Лучший педагог года

Проект «Новый год у ворот» для старшей группы (2 фото)

Наталья Юхименко
Проект «Новый год у ворот» для старшей группы

Участники проекта :

- дети 5-6 лет старшей группы;

- воспитатели;

- родители (законные представители);

- музыкальный руководитель:

- инструктор по физической культуре.

Вид проекта : информационно – творческий, групповой.

По содержанию: интегративный

По продолжительности: краткосрочный

Срок реализации: с 19.12.2016 по 23.12.2016 гг.

Этапы проекта :

Публикация «Проект „Новый год у ворот“ для старшей группы» размещена в разделах

Подготовительный этап - подбор и разработка необходимых материалов. (календарно-тематическое планирование, занятия, беседы, подбор художественной литературы, иллюстраций о празднике Новый год).

Основной этап подразумевает непосредственно реализацию тематического блока.

Заключительный этап предполагает выставку «Парад Дедов Морозов» и Новогодний праздник.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дед Мороза жду я, жду…

А его всё нет…

Может быть, попал в беду

Этот добрый дед.

Может быть, напали волки

Или злющий пёс,

Когда шёл ко мне на ёлку

И подарки нёс.

Буду ждать его, грустя,

Столько, сколько надо!

Жду его не только я -

Все ребята сада!

И дождался детский сад,

Позади тревоги,

А виновник - снегопад:

Замело дороги.

Дед Мороз поздравил нас,

Водим хоровод,

Дружно мы поём сейчас

- Здравствуй, Новый год!

Когда до самого волшебного и доброго праздника осталось совсем немного времени, вдруг услышали от Артема мы вопрос:

- А почему Новый год назвали Новым годом?

Вот и нам стало интересно – а почему именно так? И мы нашли ответ на этот вопрос!

Традицию считать первым днём нового года 1 января завёл нам Пётр Великий, император. Первым годом, отмеченным по-петровски, к слову, стал 1700. Всего три века прошло с тех пор. А что же было там, у самых истоков, когда славяне составляли единую культурную общность и жили, по заветам своих предков, в ладу с природой?

Действительно, существовала такая традиция — привязывать всё к природным явлениям. Вот, к примеру, зимнее солнцестояние (22 декабря) : на протяжении веков с Днём зимнего солнцестояния связывалось огромное количество верований, преданий и заблуждений. В этот день многие языческие племена ранее отмечали Новый Год.

А еще вот как говорят: «Год начинался во время осеннего равноденствия, которое легко определялось по положению точки восхода или заката Ярилы-Солнца на горизонте при периодических наблюдениях светила».

А еще Новый год именуют Новолетием.

Встреча Нового года является во многих странах очень значимым праздником. И сопровождается разнообразными эстрадными мероприятиями, застольем, народными гуляньями. Согласно традиции в доме устанавливается новогодняя елка. Во многих странах ее ставят на Рождество и именуют рождественской елкой.

И тут у ребят возник другой вопрос:

- А почему именно елку наряжают на Новый год?

А следом и другой вопрос:

- А почему всегда приходит Дед Мороз на Новый год?

И нам стало интересно!

Так, что же это за праздник – Новый год?

Нами был разработан комплексный информацинно–творческий проект, объектом исследования которого стал самый добрый и веселый праздник – Новый год.

Проект был разработан с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, с подвижными играми, физминутками и др.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Если ребенка спросить, какой твой самый любимый праздник после дня рождения, он наверняка ответит: Новый год. Это праздник, когда не заставляют рано ложиться спать, а сажают за стол вместе с взрослыми. Это праздник, когда с нетерпением ждёшь окончания боя курантов, чтобы броситься под ёлку и посмотреть, какой сюрприз приготовил тебе Дед Мороз. Новый год — это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят и взрослые и дети. Новый год — это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой.

ЦЕЛЬ: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой и народными традициями России.

ЗАДАЧИ

1. Формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутикой, персонажами.

2. Познакомить детей с традициями празднования Нового года в других странах.

3. Знакомство с предметами украшения елки.

4. Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.

5. Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей.

6. Стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей с помощью подвижных игр и физминуток.

7. Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

8. Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Провести блиц – опрос и диагностику знаний старших дошкольников о Новогоднем празднике.

• Что такое Новый год?

• Какова история праздника?

• Где живет Дед Мороз?

• В гостях у Снегурочки.

• Почему на Новый год наряжают елку?

• Как встречают Новый год в других странах?

Новый год без ёлки? Чем можно заменить живую ель?

- Предложить родителям посетить новогодние мероприятия в городе. Сделать фотографии.

- Подготовить художественную литературу по заданной теме, демонстрационный материал, иллюстрации.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

У воспитанников возник устойчивый интерес к творческой деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.

Развили умственные операции сравнения и обобщения, наблюдательность, любознательность, познавательный интерес к народным праздника, желание получать новые знания из книг, зрительное внимание, слуховое восприятие, речедвигательные координации; артикуляционную, общую и пальчиковую моторику рук; детское творчество в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности.

Оформили виртуальную фотовыставку «Новый год с семьей» (фото детей на Новогодних мероприятиях в городе).

В проектную деятельность были вовлечены родители, что вызвало очень большой эмоциональный восторг у детей.

На заключительном этапе проекта, мы выбрали такую форму работы, как Детский совет. Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами

Его основная задача – анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом, вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Познавательная деятельность «Елочка - красавица»

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

По округе славится

Зеленая красавица:

Сарафан – как колокол,

По земле, да волоком,

Шапочка – с опушечкой,

С острою макушечкой. (ель) (Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Есть ли еще на нашем участке это красивое зеленое дерево с иголками? (Ответы детей). Предлагаю вам познакомиться поближе.

Рассказ воспитателя

«Почему именно ель наряжают на Новый год

Ель считается жизненным растением, которое наполнено свежестью и зеленью даже в морозную пору. Можно сказать, это единственное дерево на территории Европы, которое зимой выглядит точно так же, как и летом.

Считается, что распространению обычая наряжать елку в канун Рождества поспособствовал небезызвестный немец Мартин Лютер. Говорят, что когда-то очень давно он возвращался домой на праздник в позднее время через лес и решил преподнести своей семье сюрприз — принес вечнозеленое дерево в дом. Ель украсили бантиками и свечками. Многим так понравилась эта идея, что ее стали заимствовать.

На территории нашей страны это растение также считалось символом Нового Года, но с некоторыми отличиями. Так, в канун 1700 года вышел указ Петра Первого, в котором было сказано, что на праздник необходимо перед воротами поставить деревья или ветви можжевеловых, сосновых или еловых растений. Кстати, немцы, живущие на территории тогдашней России, соблюдали свои обычаи, однако наши люди отчего-то не спешили их перенимать.

И только в середине 19 века эти деревья начали наряжать повсеместно. Известно, первая рождественская елка в нашей стране была устроена Николаем Первым. Таким образом, к празднику ели наряжали чуть ли не в каждом русском доме. Ну а мы продолжаем отдавать дань традициям наших предков, ежегодно украшая свои жилища этой зеленой красавицей. Хотя новогоднюю елку и наряжают уже более двух тысяч лет, раньше у славянских народов существовал также обычай выращивать к празднику вишню – в горшках или кадках. Таким образом, зимой во многих домах расцветала и благоухала вишня.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, немного размяться и поиграть.

Физминутка «Ель»

Вот стоит большая елка (посмотреть вверх – вниз)

Вот такой высоты (вверх-вниз).

У нее большие ветки (влево – вправо,

Вот такой ширины (влево – вправо).

Есть на елке даже шишка (посмотреть вверх,

А внизу – берлога мишки (посмотреть вниз).

Зиму спит в ней косолапый (закрыть глаза)

И сосет в берлоге лапу (поморгать глазами)

Игра «Найди сходства и различия: вишня и ель»

Цель: Научить детей по словесным признакам находить правильное дерево.

Воспитатель задает вопросы про хвойные и лиственные деревья. Дети визуально находят дерево, кустарник (или их изображения) и подбегают к нему.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Беседа «Новогодние украшения»

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, без каких праздничных атрибутов новогодняя ночь не будет праздничной? (ответы детей). Вот поставим мы елку дома и все? (ответы детей). Правильно! Ее надо украсить! А чем? (ответы детей). Сегодня мы с вами поговорим о новогодних игрушках.

Воспитатель: Чем же мы с вами будем украшать нашу елку? (ответы детей). Шарами. А какие они, шарики, бывают? (пластмассовые, стеклянные). Первые шары появились почти 400 лет назад. Сейчас можно найти разные елочные игрушки – колокольчики, шарики, домики….

А вы знаете, что у нас в России есть Музей елочной игрушки? И находится он при фабрике, на которой эти самые елочные игрушки и делают. Музей этот расположен в Клину Московской области. Там можно увидеть игрушки, которые вешали 100 лет назад и те, которые современные мастера делают сегодня.

Воспитатель: А чем еще можно украсить елку? … Мишурой. 200 лет назад елки украшали только сладостями. И тогда же появилась первая мишура – из оловянной проволоки. Есть даже легенда про блестящую мишуру.

«Давным – давно жила бедная, но очень добрая женщина. У нее было много детей. Вечером, перед самым Новым годом она, как и все, нарядила для них елочку. Но из-за бедности украшений было очень мало… А ночью на елке побывали пауки и оставили паутинку. В награду за доброту той женщины, Дед Мороз наградил ее – превратил паутину в сверкающее серебро». Вот такая вот интересная история у мишуры.

Я предлагаю и нашу группу украсить и нарядить елку, для создания праздничного новогоднего настроения!

Проект «Новый год у ворот» для старшей группы

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Виртуальная экскурсия «По следам Деда Мороза»

Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам предлагаю отправиться на виртуальную экскурсию по следам Деда Мороза! Узнать, если у него друзья в других странах.

САНТА КЛАУС

Воспитатель: И первого, кого мы встречаем, это…. (Санта Клаус) (ответы детей).

Санта Клаус. От этого волшебника ждут подарки дети Америки и Австралии. Санта Клаус наряжается в красный костюм с белой отделкой и ездит на оленьей упряжке по небу, разнося подарки. Но подарки кладет он не под елку, а в красные сапожки.

ЙОЛУПУККИ

Воспитатель: А теперь мы познакомимся еще с одним персонажем. Это Йоулупукки. Это волшебник приходит к детям Финляндии. Он носит куртку, сшитую из козлиной шкуры и красный колпак. А подарки детям развозит на ослике.

ПЕР-НОЭЛЬ ШАЛАНДА

Воспитатель: Отправляемся дальше. И встречается на нашем пути еще один Дедушка! И даже не один, а целых два! Это Деды Морозы Франции и зовут их – Пер-Ноэль – то добрый дед, который разносит всем подарки и кладет их в башмачки. А у второго деда – Шаланда – в корзине спрятаны розги для непослушных детей.

ДЕД МОРОЗ

Воспитатель: Ну а этого волшебника вы узнали? Кто это? (ответы детей). Правильно! Это наш добрый Дед Мороз! Впервые Дед Мороз упоминается в сборнике старых сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Одоевского. Наш Дед Мороз ездит в санях, в которые запряжены три лошади – в народе их еще называют как?. (ответы детей) (Декабрь, Январь, Февраль). Он носит длинную шубу и посох, а подарки кладет под елку. У российского Деда Мороза целых три дома. А кто знает, где его главный дом? (ответы детей). А резиденции его в Архангельске, на Кольском полуострове и самый главный его дворец находится в Великом Устюге. А еще у нашего Деда Мороза тоже есть праздник – День рождения! И празднуют его 18 ноября. Он в этот день тоже получает подарки со всей России.

Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия по следам Деда Мороза! Вам понравилось? С кем мы сегодня с вами познакомились? Что их объединяет и какие у них различия? (Ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, на улице поиграть в игру «Два Мороза»!

Подвижная игра «Два Мороза»

Цель:научить детей бегать врассыпную, развивать навыки пространственной ориентации. Быть выносливыми, ловкими, быстрыми.

Подвижная игра «Заморожу»

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Творческая выставка «Парад Дедов Морозов»

Воспитатель: Ребята, с приближением этого волшебного праздника, в нашем детском саду был проведен парад Дедов Морозов. Вы, вместе с родителями замечательно справились!

Фото «Новый год у ворот»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Виртуальная экскурсия «Волшебный терем Снегурочки»

Воспитатель:Ребята, скажите мне, а есть ли у Деда Мороза помощники? (ответы детей). Да! Самая главная помощница у него это – внучка Снегурочка. А что вы знаете про Снегурочку? (ответы детей).

Время рождения Снегурочки в ночь с 4 на 5 апреля 1873 года. Родилась снежная красавица в селе Щелыково Костромской области. Образ Снегурочки присутствует в народном фольклоре. В русском фольклоре Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке, которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу», в котором видны языческие корни этого персонажа: «Снегурка (Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега».

Есть такая легенда:

«Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много… Вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости. Именно там А. Островский написал пьесу «Снегурочка».

И у Снегурочки есть свой Терем. И находится он в Костромской области.

Опыт: «Выявление свойств воды и снега»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Перечень художественной литературы по данной теме

для чтения детям

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с традициями праздника Нового года, но уже с помощью сказок, рассказов и стихов.

Русские народные сказки «Снегурочка», «Морозко», «Мороз и заяц».

Токмакова И. «Живи, елочка!»;

Л. Воронкова «Как елку наряжали»;

С. Борднер «Встреча Нового года», «Зимняя история про Машу и Витю»;

В. Г. Сутеев «Елка»;

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»;

А. Усачев «Новый год в зоопарке»;

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;

С. Козлов «Ежик – елка».

Воспитатель: Предлагаю вам с родителями выучить любое стихотворение о Новогоднем празднике.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Художественное творчество

Тема: Рисование «Рисуем нарядную елку»

Цель: Научить детей изображать акварельными красками ель, украшать ее по своему выбору, выразить, с помощью рисунка, праздничное настроение.

Тема: Аппликация «Украшаем елку»

Цель: Закрепить способ симметричного вырезания. Познакомить с техникой создания панорамных открыток с объемными элементами. Поддерживать самостоятельно комбинировать знакомые приемы декорирования аппликативного образа.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Виртуальная Фотовыставка «Новый год – любимый праздник!»

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавтельно-творческом проекте «Новый год у ворот!» для детей старшей группыФотоотчет о познавтельно-творческом проекте «Новый год у ворот!» для детей старшей группы Новый год — волшебное время, когда не только дети, но даже взрослые начинают верить в чудо. В преддверии Нового года у нас в группе был.

Краткосрочный проект «Новый год у ворот» в подготовительной группеКраткосрочный проект «Новый год у ворот» в подготовительной группе Краткосрочный проект «Новый год у ворот» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети, воспитатели,.

ООД по познавательному развитию детей старшей группы с интеграцией образовательных областей «Новый год у ворот» часть 1-аяООД по познавательному развитию детей старшей группы с интеграцией образовательных областей «Новый год у ворот» часть 1-ая Цели: закрепить и обобщить знания детей о праздновании Нового года в России, история возникновения; учить создавать объёмную ёлку. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Новый год у ворот» для старшей группы
Опубликовано: 17 мая 2025 в 21:09
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Новый год у ворот» для старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юхименко (УИ 60214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных