Лучший педагог года

Проект «Экологическая тропа в дошкольном учреждении»

НАТАЛЬЯ ПОЖИДАЕВА
Проект «Экологическая тропа в дошкольном учреждении»

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству.

Л. Леонов

Современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей. Одной из таких технологий явилось создание детской экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Имеющиеся в большом количестве разнообразия видов растений, деревьев, кустарников и насекомых на территории детского сада позволили обозначить пункты назначений остановок экологической тропы.

Публикация «Проект „Экологическая тропа в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

В целях экологического образования на территории нашего детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Экологическая тропа МДОБУ ДС №6 – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях. Природная территория - маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы. (Мерцающий оазис, муравейник, сказочная избушка)

При выборе объектов стремилась к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, безопасность и информационная емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности.

Объекты экологической тропинки используем для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Главная цель – Создание условия для непрерывного экологического образования детей, развитие экологической культуры личности ребенка, через формирование практического опыта природопользования.

Задачи:

• Образовательная – расширять у детей знания об объектах и процессах окружающей нас природы, научить их самих наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах.

• Воспитательная – воспитывать экологическую культуру поведения человека,.

• Развивающая – развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения в природе и важность взаимоотношений Человечества и Природы

Гипотеза: Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ позволит всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы, поэтому такая форма работы с детьми, наиболее продуктивно решит все поставленные задачи.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми составления цикла экскурсий по экологической тропе, занятий, описания объектов.

Практическая значимость проекта :

Включение родителей в единое образовательное пространство через создание экологической тропы, подготовка объектов исследования (птичий городок, кормушек, создание табличек) Работа по данному проекту ведется и в настоящее время.

Предполагаемый результат:

Экологические знания у дошкольников будут сформированы через:

• Реализацию проекта экологическая тропа

• В программное содержание включить раздел об экосистемах малой родины, раскрывающий экосистему поля, луга, леса.

• В работе с дошкольниками использовать возможности экскурсий, бесед, экологических сюжетных игр и т. д

Экологическая тропа рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и включает в себя следующие направления:

• познавательная деятельность;

• развитие художественно-эстетической культуры;

• организация двигательной активности детей;

• закаливание детей;

• создание условий для оздоровительной работы с детьми;

• работа с родителями;

Работа с детьми по экологическому воспитанию осуществляется по следующим программам С. Н. Николаевой «Юный эколог» Н. А Рыжовой «Наш дом природа» Л. Поддбной ; Ж. Л. Васякина-Новиковой «Паутинка»; «Открой себя» Е. Рылеевой.

Участники проекта :

Воспитатели

Дети

Родители

Базой проекта является :

Земельный участок МДОБУ ДС №6 г. Тынды

Этапы реализации проекта :

1 этап- подготовительный (сентябрь2017-апрель2018г)

2этап- основной (май 2018 август 2018г)

3этап –Контрольный –оценочный (сентябрь2017 г-май2018г)

3. Характеристика тропы

Вид тропы : экологическая

Местонахождение: МДОБУДС №6 Г. ТЫНДЫ (КОРПУС №1 И №2)

676290,г. Тында Амурской области

ул. Школьная, д. 6 (1 корпус)

ул. Московский бульвар, д. 11 (2корпус)

Год закладки: 2017

Состояние тропы : хорошее

Площадь: корпус №1-1000м; корпус №2-1000м

Назначение экологической тропы : познавательной и развивающей направленности.

Экологическая тропа располагается на территории детского сада, её можно охарактеризовать как экологически чистая.

Содержание проекта

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к взаимодействию с миром природы.

Работу в рамках проекта проводим регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляем тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.

К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера (беседы, родительское собрание, совместное изготовление необходимых атрибутов, совместные экскурсии, сбор лекарственных растений, трав)

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, учу детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Экологическая тропа расположена по периметру МДОБУ в двух корпусах, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать за объектами живой природы и посещать экологическую тропу в двух корпусах.

Экологическая тропа имеет разнообразные маршруты:

Маршрут 1:КОРПУС 1

1. Мерцающий оазис

• Литературная гостиная

• Хрустальное озеро

• Грибное чудо

2. Огород

• Картошка

• Морковка

• Томат

• Свекла

• Лук

• Кабачки

• Ревень

3. Лесная ягода «Жимолость»

4. Берёзовая роща

5. Лесная аптека

• Лесные дары - грибы

• Муравейник

• Одуванчик

• Крапива

• Иван-Чай

• Земляника

6. Травушка-муравушка зелёный сенокос

7. Там, на неведомых дорожках

8. Птичий городок

Маршрут2:

1. Природная лаборатория

• Зона обучения

• Зона коллекции

2. Птичий городок

3. Уголок леса

• Боярышник

• Черёмуха Маака

• Багульник

• Сирень

• Рябина

• Берёза

• Тополь

• Осина

• Лиственница

• Смородина

4. Муравейник

5. Одуванчиковая поляна

6. Цветочная поляна

• Бархатцы

• Астры

• Ландыш

• Виола

• Петунья

7. Уголок лекарственных растений

• Ромашка

• Костяника

• Ревень

• Крапива

• Подорожник

• Одуванчик

• Пижма

• Календула

8. ОГОРОД

На первом этапе.

Определены проблемы и разработана стратегия реализации проекта «Экологическая тропа»

1. Анализ работы по экологическому воспитанию.

2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста.

3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

4. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.

5. Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы.

6. Созданы необходимые условия, материально-техническое оснащение

7. Анкетирование отношения родителей к экологическому воспитанию детей.

Второй этап– основной

Реализация работы по маршруту экологической тропы

Выбор объектов для проведения занятий.

Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы;

Изготовление гербариев:

«Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».

Отработка технологий проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы

Привлечение родителей к изготовлению гербариев, в помощи проведения экскурсий, методических мероприятий…

Третий этап - контрольно-оценочный

Анализ результативности выполнения поставленных задач

1. Проведение итоговой экскурсии;

2. Оформление фотогазеты;

3. Выставка детских рисунков.

4. Оформление экологического паспорта ДОУ

Вывод: Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации проекта :

повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Продуктом проекта стал «Паспорт экологической тропы в МДОБУ ДС №6 г. Тынды». Который был представлен на областной конкурс «На лучшую экологическую тропу», награждены дипломом в номинации «Самая познавательная тропа» (2 место).

В данный момент экологический паспорт отправлен на Всероссийский конкурс «Хрустальный компас».

Публикации по теме:

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Я и природа. Экологическая тропа.Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.

Наша Экологическая тропаНаша Экологическая тропа Формирование экологической культуры у детей происходит только при благоприятном природном и социокультурном окружении. Нашему детскому.

Экологическая тропа. «Отель для насекомых»Экологическая тропа. «Отель для насекомых» На территории нашего детского сада разработана экологическая тропа, которая позволяет наглядно познакомить дошкольников с разнообразными.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Экологическая, или природная, тропаЭкологическая, или природная, тропа Экологическая, или природная тропа Цель создания и прокладки экологической тропы заключается в создании условий для формирования у ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экологическая тропа в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 24 мая 2020 в 14:46
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД