Папки-передвижки

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»

Надежда Елистратова
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»

Проект

«Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры»

Старшая группа «Солнышко»

МБДОУ детский сад «Дельфин»

Воспитатели :Банная О. Н.

Елистратова Н. В.

2022г.

Паспорт проекта

Вид проекта : познавательно-творческий.

Тип проекта : краткосрочный.

Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.

Ожидаемый результат

Реализация данного проекта позволит :

-заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;

-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Сроки реализации проекта : 1-28 февраля 2022 учебного года

.

Проблема

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

В старшей группе проводилось тестирование знаний русской культуры и национальных традиций. Было выявлено следующее: дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Не испытывают интерес к русским народным сказкам, играм.

Чтобы избежать этого, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Актуальность данной проблемы

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для

знакомств ребенка с традициями русского народа, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной Российской цивилизации на традициях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала - носителя русской культуры.

Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Поэтому приоритетным направлением коллектива нашего детского сада является приобщение детей к истокам русской народной культуры и патриотическое воспитание через различные виды деятельности.

Объект и предмет:

Объект проекта – нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проекта – русские культурные традиции как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Цель проекта : формирование нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе русской культуры.

Задачи проекта :

- познакомить детей с народными традициями;

-развивать у детей стремление к созидательной деятельности;

- воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе.

-вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы.

Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры :

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа.

4. Знакомство с народным искусством русского народа.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Этапы реализации проекта

подготовительный

Мероприятия Сроки Ожидаемые результаты

1. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы Понимание отдельных теоретических и практических аспектов по выбранной теме

2. Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду.

3. Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры 1-4 февраля Создана предметно – развивающая среда

4. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.

1-4 февраля Составлен комплексно-тематический план.

5. Разработка дидактического материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры

6. Изготовление папок:

«Народные праздники», «Русские народные игры, «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда»,, «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома»

7. Подбор дидактических игр, основанных на русском народном фольклоре.

8. Создание картотеки «Русские народные игры» 1-4 февраля Определены направления работы

Практический

1. Работа с детьми Сроки Ожидаемые результаты

1. Проведение комплексно-тематических занятий:

«Хлеб – всему голова», «Эти мудрые сказки», «Русские народные костюмы», «Народные промыслы», «Предметы старины», «Традиции россиян»,«Наши защитники - русские богатыри». «Русская изба». В течение февраля Осознанное владение детьми программным материалом по заданной теме. Дети знают народные праздники, традиции.

2. Мастер-класс «Куклы наших предков» Первая неделя февраля -созданы условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

- дети имеют представление о народных праздниках и традициях;

- появился интерес к народным играм;

- возросла любовь к родному краю, природе, к близким людям, к дому, к детскому саду, к историческому прошлому своей Родины;

-возрос интерес к народному фольклору;

-вовлечены родители в воспитательно -образовательный процесс для совместной работы.

3. Ознакомление детей с народноприкладным искусством:

«Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестовские подносы»; «Городец» Первая неделя февраля Осмыслено детьми народное изобразительно-прикладное искусство.

4. Театральная неделя:

1 день - «Здравствуй сказка»

2 день - «Путешествие в галерею сказок» (выставка рисунков).

3 день – «В гости к Самоделкину» (изготовление книжек-малышек).

4 день – «Сказочные превращения» (игры импровизации).

5 день - «В гостях у сказки» (постановка сказки). Вторая неделя февраля -Дети различают виды сказок.

- Понимают и объясняют смысл сказок.

- Через сказки дети научились понимать особенности национальной культуры.

- Применяют полученные навыки в игровой деятельности.

5. «Моя малая Родина»

-Экскурсия в музей, парк.

-Беседы об истории, культуре, природе родного края.

Третья неделя февраля. Воспитание у детей чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

6. «Я живу в России».

Презентация: «Наша Родина- Россия»

«Символы России»

7. Досуг ««День защитника Отечества» Четвёртая неделя февраля расширились представления о городах России;

дети закрепили знания о символах государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

2. Работа с родителями Сроки Ожидаемые результаты

8 Провести консультацию для родителей по вопросам: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте», «Формирование образа семьи у старших дошкольников. В течение всего периода Родители стали более компетентны в вопрос нравственно - патриотического воспитания детей

9. Оформить папки-передвижки:

- народные промыслы»

- «русская народная сказка и её роль в развитии ребёнка»

В течение всего периода Родители стали более компетентны в данном направлении.

10. оформить выставку совместных детско-родительских работ:

-«Моя любимая сказка»

-«Моя Родина-Россия»

-«Герб моей семьи» В течение периода

Обобщающий

Мероприятия Сроки Ожидаемые результаты

Обобщение опыта работы по теме Февраль 2022г. Распространение опыта на методическом объединении воспитателей ДОУ «Дельфин»

Результативность

1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.

2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.

3. Сформировались чувства национального достоинства.

4. Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.

5. Расширились знания о традициях русского народа.

6. Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

Вывод

Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 20:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД