Лучший педагог года

Проект «Нетрадиционная техника рисования»

Юлия Таранченко
Проект «Нетрадиционная техника рисования»

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Терентьевский детский сад.

Краткосрочный проект по художественно – эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования»

Выполнила воспитатель : Таранченко Юлия Сергеевна

2022г

Публикация «Проект „Нетрадиционная техника рисования“» размещена в разделах

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед проц. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Я выбрала нетрадиционную технику рисования жидким цветным соленым тестом потому что для ребят такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний.

Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно–творческие способности.

Цель: развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи проекта :

Образовательные:

1. Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.

3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. (Монотипия, печатанье листьями, рисование пальчиками, ладошками, тычкованием, рисование цветным соленым тестом и др.)

4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомер, познавательного интереса.

Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетического восприятия.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Продолжительность: краткосрочный (январь-май).

Участники: воспитатели, родители, дети.

Возраст детей: дети средней группы в возрасте 4 - 5 лет.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Формы работы с детьми.

1. Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.

2. Чтение загадок.

3. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.

4. Чтение художественной литературы.

5. Тестовые задания.

6. Беседы.

7. Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изотехнологии.

Формы работы с родителями.

1. Консультации.

2. Беседы.

3. Наглядная информация: буклеты, памятки.

4. Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные метериалы).

5. Участие в конкурсах, выставках.

Методы реализации проекта :

Метод обследования, наглядности; словесный (беседа, рассказ, наблюдение, художественного слова, указания, пояснения);

Практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);

Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

Мотивационный (убеждение, поощрение).

Предполагаемый результат проекта :

Для детей:

Познакомятся с нетрадиционными техниками рисования.

Получат практические навыки и умения по использованию техники «Рисование цветным жидким соленым тестом».

Появиться интерес к разнообразным видам и способам рисования.

Для родителей:

Организация совместной работы с детьми.

Активное участие в жизни ДОО.

Проект состоит из трё х этапов:

I. Подготовительный

II. Основной

III. Заключительный

Подготовительный этап решает задачи организационного характера:

• диагностика уровня развития творческих способностей детей;

• определение цели и задач проекта;

• изучение методической литературы;

• анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей среднего дошкольного возраста;

• создание предметно-развивающей среды;

• разработка перспективного плана работы.

Основной этап проекта предполагает совместную деятельность с детьми:

• реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками рисования; (Приложение 3)

• проведение НОД, сотворчество со взрослым;

• наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;

• экспериментирование с изобразительными материалами;

• коллективное творчество;

• выставки детских рисунков;

• консультации для родителей.

Заключительный этап проекта :

• разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста; (Приложение2)

• обобщение опыта работы по данной теме на муниципальном уровне.

Ожидаемые результаты.

• Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.

• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

• Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Практическая значимость проекта.

1. Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.

2. Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.

3. Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.

4. Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».

Итог.

В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, дети стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов, работы детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, стал заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.

Список литературы.

1. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

2. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

3. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

5. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся, играя».

6. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».

Приложение 2

Консультация «Рисование жидким цветным солёным тестом»

Сегодня на консультации мы рассмотрим технологию рисования жидким цветным соленым тестом, где вместо кисточки применяется чайная ложка и стека, а вместо красок – смесь из муки, соли, клея ПВА, гуаши и воды. Она интересна детям своей новизной и простотой. Дает возможность детям свободно рисовать, почувствовать цвет, поэкспериментировать, пофантазировать.

Рисование жидким цветным соленым тестом -один из нестандартных приемов работы соленого теста, смешенного с гуашевыми красками, клеем ПВА и водой, где вместо кисточки применяется чайная ложка и стека.

Для ребят такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний.

Этот необычный способ рисования может заинтересовать и ребенка, и взрослого, который любит фантазировать и творить.

Можно с успехом применять рисование цветным жидким соленым тестом с детьми младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте особое внимание уделяется мелкой моторике кистей рук.

Кистью маленький ребенок работает неуверенно, боится испортить работу. А рисование чайной ложкой, стекой или палочкой, которая в данном случае заменяет кисточку, помогает подготовить руку к более сложным упражнениям.

Прием рисования соленым тестом может быть, как самостоятельным занятием, так и дополнительным, при изучении теплых и холодных цветов, при изучении основных и получении дополнительных цветов. Смешение цвета можно выполнять не на палитре, а прямо на работе, получая рисунок листка или цветка.

Рисование жидким цветным соленым тестом дети могут выполнять как

индивидуально, так и коллективно.

Тематика рисования жидким соленым тестом может быть разной, только проявляй творчество: «Пейзаж», «Подводный мир», «Букет цветов» и так далее.

В процессе работы идет постоянная смена видов деятельности, которая необходима в любом возрасте: ребята готовят цветное соленое теста, где смешивают в баночках гуашевые краски с мукой, солью, клеем ПВА и водой. Чайная ложка и стека заменяют кисть.

Чайной ложкой наливают тесто разных оттенков на плотную основу (картон, орголит) для создания фона. Стекой или палочкой прорисовывают (процарапывают) на фоне замысловатые разводы (узоры); чайной ложкой наносят капельки жидкого теста другого цвета; стекой превращают эти капли в разные формы, вытягивая их в разных направлениях для получения определенной конфигурации (цветка, рыбки, бабочки и т. д.). Для создания цветных эффектов на фигуры наносят цветные капли и стекой соединяют их в причудливые узоры.

Возможности и материалы для этого вида творчества просты и доступны: ваша фантазия, творческое воображение, мука, соль, клей и гуашевые краски. Работу, нарисованную жидким цветным соленым тестом можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре в течении 12 часов или одних суток, в зависимости от размера рисунка.

Для выполнения техники рисования жидким соленым тестом используются «волшебные» краски. Они изготавливаются следующим образом: в емкость положить 4 чайных ложки муки, добавить 3 чайных ложки соли и 3 столовых ложки подкрашенной красителем воды. Все перемешать до однородной массы, без комочков, добавить в массу 0,5 чайных ложки растительного масла и 0,5 чайных ложки клея ПВА. Вновь все перемешать до получения консистенции сметаны. Интенсивность цвета зависит от количества добавляемой в тесто краски.

Использование данной техники – это маленькая игра, которая позволяет ребенку чувствовать себя раскованным, даст полную свободу для самовыражения.

Творческий процесс – это чудо где дети раскрывают свои уникальные способности, начинают понимать пользу творчества, верят – что ошибки, это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.

Приложение3

Перспективный план работы.

Январь. Путешествие на санках в сказку леса

1 Рисование «снежинки сестрички». 1 жидкое цветное тесто, зубочистки, белый картон, салфетки

2 Рисование «Разноцветные бусы». 1 жидкое цветное тесто, стека, белый картон, салфетки

3 Рисование «Снеговик в шапочке». 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, стека, белый картон, салфетки

4 Рисование ватными палочками «Снежинки». 1 листы бумаги голубого цвета, ватные палочки, жидкое цветное тесто

5 Рисование соленым тестом 1 жидкое цветное тесто, кисточки, белый картон, салфетки

6 Рисование «Деревья» 1 жидкое цветное тесто, зубочистки, стека, белый картон, салфетки

кол. зан. 6

Февраль. Путешествие на ковре-самолете «Мир сказки»

7 Рисование «Лебедь по морю плывет». 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, салфетки

8 Рисование «Яблочки на ветках». 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, салфетки

9 Рисование «Банка варенья для Карлосана». 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, салфетки

10 Рисование «Жарптица» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, зубочистка, салфетки

11 Рисование «Звездное небо» 1 картон черного цвета, соленое цветное тесто, кисти, зубочистки, салфетки

12 Рисование «Мой питомец» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, салфетки

кол. зан. 6

Март. Путешествие в мир детства

13 Рисование «Ваза с цветами». 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, салфетки

14 Рисование «Домики в деревне» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, салфетки

15 Рисование – экспериментирование «Солнечный цвет» (цыпленок). 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, зубочистка, салфетки

16 Рисование «Мой любимый пес» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, салфетки

17 Рисование разноцветные пузыри 2 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, салфетки

кол. зан. 6

Апрель. Путешествие в ботинках и скафандре «Мир космоса»

18 Рисование по замыслу «Веселый клоун». 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, картон, стека, салфетки

19 Рисование «Планета земля» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, картон, стека, салфетки

20 Рисование «Вкусный торт» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, салфетки

21 Рисование «Солнышко» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, салфетки

22 Рисование ватными палочками «Бабочка» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, ватные палочки, салфетки

23 Рисование «Весна» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, салфетки

кол. зан. 6

Май. «Весна и её красота»

24 Рисование по замыслу «Первые ручьи». 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, картон, стека, салфетки

19 Рисование «Почки на ветках» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, картон, стека, салфетки

20 Рисование «Первый цветок» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, зубочистка, салфетки

21 Рисование «Солнышко и облака» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, салфетки

22 Рисование ватными палочками «Первые листьяы» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, ватные палочки, салфетки

23 Рисование «Море» 1 жидкое цветное тесто, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, стека, салфетки

кол. зан. 6

Публикации по теме:

Мини-проект «Нетрадиционная техника рисования картофелем» для младшего возрастаМини-проект «Нетрадиционная техника рисования картофелем» для младшего возраста Мини-проект на тему: «Изготовление штемпеля из картофеля. Нетрадиционная техника рисования картофелем» (Младший возраст) Подготовила воспитатель.

Нетрадиционная техника рисования. Мастер-классНетрадиционная техника рисования. Мастер-класс Мастер - класс Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в.

Нетрадиционная техника рисования на пищевой пленкеНетрадиционная техника рисования на пищевой пленке Рисуя, дети развивают мышление, память, мелкую моторику, двигательные и зрительный анализаторы, речь, а также чувство цвета, ритма и формы.

Нетрадиционная техника рисования «Правополушарное рисование»Нетрадиционная техника рисования «Правополушарное рисование» Правополушарное рисование-способ погрузиться в творческое состояние и посмотреть на окружающий мир под непривычным углом. Таким видом рисования.

Нетрадиционная техника рисования «Рисуем ладошками»Нетрадиционная техника рисования «Рисуем ладошками» «Рисуем ладошками» Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Нетрадиционная техника рисования «Зима»Нетрадиционная техника рисования «Зима» Предлагаю Вашему вниманию небольшой фотоотчет работ января по рисованию в нетрадиционной технике. Работы детей кружка "Цветик - семицветик".

Нетрадиционная техника рисования «Зима. Новый год»Нетрадиционная техника рисования «Зима. Новый год» Приветствую всех гостей и друзей! Хочу представить Вашему вниманию небольшой фотоотчет работ декабря по рисованию в нетрадиционной технике.

Нетрадиционная техника рисования на тему «Космос»Нетрадиционная техника рисования на тему «Космос» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет рисунков детей на тему "Космос" Цель:закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного.

Пластилинография — нетрадиционная техника рисованияПластилинография — нетрадиционная техника рисования Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых. Понятие.

Пластилинография — нетрадиционная техника рисованияПластилинография — нетрадиционная техника рисования Пластилинография – нетрадиционная техника рисования Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Нетрадиционная техника рисования»
Опубликовано: 9 октября 2022 в 10:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД