Елена Чаус
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Время не имеет власти над величием всего, что мы
пережили в войну. А народ, вытерпев однажды
такие испытания, будет и впредь черпать силы в
этой великой победе.
Г. К. Жуков
9 мая – День Победы! Великий и священный праздник для нашего народа. День скорби и радости. В этот день мы поздравляем наших ветеранов и отдаем дань памяти всем погибшим в годы Великой Отечественной войны. Многие годы эта традиция передается из поколения в поколение, ведь мы должны сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг ветеранам войны и трудового фронта.
Публикация «Проект „Никто не забыт, ничто не забыто“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проект ориентирован на решение одной главной проблемы – воспитание гражданина и патриота, уважающего историческое прошлое России и обладающего духовно-нравственными ценностями.
Объект исследования – Великая Отечественная война. Предмет исследования – взаимосвязь Великой Отечественной войны и праздника – Дня Победы.
Актуальность создания проекта
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков – героев войны, не каждому из нас выпало счастье пообщаться со своим дедом или прадедом, который воевал в Великую Отечественную. Многие не могут назвать имена своих родных – участников прошедшей войны. Однако, мы можем поименно вспомнить и выразить свою благодарность им – нашим родным – воинам-победителям. Вспомнить их бесценный подвиг, который они совершили ради нашего будущего.
Дошкольный возраст – период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Поэтому необходимо как можно раньше знакомить детей с событиями нелегкого военного времени. Детям нужно рассказать о Великой Отечественной войне, защитниках Родины, о том, как протекала жизнь в военное время на фронте и в тылу, о тяготах войны и о великой победе. Необходимо, чтобы дети поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ.
Поэтому, в преддверии 75-летия празднования Дня Победы, и возник этот проект – «Никто не забыт, ничто не забыто». Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир. Также дает возможность детям отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности.
Стратегическая цель: формирование и развитие личности дошкольника, обладающей качествами гражданина и патриота в процессе реализации проекта.
Тактические цели:
1. Создать условия для формирования гражданско-патриотических чувств, основанных на ознакомлении с историей родной страны и праздником – Днем Победы.
2. Развивать познавательный интерес и проектно-исследовательские умения и навыки в процессе изучения героического прошлого малой Родины и всей страны.
3. Организовать малые формы взаимодействия: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, ребенок-педагог, ребенок-родитель.
Задачи проекта :
образовательные:
систематизировать, расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной войне;
приобщить детей к лучшим образцам народного и литературного творчества героико-патриотического содержания;
формировать представления об отечественных традициях и праздниках;
формировать и укреплять семейные ценности на основе изучения героического прошлого членов своей семьи в годы Великой Отечественной войны;
уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
активизировать развитие познавательно-речевых способностей воспитанников через реализацию методов проекта;
активно привлекать родителей к патриотическому воспитанию детей на разных этапах реализации проекта;
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
развивающие:
развивать интерес детей к истории родного Отечества и малой Родины;
развивать у дошкольников чувство патриотизма, гордости за своих родных и близких – участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла;
развивать коммуникативные навыки детей;
развивать и обогащать речь дошкольников посредством песен, стихотворений, монологов и диалогов о войне;
развивать познавательные и творческие способности дошкольников в процессе практической деятельности;
развивать эмоциональную отзывчивость и позитивное отношение к историческому прошлому нашей страны;
развивать физические качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту;
развивать партнерские отношения между семьями воспитанников и детским садом;
воспитательные:
воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и всем защитникам Родины;
воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению;
воспитывать любовь и уважение к национальным героям.
Ожидаемые результаты
• Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях празднования Победы в Великой Отечественной войне.
• Расширение представление детей о подвигах нашего народа, о боевых событиях Великой Отечественной войны, о наградах, о жизни народа в военное время, об армии – надежной защитнице нашей Родины.
• Формирование уважительного отношения детей к ветеранам и пожилым людям, членам семьи, желание оказывать им посильную помощь.
• Возникновение чувства гордости за стойкость и героизм нашего народа в период Великой Отечественной войны.
• Повышение социальной компетентности дошкольников.
• Пополнение словарного запаса пословицами, поговорками о Родине и ее защитниках.
• Реализация потребности детей в продуктивных видах деятельности.
• Формирование творческих детско-родительских отношений.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ, ориентирование на развитие у ребенка потребности к познанию и общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Продукт
Выставка детско-родительских рисунков и поделок «День Победы»
Аннотация проекта
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, групповой, средней продолжительности.
Сроки реализации: 2 недели (04-15 мая 2020г.)
Участники проекта : дети (6-7 лет, воспитатели, учитель-логопед, родители.
Автор проекта : воспитатель – Чаус Е. В.
Руководители проекта : воспитатели: Чаус Е. В., Скворцова Е. А.
Работа по проекту проводится : во время организованной образовательной деятельности, бесед, продуктивной деятельности, в играх (настольно-печатных, подвижных, дидактических, словесных, сюжетно-ролевых, конструктивных, подвижных, эстафетах, играх-соревнованиях, при чтении и обсуждении произведений о войне, пословиц и поговорок, слушании тематических музыкальных произведений, рассматривании иллюстраций и репродукций по теме, режимных моментах.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Направленности познавательной деятельности на результат.
2. Социально ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений).
3. Системности научных знаний об истории родной страны.
4. Личной ответственности за бережное отношение к историческому прошлому своей страны, гордость за исторические события и подвиги предков.
В основу проекта положены принципы :
• принцип развивающего образования;
• принцип интеграции образовательных областей;
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
• принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
• принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации.
Ряд авторов рассматривают проекты с детьми как :
• всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью (У. Х. Киллпатрик);
• ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (Н. А. Виноградова);
• специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанником комплекс действий по разрешению значимой для ребенка проблемы (Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова).
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 2 недели (04-15 мая 2020г.)
№
п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-
проектировочный этап Создать предпосылки для проектной деятельности посредством анализа и обобщения имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме; диагностики знаний детей по теме «Великая Отечественная война»; изучения методической литературы; разработки плана проектной деятельности; подбора литературного, музыкального, иллюстративного материала; игр и дидактических пособий; объяснения цели проекта детям; создание ситуаций, провоцирующих детей на проявление смелости, решительности, взаимовыручки; обсуждение с родителями проекта; выявление возможностей, необходимых для реализации проекта; определение содержания деятельности всех участников проекта. 27 апреля-03 мая
2. Практический этап Реализация познавательной инициативы и развитие свободной творческой личности ребенка 04-13 мая
3. Обобщающе-
результативный этап Структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков 14-15 мая
4. Презентация проекта Представление результатов 15 мая
План мероприятий
№
п/п Направление Тема мероприятия Форма проведения
1. «Физическое развитие»
Физкультминутки: «Готовлюсь быть солдатом», «Шар земной мы обойдем», «На параде», «Как солдаты», «Зарядка», «Чтобы сильным стать и ловким», «Самолет».
Подвижные игры: «Кто быстрее?», «Перетягушки», «Снайперы», «Саперы», «Стенка-мишень», «Кто дальше?», «Капитан», «Пограничники и нарушители».
Игры-соревнования: «Кто скорее поднимет флажок», «Меткие стрелки», «Секретный пакет», «Подъем», «Конкурс силачей», «Топкое болото», «Перетяни на свою сторону противника», «Разминируй поле».
Эстафеты: «Учебная тревога», «Доставь важное донесение», «Лихие кавалеристы», «Баррикада», «Меткий стрелок», «Смелые моряки», «Салют», «Полоса препятствий», «Вражеские самолеты», «Марш-бросок».
2. «Социально-коммуникативное развитие»
Дидактические игры: «Собери открытку (военная техника)», «На суше, в воздухе, в воде», «Да-нет», «Каждой картинке свое место», «Четвертый лишний», «Полезно-вредно», «Поймай – назови», «Запомни картинки», «Что лишнее», «Кому что нужно для работы», «Что делали, покажем», «Угадай по описанию».
Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Пограничники и нарушители», «Летчики», «Бой на море», «Военные действия», «Шпионы и воины», «Шоферы».
Настольно-печатные игры: «Собери открытку (военная техника)», «Кому что нужно для работы? (профессиональные предметы военных)».
Беседы: «Дети-герои войны», «Города-герои», «История георгиевской ленточки», «Этот день мы приближали, как могли», «Земляки-фронтовики».
3. «Познавательное развитие»
НОД «Мы победили!».
Викторина «Победа».
Рассматривание иллюстраций и репродукций о Великой Отечественной войне, армейских фотографий разных лет: «Я помню. Я горжусь».
Рассматривание фотографий членов семьи, служивших в армии, воевавших:
«У меня в семье был герой».
4. «Речевое развитие»
Словесные игры: «Составь макет Российской армии», «Один-много», «Образуй новое слово», «Продолжи предложение», «Вспомни пословицу».
Конкурс чтецов «И все-таки мы победили».
Творческое рассказывание: «Дети-герои Великой Отечественной войны», «У меня в семье был герой».
Ситуативные беседы, свободное общение: «Жить – Родине служить».
Ознакомление с художественной литературой: С. Т. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»; А. В. Митяев «Мешок овсянки»; А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»; М. В. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Поезжай за моря-океаны…»; К. Д. Ушинский «Наше Отечество»; С. В. Михалков «Победа»; С. Т. Алексеев «Последний штурм»; Л. А. Кассиль «Твои защитники» (главы); С. А. Баруздин «За Родину!»; З. Н. Александрова «Родина»; К. М. Симонов «Сын артиллериста».
Самопрезентация детьми своей страницы: «Альбом Славы».
Выставка художественной литературы «Они сражались за Родину».
5. «Художественно-эстетическое развитие»
Мастер-класс (аппликация) «Открытка к 9 Мая».
Мастер-класс (аппликация из природного материала) «Вечный огонь».
Конструирование: «Застава», «Самолет», «Военный корабль».
Слушание музыкальных произведений: «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовский, муз. В. Баснер, «Священная война» (муз. А. Александров, сл. В. Лебедев-Кумач, «Катюша» (муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский, «День Победы» (муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов, «Яблочко» (муз. Р. Глиэр, «Три танкиста» (муз. Дм. и Дан. Покрасс, сл. Б. Ласкин, «Военный марш» (муз. Г. Свиридов, «На безымянной высоте» (муз. В. Баснер, сл. М. Матусовский, «Эх, дороги» (муз. А. Новиков, сл. Л. Ошанин, «Журавли» (муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатов, «Нам нужна одна победа» (муз. и сл. Б. Окуджава)
Работа с родителями:
Рекомендовать родителям:
- стимулировать желание детей больше узнать о членах семьи, участвовавших в войне;
- рассмотреть вместе с детьми семейные фотографии, альбомы;
- рассказать детям о том, кто в их семье сражался за Родину, кто работал в тылу;
- совместный просмотр мультипликационных и художественных фильмов о войне;
- побеседовать с детьми на темы: «Что такое Великая Отечественная война?», «Кто такие ветераны?», «Наша Родина – Россия», «Зачем нужна армия?», «Почему я люблю свою страну»;
- разучить с детьми стихотворения на военную тематику;
- посетить с ребенком краеведческий музей, памятные места города;
- возложить цветы к Вечному огню.
Предложить принять участие:
- в пополнении Альбома Славы;
- в творческой выставке рисунков и поделок «День Победы».
Привлечь родителей к участию в книжной выставке о войне.
Консультации: «Поговорим с ребенком о войне», «Читаем книги о войне»
Ресурсное обеспечение проекта :
Информационные ресурсы: интернет-ресурсы
Учебно-методические ресурсы:
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. – М. : Скрипторий 2003, 2008.
5. Каушкаль О. Н., Карпеева М. В. Формирование целостной картины мира. Подготовительная к школе группа. – М. : ЦПО, 2015.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
7. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
8. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
9. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2017.
10. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей. – М. : Книголюб, 2007.
11. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. – М. : Айрис-пресс, 2009.
12. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Материально-технические ресурсы:
- литературный материал;
- наглядный и демонстрационный материал;
- материалы для продуктивной деятельности;
- картотеки игр, физкультминуток;
- выставка рисунков и поделок;
- аудиотека;
- компьютер;
- принтер;
- создание условий для проведения мероприятий
Критерии оценивания проекта :
1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ.
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательно-образовательного процесса.
Выводы:
1. Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
2. В ходе подготовки и реализации проекта :
сформированы знания о Великой Отечественной войне, героическом прошлом нашей страны;
формируются нравственные личностные качества: отзывчивость, справедливость, смелость, взаимопомощь, толерантность, уважение к защитникам Отечества, любовь к Родине;
сформировано стремление к исследованию объекта проекта, умение делать выводы, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
сформированы проектно-исследовательские умения и навыки (выявление проблемы, самостоятельный поиск решения, анализ полученного результата);
реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности;
повысился уровень социальной компетентности дошкольников;
активизирован словарь, пополнился словарный запас дошкольников;
сформированы творческие детско-родительские отношения;
родители прониклись важностью воспитания нравственно-патриотических основ и гражданских качеств личности ребенка;
укрепились партнерские взаимоотношения и заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2017.
3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
5. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
6. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. 2-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
7. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
8. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. – М. : Скрипторий 2003, 2008.
9. Каушкаль О. Н., Карпеева М. В. Формирование целостной картины мира. Подготовительная к школе группа. – М. : ЦПО, 2015.
10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
11. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
12. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
13. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2017.
14. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей. – М. : Книголюб, 2007.
15. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. – М. : Айрис-пресс, 2009.
16. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
17. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.