят землю, выбрали солнечное место)

Рассказывание сказки

Д. Родари «Чипполино»

2-я неделя

(с 14.02.-по 20.02.) Дидактические игры: «Съедобное — несъедобное»

«Что сажают в огороде?».

Цель игры: классификация растений по месту их произрастания.

Рассказ воспитателя: «Витамины»

Рассматривание: иллюстрации с изображением зеленого лука, укропа, петрушки и других пряных трав.

Наблюдение и зарисовка роста лука в календаре наблюдений в условиях группы. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука»

Образовательная ситуация: эксперимент – запах и вкус лука.

Образовательная ситуация: разные сорта лука.

Чтение поговорок о луке.

Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора

3-я -4-янеделя

(с 21.02.- по 28.02.) «Рисование» :

Тема: «Лучок».

Цель: Продолжать развивать умение детей рисовать;

пополнять словарный запас детей; развивать речь и мышление; воспитывать отзывчивость и аккуратность. Образовательная ситуация: ежедневный полив лука.

Чтение художественной литературы – стихи про лук.

Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора.

5-я -7 неделя

(с 01.03-по 31.03.) Рассказ детей как рос лук.

(Наблюдения и зарисовки детей). Сбор урожая! Употребление зеленого лука детьми во время обеда. Итог: Полезные свойства лука.

(Рассказ воспитателя и детей)

Приложение

Загадки:

1. На одном буке семь шкур.

2. Стоит поп на грядках, весь в заплатках.

Кто ни взглянет, всяк заплачет.

3. Сидит барыня на грядке, вся в заплатках,

Кто ни взглянет, всяк заплачет.

4. Пришла Панья в красном сарафане,

Начали раздевать, стали плакать и рыдать.

5. Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках, кто трогает, тот и ревет.

6. Твердо знает каждый, кто рвать меня начнет,

Что даже герой отважный от этого слезы льет.

7. Наш огород в образцовом порядке,

Как на параде, построились грядки.

Словно живая ограда вокруг, пики зеленые выставил …

8. В семьдесят одежек он плотно одет,

Часто приходит он к нам на обед.

Но лишь за стол его позовешь, сам не заметишь,

Как слезы прольешь.

9. Стоит девица на грядке, вся в заплатках,

Кто взглянет, всяк заплачет.

10. Сидит Марфушка в четырех рубашках,

Кто поцелует – тот и сморщится.

11. Сидит дед в сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

12. Заставит заплакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …

13. Не бьет, не ругает, а от него плачут.

14. Что без боли и печали приводит в слезы?

15. Прежде чем его мы съели, мы наплакаться успели.

16. И зелен, и густ на грядке вырос куст (лук зеленый).

Конспект ООД

«Посадка лука»

Задачи:

Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.

Формировать трудовые умения и навыки.

Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения (почва, влага, свет, тепло).

Развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить, углубления, условия, перышки.

Формировать умение правильно классифицировать предметы.

Воспитывать отзывчивость, вызвать желание помочь.

Предварительная работа: рассматривание луковицы; рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука.

Материалы: волшебный сундучок, луковицы, ящик с землей, стаканчики, лопатки, лейки, фартуки, предметные картинки, фломастеры.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог обращает внимание на расписной сундучок.

-Ребята, вы хотите узнать, что находится в этом сундучке? Тогда отгадайте загадку.

* «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». (Лук)

(педагог достаёт луковицу из сундучка)

-Правильно, это лук. Давайте его рассмотрим.

2. Рассматривание луковицы.

Вопросы детям: Какой она формы?

Какого цвета она? А у тебя какая?

А можно сказать, что она золотистая?

Воспитатель: показывает детям шелуху.

- Это «шуба», про которую говорилось в загадке.

Покатайте луковицу на ладошке, пожмите ее. Какая она на ощупь.

Воспитатель: Сейчас я разрежу луковицу.

(Воспитатель предлагает детям понюхать лук.)

Чем пахнет? (ответы детей)

А почему вы плачете (ответы детей)

Воспитатель: Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.

Воспитатель: Горький, но очень полезный, в нем очень много витаминов.

Как вы думаете, почему говорят : «Лук — от семи недуг»? (Ответы детей)

Если мы будем есть лук, то он убьет микробов в нашем организме и мы не будем болеть.

