МААМ-картинки

Проект «Развитие математических способностей детей средней группы средствами блока Дьенеша»

Людмила Лысакова
Проект «Развитие математических способностей детей средней группы средствами блока Дьенеша»

Логика — это искусство приходить к непредсказуемому выводу.

Сэмюэл Джонсон

Проект : с детьми среднего возраста с использованием игровых технологий: Блоки Дьенеша. Название проекта : «Развитие математических способностей детей средней группы средствами блока Дьенеша»

Публикация «Проект „Развитие математических способностей детей средней группы средствами блока Дьенеша“» размещена в разделах

Тип проекта : творческий, долгосрочный, семейно–групповой, практико–ориентированный. Время реализации проекта : октябрь 2022 года – декабрь 2022 года.

Участники проекта : дети, педагоги, родители.

Возраст детей : дети средней группы.

Пояснительная записка:

Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 4 - 5 лет.

Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать все задачи вoспитательно-образовaтельного, в частности познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.

Проблема: Дети плохо справлялись с простейшими логическими задачами, не могли выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывала трудности ориентировка в пространстве, не умение комментировать свои действия.

Обоснование проблемы: Недостаточность знаний детей и их родителей об играх с блоками Дьенеша.

Актуальность:

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» давно и успешно используется в дошкольной педагогике всего мира. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий.

Гипотеза проекта : Игры с блоками Дьенеша дают возможность детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Цель: Развитие логико-математических представлений, интеллектуальных, творческих, личностных качеств детей среднего дошкольного возраста через игры, посредством использования блоков Дьенеша.

Задачи проекта для детей :

- Продолжать знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

- Развивать умения выявлять свойства в объектах, обобщать их по свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение);

- Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

- Расширить словарный запас детей, связную речь и грамматический строй речи в процессе проектной деятельности.

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей. Воспитывать умение рассуждать логически.

Задачи для педагогов:

1. Ознакомиться с современной методической литературой по теме «Блоки Дьенеша»;

2. Повышать педагогическую грамотность;

3. Повышать профессиональный уровень по проектной деятельности.

Задачи для родителей:

- Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, её обучающими задачами, способами подачи детям.

-Участвовать в развитии интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;

Основные принципы:

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Время проведения: один раз в неделю, во второй половине дня, с продолжительностью не более 20 минут.

Методическое обеспечение:

-«Логические блоки» Дьенеша;

- карточки с изображением символов;

- игровые поля;

- мультимедиа.

Реализация проекта :

1 этап. Подготовительный

Сотрудничество с семьями воспитанников:

- Определение цели и задач проекта, участников проекта.

- Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

- Подбор нагляднo-дидактичeских материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

- Наглядная информация «Блоки Дьенеша – это интересно».

- Консультация -деловая игра для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума» (Методические рекомендации по использованию логических блоков).

- Диагностика элементарных математических представлений и мыслительных умений. Основные методы диагностики - дидактические игры, предлагаемые авторами программы «Мир открытий»;

Наблюдение за детьми в ходе использования блоков Дьенеша.

- Проведение ознакомительного занятия.

Предполагаемый результат.

Первоначальная заинтересованность детей и их родителей в использовании блоков Дьенеша, основанная на коллективном объединении усилий.

2 этап. Основной

Календарно – тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста

-Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.

-Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша, виды деятельности.

1. Дидактические и развивающие игры.

2. Подвижные игры;

3. Театрализованные игры;

4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

5. Конструирование;

6. Образовательные ситуации.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место в фигуре»);

в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками. «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, «Поезд» - билеты, места.

3 Этап. Заключительный.

- Обработка и оформление материалов проекта.

-Оценка результатов работы всех участников проекта.

Сотрудничество с семьями воспитанников:

- Участие родителей в математическом празднике-презентации «Что за чудо эти блоки».

Предполагаемый результат:

- Возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.

Работа с детьми:

- Беседа с детьми об их удовлетворённость играми с блоками Дьенеша : что больше понравилось? Почему? Что было труднее? Почему? Чего совсем не хотелось делать? Почему? Какие изменения хотелось внести?

- Поведение математического праздника- презентации «Что за чудо эти блоки»

Форма проведения итогового мероприятия проекта :

- Показ итогового занятия по ФЭМП.

Предполагаемые результаты по проекту :

-для детей :

- Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.

- Появление у детей не только новых знаний, но и навыков анализировать собственные действия.

- Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.

- подвести детей к самостоятельному использованию игровых пособий «Блоки Дьенеша».

для педагогов:

- повышение профессионального уровня по проектной деятельности;

- расширение и углубление знаний о блоках Дьенеша.

для родителей:

- Установление эмоционального контакта с детьми.

- Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.

- Появление азов педагогических знаний, направленных на развитие логического мышления дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша.

Публикации по теме:

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности»Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности» Авторы: Цыганкова И. В. - музыкальный руководитель. Андреева Н. М. - воспитатель. Актуальность - театрализованная деятельность является одним.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие математических способностей детей средней группы средствами блока Дьенеша»
Опубликовано: 21 декабря 2022 в 19:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД