Светлана Размиковна Приколотина
Проект «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка — это зернышко,
из которого прорастает
эмоциональная оценка
жизненных явлений».
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность: январь-май
Участники проекта : дети младшей группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Нравственные нормы, как добро и зло, хорошо и плохо у детей в возрасте 3-4 лет, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Самые известные сказки о животных помогут показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка — это уроки на всю жизнь.
Особенности воспитания нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте.
Детям свойственна большая эмоциональная отзывчивость, подражательность.
Дети очень внимательны к словам взрослого, особенно если это мотивирует к действию, процессу, желанию заслужить похвалу.
Для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления. Поэтому выполнение поручений может зависеть от ситуации.
Дети не умеют соотносить представления о нравственной норме со своими поступками.
Этот возраст переживает кризис 3-х лет, проявляется своеволие, негативизм, что при неправильном общении с ребенком может вылиться в агрессивность.
Цель проекта :
Воспитание у дошкольников добрых чувств через знакомство с русскими народными сказками.
Задачи:
Подобрать и изучить научную и методическую литературу по теме, составить перечень русских народных сказок по возрасту.
Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
Создавать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
Воспитать у детей доброжелательные отношения к окружающим людям и друг другу, доброе чувство ко всему живому, любовь к своему краю.
Привлечь родителей к воспитанию у детей любви и интереса к русской народной сказки в условиях семьи, помочь понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Создавать единую систему взаимодействия воспитателей, родителей и специалистов.
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Научить отражать полученные впечатления в специально-организованной деятельности: изобразительной, речевой, музыкальной, трудовой, игровой.
Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Направления развития личности:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие мышления и воображения;
речевое развитие;
эстетическое развитие;
развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Объект исследования: Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
1. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
2. Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.
В результате проектной деятельности будет подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
формирование нравственных представлений (эталоны) о нормах соци-альных отношений и моделях поведения
расширение представления детей об окружающем мире
способствование формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений
воспитание у детей отзывчивости на сюжет сказки
развитие творческой активности
развитие выразительной, образной речи
Сказки — это отличное средство сплочения детей и взрослых. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получат возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научиться сопереживать героям сказок, находить пути выхода из трудных ситуаций. Также планируется:
пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
оформление альбома «Наши любимые сказки!»;
оформление книжной выставки «Мои любимые сказки»;
изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, шапочек сказочных героев, атрибутов;
оформление дидактических игр по русским народным сказкам;
разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях).
Русские народные сказки :
- развивают у дошкольников умение вежливо общаться друг с другом и окружающими их людьми;
- способствуют расширению круга общения детей со взрослыми;
- формируют коммуникативные умения и навыки воспитанников;
- поддерживают и развивают проявления гуманности в поведении детей.
- воспитывают у малышей трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения;
Дети начинают понимать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки.
Работа с детьми.
1. Знакомство детей со сказкой. (Чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей).
2. Пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3. Лепка, рисование, конструирование по мотивам сказок.
4. Разыгрывание сюжетов из сказок, игры драматизации театрализованные, творческие игры.
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка».
Родительское собрание в форме гостиной «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»
Папка-передвижка «Сказкотерапия».
Индивидуальные беседы «Как научить ребёнка слушать сказки».
Оформление совместно с родителями выставки книг «Моя любимая сказка».
И книга иллюстраций: «Любимая сказка»
Консультация «Моделирование сказки в формировании математических представлений».
Мастер-класс «Как сделать сказку интересной».
Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой» для оформления альбома совместного творчества.
Консультация «Народная сказка в системе нравственного воспитания младших дошкольников».
Информация для родителей через личный сайт педагога.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный - январь 2021 год
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с координатором, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной - февраль 2021 года - май 2021 год
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
3 этап – итоговый - конец 2021 года
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Перспективное планирование работы по проекту
Время проведения Форма работы Цель
январь Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
январь Проведение мониторинга с детьми на предмет понятия основных нравственных качеств, используя исследование «Лесенка» Выявить знания детей об основных нравственных качествах людей
февраль-май Знакомство детей с русскими народными сказками Вызвать у детей интерес к произведениям устного народного творчества.
февраль-май Театрализованная деятельность по русским народным сказкам Развивать умение детей создавать образы персонажей с помощью театрализованной деятельности.
февраль Совместная образовательная деятельность по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Закреплять знание русской народной сказки, используя театрализованную деятельность. Дать детям элементарные понятия о «добре» и «зле».
февраль Рисование по сказке «Рукавичка» Воспитывать умение помогать героям сказок, используя изодеятельность.
февраль Оформление картотеки загадок по русским народным сказкам Развивать умение угадывать персонажа сказки по описанию его качеств
февраль Оформление картотеки дидактических игр по русским народным сказкам Развивать речь детей, воспитывать интерес к русским народным сказкам.
февраль Режиссёрская игра по сказке «Теремок» Учить детей любить сказки и сопереживать их героям.
февраль Родительское собрание в форме гостиной «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей» с включением мастер-класса «Как сделать сказку интересной». Обучать родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания.
март Совместная образовательная деятельность в образовательных областях «Познание» и «Речевое развитие» с использованием мультимедийной презентации по сказке «У страха глаза велики» Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям.
март Игра-беседа «Будем вежливыми» по сказке «Колобок» Закреплять знания детьми вежливых слов, используя сказочного персонажа.
март Совместная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лепка «Маленькая Маша» по сказке «Маша и медведь» Закреплять, используя изодеятельность, образы героев русских народных сказок.
март Игра- беседа «Как можно пожалеть зайчика» по сказке «Заюшкина избушка» Закреплять знания детьми добрых и ласковых слов, используя сказочного персонажа.
март Совместная образовательная деятельность «Путешествие в страну сказок» Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к художественному слову;
апрель КВН «Поможем сказочным героям». Учить понимать и различать эмоциональное состояние сказочных героев; использовать в речи вежливые словесные формы общения;
апрель Совместная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лепка «Мисочки трёх медведей» по сказке «Три медведя» Закреплять, используя изодеятельность, образы героев русских народных сказок.
апрель Выставка книг «Моя любимая сказка» Вовлекать родителей в совместную деятельность.
апрель Совместная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лепка «Зайчик» по сказке «Заюшкина избушка» Закреплять образы героев русских народных сказок, используя изодеятельность.
апрель Совместная образовательная деятельность «В гости к солнышку» Формировать нравственные качества малышей : сострадание, желание прийти на помощь.
май Совместная образовательная деятельность в образовательной «Художественно-эстетическое развитие» аппликация «Колобок катится по дорожке» Закреплять образы героев русских народных сказок, используя изодеятельность.
май Пересказ русских народных сказок, используя моделирование. Закреплять умение усвоить последовательность действий персонажей сказок с помощью моделей. Учить выделять и называть нравственные качества героев известных сказок.
май Совместная образовательная деятельность в образовательной «Художественно-эстетическое развитие» аппликация «Домик» по сказке «Теремок» Закреплять образы героев русских народных сказок, используя изодеятельность.
май Литературно-музыкальный досуг «В гостях у сказки»
май Презентация проекта «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
май Проведение мониторинга с детьми на предмет понятия основных нравственных качеств, используя исследование «Лесенка». Выявить знания детей об основных нравственных качествах людей по окончании проекта.
Литература
«Занятия для детей 3-5 лет» по социально-коммуникативному развитию. Издательство «Творческий центр Сфера», Москва 2015.
Т. А Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». Издательство «Творческий центр Сфера», Москва 2007.
«Занятия по развитию речи». Издательство «Мозаика-Синтез». Москва, 2010
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». «Творческий центр Сфера», Москва 2011.
Н. Исаева Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С. 19
Н. Султанова, Н. Цилько. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 - 14.
Петракова основы нравственного воспитания. - М:1997
Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 - 16.
Зачем читать детям сказки? СПб. 2004