наталья тихонова
Проект «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.
Публикация «Проект „Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
Актуальность.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Тип проекта.
- краткосрочный
- информационно-творческий
- групповой
Сроки реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на 2 недели
Направленность развития деятельности.
- комплексная (познавательно-речевая, творческая, коммуникация, художественно-эстетическая)
Цель проекта.
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».
Задачи.
расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.
развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности.
расширять словарный запас слов (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.).
Ожидаемые результаты.
1. Сформированная база знаний у детей о мире насекомых (внешний вид, способ передвижения, издаваемые звуки).
2. Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним (знать о пользе и вреде насекомых).
3. Развитие умения рассуждать, наблюдать.
4. Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта.
№ п/п
Этапы Цель
1. Подготовительно- проектировочный этап.
* Обсуждение цели и задач с детьми, родителями
* Создание необходимых условий для реализации проекта.
* Подбор иллюстративного материала по теме
* Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, презентаций.
* Подборка художественной литературы.
2. Практический этап.
* Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о домашних животных.
• Выставка фотографий «Моё любимое домашнее животное».
*Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
* Тематические выставки.
* Встреча с ветеринаром.
* Выставка животных.
3. Обобщающе-результативный этап.
* Обработка результатов по реализации проекта
4. Презентация проекта.
*Обработка информации
*Награждение участников проекта памятными призами
План мероприятий проекта.
Раздел программы
Вид детской деятельности
Игровая деятельность Дидактические игры:
«Собери насекомое» из многоугольников; «Муха-Цокотуха»; «Четвёртый лишний»; «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) «Подбери признак» : бабочка какая? - …
Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу» "Раскрась насекомое";
Социальное развитие Тематические занятия по защите насекомых.
Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые», «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" и др.
Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.
Викторина «Наши меньшие братишки».
Формирование целостной картины мира Наблюдение за насекомыми
Рассказ о пользе насекомых
Рассматривание картинок с насекомыми.
Прослушивание аудиозаписи звуков, издаваемых насекомыми.
Составление описательных загадок про насекомых «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного, «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
Конструирование Конструирование из бросового материала «Пчёлки».
Художественно продуктивная деятельность Аппликация «Божья коровка», объемная аппликация «Бабочки».
Лепка «Гусеничка», «Божьи коровки на листике», «Улитка и стрекоза»
Рисование красками «Бабочка» с использованием нетрадиционных методов. Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;
Рисование на тему «В траве сидел кузнечик»;
Художественная литература Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.
Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится» и. т. д.
Чтение и заучивание стихов и четверостиший.
Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д.
Коммуникация Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?»
Беседы с детьми:
«Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «От чего зависит окраска насекомого?», «Польза муравьев, стрекоз, тараканов», «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная, «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет?»
Составление рассказов про насекомых.
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».
Рубрика для родителей «Неизвестное об известном».
Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Беседы «Если ребенок боится насекомых», «Чем вредны мухи».
Итоги проекта :
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.
По результатам проекта было выявлено, что:
Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т. д. ;
У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.
Литература.
1. Белая К. Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
4. Веракса Н. Е., Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5
5. Воронкевич О. А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика. –2006.–№ 3
6. Журнал «Воспитатель ДОУ» - М. : ТЦ «Сфера», 2015. - №9.
7. Каушкаль О. Н., Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 192 с.
8. Каушкаль О. Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 128 с.
9. Каушкаль О. Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 144 с.
10. Козина И. В., Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
12. Павлова Л. Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
13. Плешаков А. А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М. : Просвещение, 2008
14. Рыжова Н., О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование. –2004.–№ 11
15. Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми пред школьного возраста//Дошкольное образование. –2008