Получи документы

Проект «Народная культура и традиции татарского и русского народа» в старшей группе

Маргейм Надежда Анатольевна
Проект «Народная культура и традиции татарского и русского народа» в старшей группе

Сроки реализации: 1 неделя (с 11 по 15 октября)

Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательный и творческий

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный работник.

Возраст проектной группы: 5-6 лет.

Проблема:

Публикация «Проект „Народная культура и традиции татарского и русского народа“ в старшей группе» размещена в разделах

Дети практически не знакомы с культурными традициями татарского и русского народа с народными игрушками, играми, танцами, устным народным творчеством.

Актуальность проекта:

Без знаний своих корней, традиций татарского и русского народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, татарского и русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Дети очень доверчивы и открыты.

Приобщение детей к культурным ценностям и традициям татарского и русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка.

Цель проекта:

Формирование у детей познавательного интереса к татарской и русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

• Расширять представление о национальной культуре татар и русских.

• Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар и русских", "Национальные костюмы народов татар и русских", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры татар и русских".

• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

• Развивать творческие способности детей.

Этапы работы над проектом:

1 Этап – подготовительный:

-Определение цели и задач проекта

-Разработка комплексно-тематического плана

-Анализ, имеющихся условий в группе, в детском саду

-Создание условий для работы

-Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта

-Беседа с детьми о выявлении знаний по заявленной теме проекта, обсуждение проблемы, вживление в игровую ситуацию.

-Ознакомительная консультация для родителей о проекте

-Привлечение родителей к сбору загадок, стихов, пословиц, поговорок по теме проекта.

2 Этап – основной, практическая деятельность

Беседы

1.«Народная культура и традиции татар»

Цель: Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа.

2. «Паровозик дружбы»

Цель: Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.

3. «Музыкальные инструменты татарского и русского народа»

Цель: Знакомство с музыкальными инструментами татарского и русского народа.

4. «Какие народные праздники вы знаете»;

5.«Народные игрушки татарского и русского народа»;

Викторина: «А знаем ли мы»

Чтение стихотворения: «Стихи о Рождестве», А. Фет; «Блины» Д. Кузнецова;

Разучивание татарских и русских: потешек, закличек, пословиц;

Игра-ситуация: «Умей в гости звать и умей угощать»;

Сюжетно-ролевая игра: «У нас праздник»; «К нам гости пришли», «Ярмарка»

Дидактическая игра: «Кувшин доброты»; "Сказочная мозаика", «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».

Рисование:

- «Славянские узоры на платье»;

-«Украшение доски» элементами городецкой росписи;

-«Веселые матрешки»; «Украшение фартука татарским национальным орнаментом», «Русский сарафан».

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Горелки», «Карусель», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Ручеёк», «Тень, тень, потетень», «Пугало», игра-забава «Перетягивание каната»; «Бабка –Ёжка», «У дедушки Трифона».

Инсценировка сказки: "Гуси лебеди".

Татарские народные игры: "Перетяни канат".

"Не пролей воды".

Экскурсия: Музей русского народного быта

Рассматривание: иллюстраций, рисунков костюмов татарского и русского народа.

Народные игры: "Олени и пастух", "Море волнуется".

3 этап – заключительный

- анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-творческой деятельности.

- выявление полученных знаний у детей о народных традициях и русской культуре;

- итоговое развлечение «Татарское гостеприимство».

Комплексно-тематический план

Понедельник

1. Познавательное развитие (ФЦКМ)

Тема: «Народная культура и традиции татарского и русского народа» (презентация).

Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского и русского народа, обычаях, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.

Задачи:

• Познакомить детей с традициями и обычаями татарского и русского народа.

• Формировать основы праздничной культуры татарского и русского народа.

• Воспитывать доброту и любовь друг к другу;

2. Художественно-эстетическое развитие (рисование)

Тема: Украшение фартука татарским национальным орнаментом.

Цели: Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству.

Задачи:

• Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.

• Воспитывать любовь к народному искусству.

Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.

Вопросы к занятию:

- Люди каких национальностей живут в нашей стране?

- Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?

- Каким узором будем украшать?

- Какие элементы татарского узора вы знаете?

- Какие цвета в татарском орнаменте?

3. Физическое развитие

Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона"

Татарские народные игры:

"Перетяни канат". "Не пролей воды".

Вторник

1. Речевое развитие

Тема: Татарский и русский национальный костюм.

Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси;

Задачи:

• Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;

Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

• Обогащать словарный запас: запон (фартук, оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;

2. Познавательно развитие. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

Тема: «Русский национальный костюм» Цель: Познакомить с русским национальным костюмом. Изготовление из бумаги в технике оригами русский национальный костюм.

Задачи:

Образовательная:

• Формировать знания об истоках русских национальных традиций, знакомить с некоторыми предметами русского национального костюма.

Развивающая:

• Развивать познавательный интерес, расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Воспитательная:

• Формировать нравственные качества детей, воспитывать уважение к народным традициям.

3. Художественно-эстетическое развитие (лепка)

Тема: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто).

Цель: Дать детям представление о национальных татарских блюдах.

Задачи:

• Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной инструкции воспитателя;

• Развивать зрительную – двигательную координацию;

Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.

Среда

1. Познавательное развитие (ФЭМП)

Тема: «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»

Цель: познакомить с предметами старины средствами занимательной математики, формировать познавательную активность.

Задачи: закреплять навыки счёта количественного и порядкового в пределах 5;

закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов по числу и раскладывать на полосках;

закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги;

закреплять знания о геометрических фигурах;

развивать наблюдательность, смекалку, тренировать память и внимание.

3. Музыкальное развитие

Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»

Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой.

Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Четверг

1. Речевое развитие

Тема: «Народная культура и традиции русского народа»

Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Задачи:

- расширение знаний о культуре и традициях русского народа;

- закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;

- знакомство с лекарственными растениями;

- развитие логического мышления;

- умение участвовать в русских народных подвижных играх;

- обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;

- воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям;

- развитие устной речи.

2. Художественно-эстетическое развитие (рисование)

Тема: «Русский сарафан».

Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Задачи:

• Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;

• Вызвать интерес к жизни своих предков;

• Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

Вопросы к занятию:

- Какую одежду одевали русские девушки?

-Из какой одежды состоит женский народный костюм?

-Какого цвета использовали материю для изготовления материи?

3. Физическое развитие

Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".

Пятница

1. Музыкальное развитие

Тема: «Знакомство с обрядовыми песнями масленицы».

Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице.

Задачи:

• Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;

• Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни;

Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Тема: Разучивание частушек.

Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни, с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.

2. Физическое развитие

Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".

Работа с родителями

- консультация «Приобщаем детей к народным традициям»;

- Выставка работ с совместной деятельности детей и родителей, аппликация из цветной бумаги «Татарский платок»

- Помощь в подготовке к развлечению «Татарское гостеприимство»

Прикреплённые файлы:

ntik-tatar-i-ruskih_0jpj4.pptx | 14366,43 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе Паспорт проекта. Тема проекта:«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народная культура и традиции татарского и русского народа» в старшей группе
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 11:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД