Ольга Сухарева
Проект «Наставник всегда рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наставник всегда рядом»
Наш девиз: «Личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный» [/b]
Вид проекта: Организационно-методический, практико-ориентированный
Актуальность: Для эффективной организации образовательной деятельности в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Начиная свою работу в ДОУ, молодые специалисты испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.
Публикация «Проект „Наставник всегда рядом“» размещена в разделах
Исходя из анализа деятельности по данному направлению, в процессе определения актуальности темы данного проекта были выявлены следующие основные проблемы: проблемы входа в профессию, проблемы подготовки, проблемы удержания, компетентности и роста в профессии.
Цель проекта: Помочь наставляемым в повышении уровня профессионального мастерства и квалификации, обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Целевая группа: наставляемые.
Суть проекта: Данный проект раскрывает значимость и возможности использования наставничества с применением технологии фасилитации для повышения квалификации и дальнейшего развития педагога, так и для самого ДОУ, вырабатывая позитивное отношение к профессиональной деятельности у наставляемых.
Ожидаемые результаты проекта:
Будет обеспечен рост профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ; получены положительные результаты образовательной деятельности; разработан комплекс практического и методического материала; повышена педагогическая компетентность наставляемых; участие в конкурсах педагогического мастерства, мастер-классах, семинарах и т. д; обобщены и распространены через СМИ результаты педагогического опыта. Новизна этого проекта - обязательное использование новых технологий. В данном проекте используются мероприятия с применением флеш – наставничества и технологии фасилитации. Флэш-наставничество (от англ. Flash Mentoring) — это новая концепция наставничества, описанная в обзоре независимого агентства по управлению персоналом при Правительстве США. Суть состоит в следующем. Сотрудники, желающие выступить в роли наставника, должны участвовать в короткой, не более часа, встрече с потенциальными подопечными, в ходе которой наставники могут поделиться своим жизненным опытом по построению карьеры и дать некоторые рекомендации. После этой встречи ее участники решают, хотели бы они продолжить отношения наставничества или нет. Наставники и подопечные подбираются практически без критериев. Если обе стороны видят перспективу сотрудничества, они приступают к реализации программы наставничества. Технологии фасилитации, позволяют вовлечь всех и каждого в групповую деятельность, направленную на достижение поставленных ими же целей, гибко и оперативно управлять групповым мероприятием на основе создания ситуаций успеха и свободы самовыражения. Использование технологий фасилитации способствует анализу проблем, поиску решений конкретных вопросов, разрешению конфликтов. В чём же суть данной технологии? Фасилитиация- facil с латинского как упрощение, ускорение, с английского производного глагола Fasilitate-облегчать, помогать. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. План фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Эффект фасилитации возникает при положительном отношении друг к другу. Чем полезна фасилитация? Педагоги, работая над одним и тем же вопросом, решая одни и те же задачи, часто идут в разных направлениях. Что предлагает фасилитация? Она предлагает структурировать обсуждения. А именно, собрать весь имеющийся опыт, который есть в данный момент, и принять самые лучшие решения, на которые только способны собравшиеся. Что же получат собравшиеся на выходе такого обсуждения: принятые решения, понятные каждому участнику, и возможность наконец-то пойти в одном направлении. Понятие «фасилитатор» было введено в психологию Карлом Роджерсом. Фасилитатор – это человек, который обеспечивает групповую коммуникацию, превращая данный процесс в удобный и легкий для ее участников, он помогает понять общую цель и поддерживает группу в ее достижении в процессе дискуссии, не защищая при этом ни одну из позиций; это ролевая позиция наставника при организации групповой деятельности. Он облегчает, организует, направляет, стимулирует процесс поиска на основе поставленной перед группой задачи. ; это тот, кто делает процесс общения между участниками удобным, легким, помогает понять цель. Наставник в роли фасилитатора демонстрирует свою способность инициировать продуктивную деятельность группы, создавая комфортный микроклимат в группе. Фасилитатор дает возможность участникам в группе легко общаться, создавая атмосферу доверия, помогает им точно понять цель и умело направляет их к поиску самостоятельного оптимального решения, при этом уважая точку зрения каждого участника, т. е. фасилитатор допускает возможность существования любой точки зрения, даже самой абсурдной. Фасилитатора можно назвать дирижером оркестра, которого отличают такие качества, как: открытость (способность открыто выражать собственные мысли и переживания в межличностном общении, чтобы участники могли доверять ему); принятие (фасилитатор должен чувствовать человека, принимать его безусловно, уметь сопереживать ему); уверенность (за слабым «лидером» никто не пойдет); развитая рефлексия (умение фасилитатора смотреть на себя со стороны, объективно оценивать свои высказывания и действия). Применение технологий фасилитации требует от наставника соответствующих умений: умение строить открытые, доверительные отношения с наставляемыми; способность создавать особую атмосферу сотрудничества; снимать барьеры и помехи во взаимодействии; раскрывать ресурсы наставляемых; эффективно использовать личностно-ориентированную модель. Опытные фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках, помогают выдерживать повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы. Одним словом, фасилитатор - это ролевая позиция наставника при организации групповой деятельности. Функции фасилитации - стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка. Формы фасилитации - взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние. Технологии фасилитации- это совокупность различных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают нужные для себя выводы: диагностика (выявление проблем, советы, рекомендации, разработка и внедрение принятых решений; помощь в определении целей и задач, составление плана действий, анализ результатов работы; консультирование, поддержка, создание условий для творчества, наводящие вопросы; снятие барьеров и преград в общении, деятельности по поиску решений; развитие готовности принять и оказать помощь в нужной ситуации; посредничество, актуализация позиций и чувств наставляемых; выработка общего решения, предотвращение возмущения и нивелирование его до выражения желания, мозгового штурма Технология фасилитации стимулируют к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений. Кроме того, фасилитация даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального потенциала всей группы. Алгоритм применения технологии фасилитации: объединение участников группы постановка проблемы, донесение информативного материала; дискуссия (ответственность распространяется на всех, задача на этом этапе, как фасилитатора «спровоцировать» наставляемых на активное участие);
Перспективное планирование
Сроки Мероприятие
Сентябрь 1 этап: «Я расскажу, а ты послушай, я покажу, ты посмотри»
Цель: оказание практической помощи в адаптации молодого специалиста в специальность.
Флэш – наставничество (выбор)
Мастер – класс «Мои профессиональные мотивы» (Исследовать профессиональную мотивацию наставляемых)
Знакомство с содержанием комплексно-тематического планирования
Ведение документации педагога, формы планирования образовательного процесса.
Октябрь «Калейдоскоп идей» - выбор темы по самообразованию, составлению плана по самообразованию.
Консультация по проведению и анализу мониторинга детского развития
«Визитная карточка педагога» - общие вопросы по ведению портфолио.
«Функционально, удобно, интересно» - организация пространственной предметно-развивающей среды в группе.
Ноябрь Информационный час (составление конспектов, планов мероприятий организованной образовательной деятельности. Эффективное использование дидактического материала в работе.)
«Неделя открытых дверей» - показ организованной образовательной деятельности наставником.
Проведение круглого стола с использованием технологии фасилитации «Мировое кафе» по теме: «Лень - двигатель прогресса»
Декабрь 2 этап: «Давай сделаем вместе»
Цель: формирование потребности молодого специалиста в проектировании своего дальнейшего профессионального роста.
Совместная подготовка мастер-класса по созданию интерактивных игр «Поможем ёжику перебраться через ручеёк»
Содействие в создании личного сайта педагога.
Веб- путешествие по образовательным порталам «Интернет – мой помощник в работе»
«Активизация познавательного и творческого развития ребёнка» (работа над проектом).
Банк методических разработок для воспитателя. (Помощь в подготовке наставником организованной образовательной деятельности)
«Вместе мы сможем все!» (Посещение наставником организованной образовательной деятельности с целью выявления профессиональных затруднений.)
Январь Помощь в оформлении «Родительского уголка», подбор психолого-педагогической информации для родителей.
«Скучно не будет!» (Организация посещений наставляемыми педагогических мероприятий опытных педагогов.)
Семинар – практикум «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»
Февраль Мастер – класс по проведению сюжетно-ролевых игр.
Вебинар по теме «Изготовление дидактического и наглядного материала»
Практическая конференция «Использование современных здоровье сберегающих технологий»
Консультация «Организация прогулки с детьми в разное время года»
Выставка – обзор новинок педагогической литературы «Новые книги в кейсе педагога»
Март 3 этап: «Сделай, я подскажу. Делай сам и объясни, что ты сделал и почему?»
Цель: создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности.
Мозговой штурм «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее».
Деловая игра на тему «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»
«Раскрой себя» (Новые игровые технологии и способы их использования в работе с детьми в течение учебного года. Презентации наставляемых)
Апрель Оказание помощи при оформлении индивидуальной карты педагогического роста.
Организация и проведение в ДОУ конкурса педагогического мастерства «Лучший молодой воспитатель в ДОУ»
Мозговой штурм «Найди ошибку»
Мастер – класс по проведению подвижных игр
Май Консультация по планированию работы с детьми в летне-оздоровительный период.
Анкетирование наставляемых (динамика профессионального развития)
Трансляция опыта на различных уровнях
«Мастерская талантов» (итоговое мероприятие по подведению итогов работы по проекту)