Юнна Кривошеева
Проект «Моя Родина — Якутия» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Метод проекта наиболее приемлем, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта : педагогов, родителей, детей.
Публикация «Проект „Моя Родина — Якутия“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Саха. Якутия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Паспорт проекта
Наименование проекта «Моя родина - Якутия»
Основные разработчики проекта Кривошеева Юнна Игоревна, воспитатели старших групп, инструктор по ФК, музыкальный руководитель
Проект : долгосрочный, групповой, творчески-поисковый
Цель и задачи проекта Цель : воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностями республики Саха (климат, животный и растительный мир, полезные ископаемые). Расширять представления о коренных народах Севера, их быте и традиционных занятиях.
2. Развивать творческие способности детей во время составления узора для чорона. Способствовать физическому, музыкально - эстетическому и духовно - нравственному развитию через якутские народные игры, песни, танцы, виды спорта.
3. Воспитывать любовь и привязанность к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям, своей семье, дому, детскому саду, поселку. Прививать чувство интернационализма.
Срок реализации и этапы проекта, основные мероприятия Реализация проекта рассчитана на 1год
и включает в себя три этапа:
1. Организационно – подготовительный.
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов.
2. Основной.
Организация и проведение циклов занятий, конкурсов и викторин, совместных мероприятий, создание уголков краеведения в группах.
3. Заключительный.
Обобщение результатов работы. Проведение совместного мероприятия.
Исполнители проекта Воспитатели
Дети старшей группы
Родители воспитанников
Музыкальный руководитель
Инструктор по ФК
Учащиеся музыкальной школы
Преподаватели изостудии ДДТ
Работники библиотеки и краеведческого музея п. Айхал
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта Воспитанник знает животный и растительный мир своего посёлка, республики. Проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям. Обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении.
Желает продолжать обычаи и традиции семьи, детского сада, поселка. Имеет багаж якутских песен, попевок, закличек, элементов танцевальных движений. Разбирается в элементах народного костюма, использует якутский орнамент и узор в продуктивно - творческой деятельности. Умеет самостоятельно организовывать и играть в якутские народные игры.
С радостью ждет праздников, развлечений, которые объединяют и взрослых, и детей.
Актуальность проекта
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
К. Симонов «Родина»
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Основа проекта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре края, интерес и любовь к малой родине.
Гипотеза:
Если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель: воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностями республики Саха (климат, животный и растительный мир, полезные ископаемые). Расширять представления о коренных народах Севера, их быте и традиционных занятиях.
2. Развивать творческие способности детей во время составления узора для чорона. Способствовать физическому, музыкально - эстетическому и духовно - нравственному развитию через якутские народные игры, песни, танцы, виды спорта.
3. Воспитывать любовь и привязанность к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям, своей семье, дому, детскому саду, поселку. Прививать чувство интернационализма.
Ресурсное обеспечение:
• Книги
• Журналы
• Художественные произведения
• Иллюстрации, фотографии, коллажи с фотографиями или рисунками семей якутов
• Фотографии и альбомы с домашней утварью народов Севера, украшенной якутским орнаментом
• Аудиозаписи
• Видеоролики
• Куклы в национальных костюмах
• Детская библиотека
• Краеведческий музей п. Айхал
• Выступления ансамбля хомусистов ДМШ п. Айхал
• Мастер - класс преподавателя изостудии ДДТ
• Посещение конкурсов, концертов в ДК "Северное сияние"
Этапы проведения:
1. Организационно – подготовительный
Создание условий для самостоятельной и совместной деятельности:
-подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;
- выставка детских работ, альбом «Моя семья».
- рассматривание фотоальбомов об Айхале, беседы, иллюстрации с одеждой и орнаментами якутов, чтение краткого пересказа олонхо П. А. Ойунского "Нюргун Боотур Стремительный", дидактические игры «Продолжи и укрась орнамент», «Дорисуй»;
- подготовка календарно – тематического плана (Приложение 1)
2. Основной
Работа с детьми
Образовательная область Формы и методы работы
Социально - коммуникативное развитие
Дидактические игры "К нам пришли гости", "Вежливый разговор", "Назови одежду", "Укрась рукавицы", "Изготовь нарты"
Сюжетно-ролевые игры "Семья", "Оленеводы", "Я - алмазодо бытчик"
Викторины "Достопримечательности Айхала", "Растительный и животный мир", "Конкурс знатоков родного края"
Цикл занятий «Путешествие в историю», «Быт и традиции народов Якутии», "Путешествие по Айхалу", рассматривание фотографий родного края и беседа о том, что на них изображено. Составление генеалогического древа.
Познавательное развитие Цикл занятий "Карта Якутии", " Климат Якутии", "Природные зоны Якутии", "Растительный и животный мир Якутии", "Полезные ископаемые", "Коренные народы Якутии". Викторины "Узнай по голосу (животные Якутии)", "Да-нет (растения Якутии, "Найди полезные ископаемые"
Просмотр видеофильмов "Путешествие по родному краю", "Таежные животные", "Ленские столбы", "Открытие якутских алмазов" Дидактические игры "Узнай по описанию", "Пернатые друзья", "Какую рыбу поймали"
Речевое развитие Составление творческих рассказов "Мой любимый поселок",
"Я люблю свою маму", "Моя дружная семья"
Знакомство с пословицами, скороговорками, сказками народов Якутии.
Викторины "Из какой сказки", "Продолжи пословицу"
Настольный театр "Смелый охотник", "Кто-то и зайца боится", "Птичка и Алаа - Могус"
Драматизация сказки "Волк и лиса"
Художественно- эстетическое развитие Знакомство с альбомом иллюстраций одежды и орнаментами народов Якутии. Выставка рисунков "Моя семья", "Край родной", "Продолжи орнамент", "Дорисуй", «Закладка в книгу с использованием орнамента народов Якутии", "Мой чорон", "Цветы Якутии", "Животные Якутии".
Выставка поделок "Животные Севера"
Музыкально - ритмические движения: "Мой олень", "Крылья стерха", "Полет куропатки". Пение "Олень", "Солнце". Слушание: звучание хомуса, попурри якутских песен.
Игра на бубнах. Танец "Оленеводов", хоровод "Осуохай"
Физическое развитие Игры с детьми народов севера: "Северные олени", "Мы поедем, мы помчимся", "Загони оленей", "Чум", "Оленья упряжка", "Ястреб и утки", "Полярная сова и евражки", "Ручейки и озера", "Льдинки, ветер и мороз", "Бег в снегоступах", "Нанайская борьба", "Борьба на палке", "Белый шаман", "Рыбаки". Проведение соревнований по традиционным видам спорта народов Севера.
Взаимодействие с родителями воспитанников
Формы и методы работы
Беседы с родителями о важности данной проблемы
Оформление папки – передвижки «Моя родина - Якутия»
Изготовление национальных костюмов, головных уборов
Привлечение родителей к пополнению группы предметами якутского быта
Консультации «Ребенок и окружающий мир», «Расскажите детям о своем любимом месте посёлка», «Куда пойти с ребенком в выходной день»
3. Заключительный
Обобщение результатов работы в виде презентации видеоролика "Моя родина - Якутия" (Приложение 2)
Анализ деятельности
Презентация опыта работы
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Результат работы проекта :
• Создано развивающее пространство с региональной направленностью
Ребё нок:
• Знает животный и растительный мир своего посёлка, республики.
• Проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям, достопримечательностям Айхала.
• Обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении.
• Привлекает внимание взрослых и детей к интересным общественным явлениям, стремиться к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно- следственные связи.
• Желает продолжать обычаи и традиции семьи, детского сада, поселка.
• Использует в игровой деятельности попевки, заклички, элементы танцевальных движений народов Севера.
• Использует якутский орнамент и узор в продуктивно - творческой деятельности.
• Умеет самостоятельно организовывать и играть в якутские народные игры.
• С радостью участвует в праздниках и развлечениях.
Список литературы:
1. Виноградова Н. А. "Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей". Москва, "Айрис – пресс", 2008.
2. Шаламов Е. И. "Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ". Москва, изд. "Скрипторий 2003", 2009
3. Лыкова И. А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа". Москва, изд. "Карапуз – Дидактика", 2006
4. Чехордуна Е. П. "Земля Олонхо. " Краткий пересказ олонхо П. А. Ойунского "Нюргун Боотур Стремительный". Якутск, изд. "Бичик", 2014
5. Андросова Ю. В., Александрова Н. П. "Олонхо в игровой деятельности детей"
Якутск, изд. "Бичик", 2013
6. Попова Л. Н. "Пословицы и поговорки". Якутск, изд. "Бичик",2012
7. Федоров И. Г., Васильев П. К. "Уклад жизни народа Саха. Иллюстрированный словарь". Якутск, изд. "Бичик", 2012
8. Пестерев В. И., Илларионова М. К. "По родному краю". Якутск, изд. "Бичик", 2014
9. "Республика Саха (Якутия). Комплексный атлас". ФГУП, Якутское аэрогео-
дезическое предприятие, 2009
10. Алексеева С. Г. "Верхоянск - полюс холода". Москва, ОАО "Типография "Новости",2012
11. Кенеман А. В. "Детские подвижные игры народов СССР".Москва, изд. "Просвещение", 1988