Ирина Тимофеева
Проект «Наши верные друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ : НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Средняя группа «Ромашка»
Автор-составитель:
Тимофеева И. В.
г. Норильск
2017
Актуальность проекта
Жестокое обращение с животными, на данный момент, очень актуальная и резонансная тема в нашей в стране, огромное количество петиций направлено на то, чтобы ужесточить наказание за негуманное отношение к животным.
Публикация «Проект „Наши верные друзья“» размещена в разделах
Наш проект нацелен на формирование правильного отношения к домашним питомцам у детей, а также у их родителей. Многие родители прекрасно понимают, что полноценно ухаживать за собакой или кошкой ребенок дошкольного возраста не в состоянии, и бремя ответственности за питомца целиком ляжет на них самих.
Увы, многие даже самые ответственные взрослые, считают, что полный уход за кроликом, крысой, хомячком или морской свинкой вполне по силам ребенку дошкольного возраста. Так в доме появляется живая игрушка.
Не менее часто оказывается, что живая игрушка обладает зубами и когтями и вполне способна вырываться и защищаться от навязчивого детского внимания Укушенные детские руки, а заодно боль, обида и разочарование, которые могут перерасти в страх перед животными, а дальше, возможно, и в жесткое отношение к ним.
Ведь для того, чтобы избежать появления «живой игрушки» и, что самое главное, жесткого обращения, необходимо формировать ответственность с ранних лет.
Чувство ответственности – одно из базовых, определяющих в человеческой природе. Оно формируется вместе с общим фундаментом будущей личности ребенка. Поэтому целенаправленно развивать ответственность в малыше – первоочередная задача родителей и воспитателей.
Цель проекта : развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности.
Задачи проекта :
1. Формировать интерес к познавательной деятельности.
2. Развивать творчество, креативность, любознательность участников проекта.
3. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных.
4. Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с животными.
5. Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным.
Срок реализации проекта : сентябрь – май.
Участники проекта : воспитатели средней группы «Ромашка», дети средней группы «Ромашка» и их родители.
В основе работы с детьми по проекту, лежат принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.
2. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
3. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
4. Принцип дифференциации, учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Формы реализации проекта
- работа с детьми:
1. Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.
2. Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.
3. Инсценировки сказок, этюдов.
4. Проведение игровых занятий.
5. Пополнение предметно - развивающей среды группы.
6. Участие в волонтерском движении помощи бездомным животным
7. Участие в природосберегающих акциях, проводимых в г. Норильске
8. Участие в природоохранных акциях, проводимых ДОУ
- работа с родителями:
1. Проведение творческих гостиных;
2. Изготовление макетов жилищ кошки и собаки;
3. Выполнение творческих заданий.
4. Изготовление платочных кукол для театра;
5. Оформление фотовыставок и альбомов домашних животных.
6. Участие в волонтерском движении помощи бездомным животным
7. Участие в природосберегающих акциях, проводимых в г. Норильске
8. Участие в природоохранных акциях, проводимых ДОУ
Этапы проектной деятельности
I этап (сентябрь) – подготовительный (организационный)
Направление деятельности: анкетирование родителей, детей обсуждение цели и задач проекта с родителями, разработка структуры и содержание проекта, создание условий для его реализации, сбор и обработка методических, практических материалов.
II этап (октябрь-апрель) – основной (практический)
Направление деятельности: реализация основных видов образовательной деятельности по направлению проекта,
III этап (май) – итоговый (обобщающий)
Направление деятельности: соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными знаниями, обобщение материалов проекта
В качестве способов поддержки детской инициативы в рамках проекта планируется создание развивающей предметно - пространственной среды в группе, направленной на развитие познавательной деятельности, кроме того, необходимо установить в группе доску почета для отличившихся детей, а также проработать систему поощрения. Помимо этого, будет внедрен групповой сбор для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности. В игровой деятельности планируется активное создание проблемных ситуаций, благодаря которым удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста.
Перспективный план проекта
1 этап – организационный
Задачи:
1. Выявить уровень знаний детей о животном мире и умение применять эти знания на практике.
2. Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.
Сентябрь
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Диагностика. Анализ полученных результатов.
2. Просмотр документального фильма о домашних животных
3. Чтение художественной литературы о братьях наших меньших :
С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Чарушин «Кошка», «Собака»; Г. Остер «Котенок по имени Гав»; В. Бианки «Первая охота», «Рыбий дом»; Б. Сергуненков «Рыбка и головастик»; К. Авдеенко «Кот Маркиз»; В. Сутеев «Три котёнка»; В. Токмакова «Где спит рыбка».
4. Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Мышеловка», «Цыплята и кот», «Лохматый пес», «Кот и мыши». - выявить уровень знаний детей о собаках и кошках, отношение к животным.
-привлечь внимание детей к разнообразию пород кошек и собак и их способности оказывать помощь людям.
- формировать интерес к познавательной литературе о домашних животных.
- расширять кругозор воспитанников.
- формировать интерес к домашним животным
Предметно-развивающая среда:
1. Наборы открыток «Жизнь собак», «Кошки и их дикие родственники»
2. Выставка детских рисунков «Мое любимое животное» - определить потребность в получении знаний о кошках и собаках, расширении кругозора детей.
-выявить отношение детей к домашним животным, актуальность темы проекта.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей на тему: «Роль домашнего животного в жизни вашего ребенка»
2. Выпуск рекламного буклета «Наши верные друзья» к родительскому собранию.
-информировать родителей о том, какую пользу приносит домашний питомец в развитии эмоциональных качеств, трудолюбия, сдержанности ребенка.
-познакомить и обсудить задачи и план мероприятий по проекту.
2 этап – основной- октябрь – апрель
Задачи:
1. Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.
2. Создать единый детско-взрослый коллектив.
Октябрь
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Рассматриване иллюстраций с изображением животных (кошек и собак, ситуативный разговор.
2. Чтение произведения Т. Собакина «Друг навсегда»
3. Игровое занятие
Тема: «Собака друг человека»
4. Проведение показа одежды для собак в рамках праздника осени
«Лохматые модницы»
- дать представление о многообразии пород, особенностях внешнего вида кошек и собак;
-сформировать интерес к домашним животным.
- формировать интерес к познавательной литературе о домашних животных.
- расширять кругозор воспитанников.
- познакомить детей с интересными фактами из жизни собак.
- уточнять и расширять представления детей о собаке, домашнем животном и друге человека.
- развивать речь, мышление.
- воспитывать интерес к животным, желание заботиться о них, узнавать что-то новое, интересное.
- расширять знания о сезонной одежде и аксессуарах для собак.
- заинтересовать детей темой проекта.
Предметно-развивающая среда:
1. Рекламный буклет «Наши верные друзья»
2. Создание выставочной площадки по проекту «Наши верные друзья»
3. Подбор художественной и познавательной литературы, игрушек и фигурок кошек и собак – мини-библиотека «Наши верные друзья»
- сформировать позитивное отношение, заинтересованность участников проекта
-формировать интерес к объекту проектной деятельности, развивать творчество и любознательность участников проекта.
-развивать стремление к коллекционированию, желание вносить свой вклад в общее дело.
Работа с родителями:
1. Сбор художественной и познавательной литературы о кошках и собаках.
2. Изготовление и пошив костюмов для собак.
- направить родителей на совместную с детьми деятельность по проекту.
- развивать инициативу и творческий подход к процессу изготовления одежды для дефиле.
Ноябрь
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Изготовление дидактической игры «Угадай-ка»
2. Чтение художественных произведений Л. Толстого «Булька»
«Милька и Булька»
3. Проведение дидактической игры
«Собери картинку»
- развивать творчество и креативность участников проекта.
- расширять представления о породах собак через чтение художественной литературы.
- формировать интерес к художественной литературе.
- расширять знания детей о собаках разных пород и особенностях их внешнего вида.
- учить складывать целое изображение из отдельных частей.
- развивать сообразительность, внимание.
Предметно развивающая среда:
1. Изготовление поделок из бумаги (кошек, собак) для оформления уголка проектирования.
2. Изготовление папки-передвижки на тему: «Жизнь собак осенью»
3. Дидактические игры: «Угадай-ка», «Собери картинку»
- привлечь интерес детей к оформлению уголка проектирования
работами совместного творчества.
- развивать творчество, умение проявлять инициативу в изготовлении поделки.
- дать представления детям об участии собак определенных пород в охоте.
- учить проявлять инициативу в организации знакомых дидактических игр.
- воспитывать бережное отношение к продукту совместной деятельности.
Работа с родителями:
1. Составление совместно с детьми описательного рассказа о своем домашнем питомце.
2. Изготовление атрибутов и пошив костюмов к театральным постановкам.
3. Сбор материала для альбома «Мы такие разные»
- развивать устойчивый интерес детей и родителей к работе над проектом «Наши верные друзья»
- формировать умение ясно и четко выражать свои мысли
- расширять словарный запас детей,
- развивать желание родителей оказывать посильную помощь в пополнении и обогащении развивающей среды группы.
- привлечь родителей к жизни группы.
- повышать самооценку своего ребенка.
Декабрь
Мероприятия Цели
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Игровое занятие
Тема: «О Жучках и Мурках»
2. Игровое занятие
Тема: «Собака со щенком»
3. Проведение дидактической игры «Что лишнее»
- учить детей к ответственному отношению к домашним животным.
- формировать знания о том, какой урон могут причинить бродячие животные.
- воспитывать отзывчивость, ответственность за прирученных животных.
- учить лепить домашних животных (собаку со щенком).
- формировать умение лепить предметы из целого куска и отдельных частей.
- воспитывать внимание и терпение.
- расширять знания детей о предметах ухода, продуктах питания животных.
- закрепить коммуникативные навыки, умение работать с карточкой.
Предметно-развивающая среда:
1,Художественные произведения Г. Шалаевой «Домашние животные» «Удивительная кошка»
2. Наборы сюжетных картинок для составления описательных рассказов о кошках и собаках.
3. Схемы для продуктивной деятельности детей.
- приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах как источники разнообразной информации
- активизировать речь детей.
- совершенствовать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
- закреплять умение раскладывать картинки с последовательно развивающимся действием.
- активизировать фантазию и речь детей.
- совершенствовать навык работы со схемой.
- закреплять технические навыки в аппликации, конструировании, лепке.
- развивать фантазию, творчество детей.
Работа с родителями:
1. Изготовление макета площадки для выгула собак «Собачий дворик»
2. Подбор фотоматериала для оформления альбома «Мое любимое животное»
3. Пополнение коллекции игрушек кошек и собак для обыгрывания построек.
- развивать инициативу и творческий подход к процессу изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
- привлечь родителей к оформлению альбома по проекту «Наши верные друзья»
- привлечь родителей к пополнению проектного уголка фигурками животных.
Январь
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Беседа с детьми на тему: «Почему собаки кусаются»
2. Проведение дидактической игры
«Наши помощники»
3. Игра «Отвечай быстро»
Приложение 14
- познакомить детей с особенностями поведения собак различных пород.
- закрепить правила безопасного поведения с домашними питомцами.
-закреплять знания детей о том, какую помощь могут оказать собаки людям разных профессий.
-развивать кругозор.
- расширять представления о домашних животных.
- продолжать знакомить с различными породами собак, кошек.
- обогащать словарь детей.
- развивать любознательность.
Предметно-развивающая среда:
1. Настольный и пальчиковый театр.
2. Макет площадки для выгула собак «Отважный пес»
3. Энциклопедии «Все о кошках» «Лохматый друг»
4. Альбом «Мое любимое животное»
- побуждать детей к обыгрыванию придуманных сюжетов,
- развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр.
- закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимика, интонация)
- закрепить знания о правилах и месте выгула собак.
- воспитывать умение договариваться о содержании совместных игр.
- развивать интерес к познавательной литературе.
- побуждать детей проявлять инициативу в приобретении новых знаний.
- развивать интерес к продукту совместной с взрослыми деятельности.
- воспитывать бережное отношение к книгам, альбомам.
Работа с родителями:
1. Изготовление макета жилища для собаки (будка) «Укромное местечко Грея»
2. Предложить родителям схемы- опоры для составления описательного рассказа с детьми дома на тему «Мое любимое животное»
3. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, ростовых кукол к театрализованной деятельности.
- совместное изготовление атрибутов для выставочной площадки проекта «Наши верные друзья»
- продолжать знакомить родителей со спецификой работы по развитию речи дошкольника.
- закреплять умение составлять рассказ по схеме.
- заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей.
- развивать у родителей желание оказывать помощь в оформлении предметно-развивающей среды группе.
Февраль
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Проведение сюжетно-ролевой игры «Салон «У Жу-Жу»
2. Чтение познавательной литературы на тему «Наши спутники и друзья»
3. Игровое занятие
Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
4. Игровое занятие
Тема: «Будка для собаки»
- раскрыть для детей смысл деятельности парикмахера животных.
- формировать умение творчески развивать сюжет игры.
- воспитывать уважение к профессии парикмахера.
- развивать интерес к познавательной литературе.
- расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания кошек.
- продолжать учить детей составлять небольшой рассказ по картине, самостоятельно придумывать концовку рассказа.
- закреплять умение подбирать слова- определения.
- совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
- воспитывать умение внимательно слушать товарища.
- упражнять в аккуратном наклеивании деталей.
- развивать творческие способности в оформлении поделки.
Предметно-развивающая среда:
1. Дидактическая игра «Что лишнее»
2. Макет жилища для собаки (будка) «Укромное местечко Грея»
3. Художественная и познавательная литература по проекту «Наши верные друзья»
- развивать инициативу, организаторские способности.
- закреплять знания о предметах ухода и продуктах питания кошек и собак.
- развивать интерес к экспонатам выставочной площадки по проекту «Наши верные друзья».
- воспитывать умение обыгрывать жилище для собак, считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
- побуждать детей рассматривать иллюстрации в книгах, делиться впечатлениями о просмотренном.
-развивать диалогическую речь.
Работа с родителями:
1. Изготовление макета жилища кошки «Муркин дом»
2. Изготовление трафаретов кошек и собак разных пород.
3. Конкурс на оформление обложки к альбому «Мое любимое животное»
- привлекать родителей к проектной деятельности группы.
- развивать творчество и креативность родителей и детей в процессе работы над проектом.
-поощрять оригинальность и творческий подход в совместной с детьми деятельности.
Март
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Чтение художественного произведения Г. Остера «Середина сосиски»
2. Игровое занятие
Тема: «Собачья площадка»
3. Изготовление атрибутов к театрализованному представлению сказки «Рукавичка»
4. Проведение сюжетно-ролевой игры «Зоолечебница»
- продолжать знакомить с особенностями жизни бездомных животных.
-показать на примере художественного произведения особенности взаимоотношений различных животных.
- учить детей рисовать собак
- закреплять умение работать в коллективе, согласовывать действия, учитывая мнение других.
- воспитывать любовь к живой природе, желание с нежностью относиться ко всему живому.
- развивать стремление к совместной с взрослым деятельности, чувство гордости за созданный продукт деятельности.
- формировать единый детско-взрослый коллектив.
- закреплять знания о профессии ветеринара.
- развивать умение принимать на себя главную роль в игре.
- воспитывать чуткое, заботливое отношение к животным.
Предметно-развивающая среда:
1. Макет жилища кошки «Муркин дом»
2. Трафареты кошек и собак.
3. Игровые наборы к сюжетно-ролевым играм: «Пограничники» «Цирк» «Спасатели»
4. Альбом «Мы такие разные»
- закрепить знания детей об особенностях жизни и повадках кошек.
- воспитывать заботливое отношение к кошкам.
- развивать у детей умение самостоятельно создавать мини- альбомы о животных.
- воспитывать желание довести начатое дело до конца, аккуратность в работе.
- совершенствовать умение самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры.
- расширять знания детей о роли животных в жизни человека.
-воспитывать умение договариваться и уступать друг другу.
- обогащать знания детей новыми произведениями о кошках и собаках.
- расширять кругозор, любознательность детей.
Работа с родителями:
1. Участие во всемирной природоохранной акции «Час Земли»
2. Подбор загадок, пословиц, стихов о кошках и собаках.
3. Беседа с детьми на тему: «Осторожно злая собака»
- формировать у родителей и у детей бережное отношение к природе
- удовлетворять любознательность детей.
- формировать желание поддерживать интересы своего ребенка.
- воспитывать желание оказывать помощь в проведении итоговых мероприятий по проекту «Наши верные друзья»
- повторить правила безопасного обращения с собаками.
- развивать умение поддерживать диалог с ребенком.
Апрель
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Проведение словесной игры «Будь внимательным»
2. Чтение художественного произведения Т. А. Шорыгиной «Кнопка».
3. Игровое занятие
Тема: «Чудесные превращения»
4. Показ сказки «Рукавичка» для детей младших групп
- активизировать память и слуховое восприятие.
- развивать быстроту реакции.
- знакомить детей с новыми произведениями о собаках.
- развивать умение слушать без опоры на наглядность.
- учить детей превращать полоски бумаги в фигурку кошки.
- совершенствовать творческий подход к делу, самостоятельность, аккуратность
- воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
- поддерживать стремление заниматься театральной деятельностью.
- воспитывать желание доставлять радость малышам.
Предметно-развивающая среда:
1. Маски кошек и собак.
2. Материал для продуктивной деятельности детей.
3. Дидактические игры «Что лишнее» «Угадай-ка» «Собери картинку».
- развивать творческую инициативу в организации сюжетных и подвижных игр.
- развивать умение работать с различным материалом (бросовый, природный, бумага, картон, бусины)
- воспитывать желание порадовать своей работой близких людей)
- закреплять умение играть небольшим коллективом и объяснять правила игры партнерам по игре.
- воспитывать бережное отношение к играм.
Работа с родителями:
1. Подбор материала из истории жизни кошек и собак.
2. Проведение творческой гостиной на тему: «Наши четвероногие друзья»
3. Участие в волонтерской акции «Помоги бездомным животным»
- формировать у родителей позицию активного и заинтересованного участника педагогического процесса.
-развивать творчество участников проекта,
-воспитывать чувство гордости за результат совместной деятельности со своим ребенком по проекту.
- формировать у родителей ответственное отношение к своим домашним питомцам и гуманное отношение к бездомным животным
3 этап – заключительный
Задачи:
1. Анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.
2. Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Наши верные друзья»
Май
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми
1. Диагностика. Анализ результатов.
- выявить уровень знаний детей о собаках и кошках, отношение к животным.
Работа с родителями
1. Презентация проекта «Наши верные друзья»
- показать родителям результаты работы по проекту «Наши верные друзья».
- поощрить активных участников проекта.
- привлечь родителей к активному сотрудничеству над проектом в следующем году.
Методическое обеспечение проекта
1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. М. «Сфера» 2009г.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., СтеркинаР. Б. Безопасность. С-Пб. «ДЕТСТВО ПРЕСС»2002г.
3. Артюх А. В., Бабюк С. Б. Лучшие произведения для детей 5-6 лет. М. «ОНИКС» 2007г.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М. «ВАКО» 2008г.
5. Гризик Т. И. Познаю мир. М. «Просвещение»2004г.
6. Жукова Р. А. Театрализованная деятельность. В. «Корифей» 2010г.
7. Иванова О. Н., Короткова Г. Н. Развитие речи у детей в детском саду.
Я. «Академия развития» 2008г.
8. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. «Аркти» 2005г.
9. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Р-н-Д. «Феникс» 2007г.
10. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. С-Пб «КАРО» 2004г.
11. Шалаева Г. П. Удивительная кошка. М. «Эксмо» 2007г.
12. Шалаева Г. П. Домашние животные. М. «Эксмо» 2007г.
13. Шорыгина Т. А. Домашние животные. Какие они? М. «ГНОМ и Д»2009г.