Если луковицу посадить, то из нее вырастут зеленые листики, зеленые лук. Еще в народе его называют перо и добавляют в салат. В нем много витаминов, поэтому его надо есть ежедневно, чтобы вырасти большим, здоровыми и никогда не болеть.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл сказочный человечек. Кто это, угадаете?

* Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной,

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно,

Он зовётся … (Чиполлино).

Правильно, это Чипполино, мальчик-луковица. Он принёс нам картинки, в которых никак не может разобраться. Что-то здесь лишнее, а что- понять не может. Давайте ему поможем.

3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Яблоко-груша-слива-лук.

Лук-груша жёлтая-лимон-красное яблоко.

Машинка-мяч-кукла-лук.

Конфета-варенье-торт-лук.

-Ребята, Чипполино нас благодарит, но у него есть ещё одна просьба. Он хотел приготовить вкусный обед для своих друзей из сказки, даже подобрал продукты, но картинки перепутались и он не знает, как ему быть. Поможем Чипполино?

4. Дидактическая игра «Обед для друзей».

Суп: картофель, лук, морковь, рыба.

Салат: капуста, лук, зелёный горошек, масло подсолнечное, специи.

Второе: лук, рис, морковь, мясо.

4. Физминутка «Чипполино» :

Чипполино, вот так да!

Луковая голова.

Любит весело он прыгать,

Ловко ножками подвигать.

Раз- присядет,

Два- привстанет.

Никогда он не устанет.

Если кто-то загрустит

Мальчик всех развеселит.

Если лук в друзьях имеешь-

Никогда не заболеешь.

5. Воспитатель:

-Ребята, Чипполино благодарит нас за помощь и дарит нам лук.

Давайте мы с вами посадим луковицы в землю, чтобы вырастить зеленый лук себе на обед. Вы хотите, чтобы у нас на нашем огороде вырос зеленый лук? (Ответы детей)

Помогите друг другу надеть фартуки.

(Посадка лука)

-Чтобы наблюдать за ростом своей луковицы, давайте отметим каждую из них.

(Дети отмечают посаженные луковицы палочками с буквенной маркировкой)

-Где луковицы будут быстрее прорастать? (на окне, где много солнца). Давайте поставим горшочки на подоконник.

Итог.

-Хорошо потрудились, узнали много нового о луке и его пользе, помогли Чипполино. А теперь уберите свое рабочее место, снимите фартуки. (Дети идут мыть руки)

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.

Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.

Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо есть лук и чем он полезен.

Список используемой литературы:

1. Сказка Д. Родари "Чипполино".

2. Корнилова В. М. "Экологическое окно» - М. : ТЦ Сфера, 2008г. - 123 с.

3. Маневцова Л. М, Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок: СПб. : Акцидент, 1998г. - 319 с.

4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. - М. : Мозаика- Синтез, 2006г. - 104 с.

5. Осипов Н. Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. - М: Педагогика-ПРЕСС, 1998г. - 208 с.

6. Смирнов А. «Зачем луку луковица». – М. : Малыш, 1990г. – 24 с.

Фотоотчет:

Публикации по теме:

«Мой друг и помощник». Детский мастер-класс по аппликации в технике «ниткография» для старших дошкольников«Мой друг и помощник». Детский мастер-класс по аппликации в технике «ниткография» для старших дошкольников Предлагаем выполнить несложную, но яркую аппликацию в технике «ниткография» «Мой друг и помощник». Цель: выполнение аппликации в технике.

Детский мастер-класс по плоскостной аппликации «Мой друг» для старших дошкольниковДетский мастер-класс по плоскостной аппликации «Мой друг» для старших дошкольников Данный мастер-класс будет интересен педагогам и детям старшего дошкольного возраста. Цель: выполнение плоскостной аппликации "Мой друг".

Игра-бродилка «Школа здоровья и безопасности» для старших дошкольниковИгра-бродилка «Школа здоровья и безопасности» для старших дошкольников Игра "Бродилка" для развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста - своими руками. Игровая деятельность является.

Конспект образовательной деятельности для старших дошкольников «Витаминный букет здоровья» Цель: воспитывать интерес к своему здоровью. Задачи: развивать желание поддерживать здоровье правильным питанием (овощи и фрукты). Уточнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Лук — для здоровья друг» для старших дошкольников 5–6 лет
Опубликовано: 23 марта 2024 в 12:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД