Папки-передвижки

«Наследие». Проект

Светлана Васильева
«Наследие». Проект
▼ Скачать + Заказать документы

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Проект «Наследие»

В течение учебного года, 2014-2015, велась работа над проектом «Наследие». Город Сольвычегодск имеет богатое историческое наследие. При Сольвычегодском историко-художественном музее создан отдел народной культуры – школа народных ремесел (школа-мастерская). Педагоги школы-мастерской знакомят с бытом русского народа, с традициями, народными ремеслами, проводят мастер-классы, создали музей русской избы.

Публикация «„Наследие“, Проект» размещена в разделах

Свою работу мы построили в тесном сотрудничестве с педагогами шко-лы-мастерской. Составили единый расширенный план взаимодействия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом русского народа, с народными праздниками, их традициями и обычаями. Большое место в приобщении детей к истокам народной культуры занимают народные праздники и традиции. В них накоплены наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.

Цель проекта – ознакомить детей старшего дошкольного возраста с бытом русского народа, с народными праздниками, их традициями и обы-чаями.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1) познакомить детей с забытыми календарными праздниками (Осе-нины, Покров пресвятой Богородицы, Спиридон-Солнцеворот, Рождество, Сретение, Масленица, Сороки, Благовещенье, Пасха, Егорий Вешний, Троица);

2) развить у детей познавательный интерес к культуре и истории своего народа (используя в работе региональный компонент, знакомить с традициями, костюмом Сольвычегодского уезда);

3) привить уважение подрастающего поколения к народным тради-циям, к прошлому русского народа;

4) воспитать доброжелательное отношение к сверстникам через совместную деятельность (в проекте участвовали дети старшего дошкольно-го возраста детского сада и детского дома, т. к. на базе детского дома была открыта дополнительная группа детского сада, благодаря чему сблизились и подружились два детских коллектива).

Полученные теоретические знания на занятиях через беседы, прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и картин дети закрепляли на практике в школе-мастерской, принимали участие в мастер-классах по изготовлению поделок, игрушек, необходимых атрибутов к праздникам. В конце каждого занятия проводились русские народные игры, викторины, развлечения.

План работы над проектом составлен согласно народному календарю.

В сентябре прошли мероприятия: «Давайте познакомимся» – экскурсия в музей русской избы, «Ой, вы, гости-господа» – знакомство детей с народным этикетом и правилами поведения в гостях, «Осенины» – знакомство с традициями народа прощания с летом и встречи осени, «Наша-то хозяюшка сметлива была» – обработка зерновых культур, как хлеб на стол пришел.

В октябре для детей было проведено познавательное занятие по ознакомлению с народным праздником – Покров Пресвятой Богородицы. Работа с народными приметами на первую встречу осени с зимой, с пословицами и поговорками. На занятиях «Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла» дети познакомились с этапами обработки льна, с историей мужской и женской одежды, с русским народным костюмом и народной одеждой Сольвычегодского уезда. Проведены следующие занятия в школе-мастерской: «История мужской и женской одежды»; «Как рубашка в поле выросла» – обработка льна; «Народная одежда Сольвычегодского уезда» – знакомство с русским народным костюмом. Также рассматривался альбом «Русский народный костюм»; разучивалась русская народная подвижная игра «А мы сеяли, сеяли ленок»; проведены работа с пословицами и поговорками о льне, загадывание загадок, чтение стихов и сказок, разучивание песен, закличек и приговорок.

В ноябре дети знакомились с бытом русского народа, с убранством русской избы, с домашней утварью. Полученные теоретические знания дети закрепляли на практических занятиях в школе-мастерской, где с педагогом (народным мастером) учились действовать с предметами быта, знакомились с их предназначением, выявляли сходство с современными аналогами. Был составлен цикл занятий «В русской избе» : «Знакомство с печным углом из-бы»;«Знакомство с красным углом избы»; «Знакомство с зыбкой, с особенно-стями колыбельных песен», разучивание колыбельной песни; «Знакомство с прялкой, с домоткаными половиками»; «Знакомство с сундуком»; рассказ «У каждого дома – свое лицо»; экскурсия в музей русской избы; занятие в школе-мастерской «Русская изба» : домашняя утварь». Также дети смогли познакомиться с историей возникновения кукол и на мастер-классе изготовили народную куклу.

В декабре детей знакомили с обрядовым печением «козули». На мастер-классе дети выпекали северное лакомство.

22 декабря – день зимнего солнцестояния. С этого дня по календарю начало зимы. После дня зимнего солнцестояния следует 25 декабря – день Спиридона-солнцеворота. На день Спиридона-солнцеворота солнце поворачивает – на лето, а зима – на мороз. В старину в деревнях праздновали зимний Солнцеворот так: зажигали костры в честь солнца, скатывали с гор горящее колесо, лепили снежную бабу и водили вокруг нее хороводы, начинали колядовать. Придерживаясь русским традициям празднования дня Спиридона-солнцеворота, был проведен праздник «Здравствуй, Зимушка-зима!» : разучивались танец «У леса на опушке»; подвижные игры «Солнце и месяц», «Два Мороза», «Льдинки, ветер и мороз»; песни «Дед Мороз», песни-игры «Снег-снежок»; заклички. Было рассказано о дне зимнего солнцестояния, о русском народном празднике «Спиридоне-солнцевороте»; проведена работа с зимними пословицами и поговорками, народными приметами; прошло развлечение на снежной горе.

Январь. Один из наиболее почитаемых праздников на Руси – Рождество Христово. Пожалуй, нет другого праздника, который отмечался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Святки совпадают с Новым годом – светлым праздником детворы, с новогодней ёлкой, переодеваниями, сказочными превращениями, чудесами, всеобщим весельем, шумными гуляниями, весёлыми колядками. Дети поучаствовали в рождественском вертепе, пели колядки, переодевались в ряженых.

С 2 февраля по 10 апреля проводился краткосрочный проект «Как на Руси весну встречали». В рамках этого проекта были проведены следующие народные праздники: Сретение – первая встреча весны, Масленица, Сороки, Благовещенье. Дети познакомились с приметами таких дней, как Анна-Плющиха, Герасим-грачевник.

Большое народное гулянье в конце зимы – Масленица. В масленичную неделю было принято провожать зиму и встречать весну. Основной акцент этой недели – блины. Главная героиня этих дней – соломенная кукла – Масленица. Её наряжают в женскую одежду. Эта кукла – символ уходящей зимы. Её мы делали в начале праздника, сажали на сани, катали с гор, а в конце недели сжигали. При этом дети пели песни и таким образом символически провожали зиму. Праздник Масленица был составлен из веселых игр, хороводов, конкурсов. Обязательными компонентами этого праздника было выступление различных персонажей: Масленицы, Зимы, Весны, Медведя, Козы, скоморохи, петухов и др. ; перетягивание каната, катание на карусели и лошадях, взятие снежного городка.

Сороки – вторая встреча весны – 22 марта – день весеннего равноденствия. На этот на праздник традиционно изготавливали птичек из различных материалов, обязательно выпекали жаворонков из теста, разучивали заклички, песни, игры. Праздник «Жаворонков день» мы проводили на улице: дети развешивали своих птичек на деревья и кустарники.

Благовещенье – 7 апреля – третья встреча весны. Были проведены малоизвестные для взрослых и детей такие народные обычаи, как прыжки через костер, изгнание нечистой силы, выпускание птиц на волю.

Апрель. Вербное воскресенье – отмечается за неделю до Пасхи. С обы-чаями празднования познакомили детей на познавательном занятии и прогулке.

Пасха. Детей познакомили с обычаями и обрядами, связанными с празднованием Пасхи. На Пасху с детьми раскрашивали яйца, обменивались ими, играли в игры «Катание яиц по желобку»,

Май. 6 мая – народный праздник Егорий Вешний. На Руси это был особенный день – первый после долгой, холодной зимы выгон скота в поле. Детей мы знакомили с данным обычаем. В школе-мастерской был проведен мастер-класс по изготовлению лошадки.

Июнь – праздник Троица. Был проведен краткосрочный проект «Ай-да березка!» В ходе проекта дети разучили троицкие колядки, песни, народные игры, познакомились с обычаями и традициями празднования (кумование, плетение венков и бросание их в реку, украшение березки, вождение хороводов).

Ни один праздник не обходится без игры на русских народных инстру-ментах. Вместе с музыкальным руководителем мы знакомили детей с бараба-ном, бубном, погремушкой, колокольчиком, ложками, балалайкой, самодельными трещотками и русской гармошкой. Дети с большим удовольствием пели русские народные частушки и попевки, песни.

В течение всего проекта «Наследие» создавался и пополнялся мини-музей «Русская изба» в группе детского сада, в котором интересно проходили занятия. Дети знакомились с предметами быта наших предков, их названиями, способами взаимодействия с ними. В «Русской избе» мы дали понятия о редко употребляемых народных словах, объяснили их значение (чугунок, ухват). Так в «Русской избе» дети начинали познавать историю своего народа. В избе проводились итоговые занятия, викторины, беседы, игры, посиделки.

Таким образом, данный проект направлен на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, рукотворному миру, людям, труду, искусству, культуре родного края. Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и приобретает социальный опыт.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Список информационных источников

1. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину. – М. : АРКТИ, 2003 г. – 166 с.

2. Антонова Т. В, Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду. – М. : Мозаи-Синтез, 2006 г. – 152 с.

3. Булатов. Тридцать три пирога. Собрал и обработал. – М. : Детская литература, 1988 г. – 239 с.

4. Волкова Т. Г, Жукова В. В. Я иду на урок в Воскресную школу. – М. : Издательст-во Московской Патриархии РПЦ, 2011 г. – 192 с.

5. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Планирование работы в детском саду по календарю. – М. : ТЦ Сфера, 2012 г. – 128 с.

6. Гладких Л. П., Корзинкин А. А Основы православной культуры. Мир – прекрасное творение. Учебно – методическое пособие для педагогов детских садов. – Курск. гос. ун-т., 2008 г. – 321 с.

7. Гришкова Ю. С. Сценарии детских праздников с песнями и нотами. – Мн. : Изда-тельство Юнипресс, 2005 г. – 432 с.

8. Елкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия раз-вития, 1997 г. – 167 с.

9. Елкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия разви-тия, 1996 г. – 224 с.

10. Жданова Л. Ф., Рябцева И. Ю. Приходите к нам на праздник. – Ярославль: Академия развития, 2001г. – 208 с.

11. Котова А. С., Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Изда-тельство: Паритет, 2003 г. – 240 с.

12. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. – М. : Айрис-пресс, 2009 г. – 208 с.

13. Михайлова М. А. А у наших у ворот развеселый хоровод. – Ярославль: Академия развития, 2001г. – 222 с.

14. Михайлова М. А. Поём, играем, танцуем дома и в саду. – Ярославль: Академия развития, 1996 г. – 234 с.

15. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками. Николаева С. Р., Катышева И. Б., Хомченко В. А., Комбарова Г. Н., Калиновская Е. Г., Смотрова Н. А., Булгакова Т. К., Куровская И. В. – С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 г. – 304 с.

16. Науменко Г. М. Чудесный короб. Составление, запись и обработка. – М. : Детская литература, 1998 г. – 204 с.

17. Николаев В. А. Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей. – Н. Н. : Родное пепелище, 2010г. – 242 с.

18. Новицкая М. Ю. Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть. – М. : Про-свещение, 1995 г. – 224 с.

19. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 г. – 368 с.

20. Соколова Л. В. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М. : Айрис-Пресс, 2003 г. – 208 с.

21. Тексты лекций, составленные Шпановой О. С. – зав. отделом народной культуры Сольвычегодского историко-художественного музея: «Ой, вы, гости-господа!», «Народный праздник Осенины», «Обрядовое печенье-«козули».

22. Тубельская Г. Н. Праздники в детском саду и школе. – М. : Линка- Пресс, 2001 г. – 254 с.

23. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? – Изд. Гном и Д, 2007 г. – 48 с.

24. Энциклопедия «Русская изба». – Издательство: Искуство-СПб, 2004 г. – 416 с.

Публикации по теме:

Конспект для детей подготовительной групп «Культурное наследие семьи Замятина» Конспект для детей подготовительной группы на тему : «Культурное наследие семьи Замятина» Подготовила воспитатель: МБДОУ д/с № 3 Таранова.

Фотоотчет «Час поэзии для студентов» Поэтическое наследие Асадова: читая вечное, доброе, мудроеФотоотчет «Час поэзии для студентов» Поэтическое наследие Асадова: читая вечное, доброе, мудрое В сентябре в Усть-Илимском техникуме отраслевых технологий прошел час поэзии, посвященный 95-летию со дня рождения знаменитого поэта Эдуарда.

Фотоочерк «Экскурсия «Олимпийское наследие»Фотоочерк «Экскурсия «Олимпийское наследие» Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию экскурсию "Олимпийское наследие". Находясь в Сочи увидела рекламку от экскурсионной компании.

Шаваши — музыкально-поэтическое наследие калмыков Содержание Введение …. 3 Основная часть 1. Знатоки музыкально-поэтического жанра…4 2. Художественные.

Наследие предков. Воспитание сказкой по-славянски С давних времен людям дано право выбирать между добром и злом, правдой и ложью, любовью и ненавистью. Что же такое «хорошо» и что такое.

Проект «Наследие семьи Малаховых. Ознакомление с гончарным ремеслом в ДОУ» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Проект «Надо делать хорошо и не надо плохо». Проект по социально-нравственному воспитанию в средней группе Паспорт проекта: Название проекта: проект по социально-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Автор проекта: Л. А. Спирина.

Проект «Наследие поэта-сказочника А. С. Пушкина»Проект «Наследие поэта-сказочника А. С. Пушкина» Проект: «Наследие поэта – сказочника А. С. Пушкина» Вид проекта: познавательно – творческий, долгосрочный. Участники проекта: дети подготовительной.

Проект «Художественное наследие Ставрополья» ПРОЕКТ в рамках ОЭР «Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства».

Презентация «Всемирное наследие России» Всемирное наследие России. 1 Слайд Всемирное наследие России. Презентацию подготовил: Крахалёв Кирилл Александрович ученик 4 класса Казинской.

Автор публикации:
«Наследие». Проект
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 10:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Наследие». Проект» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Васильева (УИ 86289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД