Лучший педагог года

Проект «Нетрадиционные способы рисования»

Ольга Мельник
Проект «Нетрадиционные способы рисования»

Наименование проекта

«Нетрадиционные способы рисования»

Составитель проекта

Воспитатель Мельник О. П, воспитатель МКДОУ «Детский сад №498»

Вид проекта

творческий

Цель проекта

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования

Задачи проекта

Образовательная область

Публикация «Проект „Нетрадиционные способы рисования“» размещена в разделах

• Знакомить с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;

Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:

• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.)

Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми. «Художественное творчество»

Срок и этапы реализации проекта

Сентябрь 2019 – май 2020года

I этап – подготовительный: сентябрь 2019.

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта :

«Нетрадиционные способы рисования»

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Социологический опрос родителей.

II этап – основной: октябрь2019 – апрель 2020г.

1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий: май 2020г.

1. Диагностика эффективности проекта : соотнесение результатов с задачами.

2. Презентация проекта на различных уровнях.

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто :

формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;

• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей посредством использования нетрадиционной техники рисования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Целевые группы проекта

Дети, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность.

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей старшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина (2004); К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001).

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельностипо художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию :

• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).

• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

• Тактильной чувствительности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);

• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

Предполагаемые результаты:

• Наличие у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Материально-техническое обеспечение проекта : краски «Эбру», палочки, ватные диски, ватные палочки,альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок.

Этапы реализации проекта

Период

Мероприятия

Задачи

Подготовительный этап

сентябрь

1неделя

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

Повысить личностную

компетентность

2 неделя

Разработка содержания проекта :

«Нетрадиционные способы рисования»

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

3 неделя

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Определить объем и содержание работы по проекту.

4 неделя

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.

Основной этап

октябрь

1 неделя

Непосредственно образовательная деятельность

(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (Эбру) - активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.

закрепляем технику нетрадиционного рисования (Эбру,

активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику рук.

3 неделя

Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме

Дидактическая игра «Дорисуй предмет»

Развивать творческое воображение;

память;

мелкую моторику пальцев рук.

Ноябрь

1 неделя

Непосредственно образовательная деятельность «Наше солнышко».

(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).

Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом пуантилизм);

активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

2неделя

Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»

Продолжать знакомить родителей с основами рисование нетрадиционными способами

3 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.

Дидактическая игра «Составь узор»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».

Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования

Декабрь

1неделя

Непосредственно образовательная деятельность «Ваза с цветами» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).

Знакомить с техникой выдувание;

активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Снеговик»

Закреплять технику нетрадиционного рисования (способом примакивания);

активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

3 неделя

Оформление художественной выставки «Зимушка зима»

Познакомить детей с понятием «выставка»;

её назначение;

побуждать детей принимать активное участие;

привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;

вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Как красива наша ёлка»

закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком,

активизировать словарь по лексической теме; развивать творческое воображение;

развивать мелкую моторику пальцев рук.

Январь

1 неделя

Развлечение «Рождественский венок»

Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий;

активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме

«Морозный узор»

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве

3 неделя

Консультация для родителей оформление в папках передвижках

Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Разноцветные шары»

Развивать творческое воображение;

память;

мелкую моторику пальцев рук.

Февраль

1 неделя

Непосредственно образовательная деятельность «Галстук для папы»

(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания);

активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме

«Зимние напевы»

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами;

активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

3 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.

Дидактическая игра «Собери гусеницу»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме

«Зимний лес»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

Прикладывая ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

Март

1 неделя

Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию

(пластилинография) «Русская березка».

(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография;

активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме

Открытка для мамы

«8 Марта»

Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками;

украшая цветами открытку для мамы.

Развиваем мелкую моторику рук.

3 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.

Дидактическая игра «Дорисуй предмет»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме

Рисование ватной палочкой

«Золотая рыбка». «Ёжик»

Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.

Апрель

1 неделя

Непосредственная образовательная деятельностьпо нетрадиционному рисованию «Волшебные свойства яблочек»

(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»).

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком,

активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Ранняя весна», «Бабочка»

Закрепляем навык складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.

Активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

3 неделя

Оформление художественной выставки «Весна»

Побуждать детей принимать активное участие;

привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;

вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Ежик»

Закреплять навыки у детей печатками из ластика изображать ежика.

Развивать творческое воображение, память,

мелкую моторику пальцев рук.

Завершающий этап

Май

1 неделя

Развлечение «У солнышка в гостях»

Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий;

активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Участие воспитанников в международном конкурсе рисунка «Мир во всем мире».

Представить опыт детей на международном конкурсе.

4 неделя

Оформление художественной выставки

Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»;

её назначение;

побуждать детей принимать активное участие;

привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;

вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто :

• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;

Мониторинг проектной деятельности

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает:

• формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета (например, здание: пол, крыша, стены, окна);

• развитие творческого воображения.

Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

• анализ продуктов детской деятельности;

• выявление уровня творческого развития.

Диагностику проводила по методике Комаровой Т. С.

Критерии сформированности умений

Критерии творческого развития

Передача формы

Продуктивность

Строение предмета

Разработанность образа

Передача пропорции предмета в изображении

Оригинальность

Композиция

Качество

Передача движения. Цвет.

Заключение

Проект «Нетрадиционные способы рисования» направлен на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время дети владеют многими нетрадиционными техниками : тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают наш детский сад.

Список литературы.

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Т. И Бабаева, А. Г Гогоберидзе, З. А Михайлова и др. – СПб : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011. – 528 с.

2. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду/Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М. : Просвещение,1982.– 208 с.

3. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста»» [Текст] / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392с.

4. Давыдова, Н. А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н. А. Давыдова, Е. А. Лысова, Е. А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.

5. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.

6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенк /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. :«Просвещение», 2005.

7. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии учебно-метод. пособие/Г. Ю. Ксензова. – М., 2000.

8. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество /Т. С. Комарова. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.

9. Субботина Л. Развитие воображения у детей Л. Субботина. – Ярославль, 1998.

10. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А. В. Никитина. – Каро, 2007.

11. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет /Пособие для ДОУ/Н. В. Квач. – М. : ВЛАДОС, 2001.

Публикации по теме:

Нетрадиционные способы лепки во второй младшей группе с использованием подручных средств и природного материалаНетрадиционные способы лепки во второй младшей группе с использованием подручных средств и природного материала Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит.

Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт)Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт) Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования» Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством.

Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт)Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт) Данный материал познакомит педагогов,родителей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования гуашью,красками в сочетании с другими.

Нетрадиционные способы рисования: метод «тычка» (жесткой полусухой кистью и поролоновым тычком)Нетрадиционные способы рисования: метод «тычка» (жесткой полусухой кистью и поролоновым тычком) Вот уже несколько дней мы с дочерью (ей пять лет) изучаем новый способ рисования – методом «тычка». Выполнив немалое количество работ, я.

Нетрадиционные способы рисования тычкомНетрадиционные способы рисования тычком Нетрадиционные способы рисования тычком. Предлагаю Вам образцы детских рисунков с применением нетрадиционной техники рисования методом «.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционных техник рисования огромное множество. Подобные занятия не только интересны для детей в саду,.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Мне очень нравится рисовать с детьми используя нетрадиционные техники рисования. Самое главное это очень нравится детям. Начинаем мы с.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Использование нетрадиционных методов рисования сейчас широко практикуется воспитателями в детском саду. Я решила использовать их в своей.

Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисованияПроект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисования Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста «Солнышко» через нетрадиционные формы рисования. Выполнила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Нетрадиционные способы рисования»
Опубликовано: 11 июля 2021 в 12:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД