МААМ-картинки

Проект «Город Трудославль»

ОЛЬГА Уланова
Проект «Город Трудославль»

Проект «Город Трудославль»

Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны!

Актуальность.

Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду. Проблеме формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно уделяется внимания, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у дошкольника ограничены его пока небогатым жизненным опытом. В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире. Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги).

Публикация «Проект „Город Трудославль“» размещена в разделах

Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Педагогический коллектив принял решение разработать и реализовать проект «Город Трудославль». В рамках реализации проекта расширить представления детей о труде и профессиях.

Цель проекта : Расширить и обогатить знания детей о труде и многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.

Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщённые задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Задачи работы:

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; - учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях; - обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; - развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи работы:

- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества; - формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах; - формировать первичные представления о мотивах труда людей;

- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; - учить сравнивать профессии; - учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат; - знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; - расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; - формировать первоначальные представления о труде как экономической категории; - формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; - систематизировать знания о труде людей в разное время года; - знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); - расширять и систематизировать представления о современных профессиях; - расширять представления о профессиях людей в Можайском муниципальном районе и Подмосковье; - расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека; - формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Ожидаемые результаты:

- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - называет профессии разных сфер; - различает профессии по существенным признакам; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий; - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); - объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека; - имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; - моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; - участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; - эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; - демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Тематические блоки реализации проекта :

Люди и профессии, которые окружают нас в детском саду.

- Знакомство с сотрудниками детского сада и их профессиями.

Люди и профессии Можайского муниципального района.

- Предприятия Можайского района

- Профессии родителей воспитанников

- Знаменитые люди Можайского района

Люди и профессии Подмосковья.

Люди и профессии нашей России.

Дорожная карта реализации проекта

Период реализации проекта № п/п Мероприятие

Подготовительный 1 Назначение лица, ответственного за исполнение дорожной карты по реализации проекта

2 Изучение и анализ различной литературы по проблеме исследования, знакомство с опытом работы других образовательных учреждений

3 Изучение потенциала и реальных потребностей в организации и реализации проекта (анкетирование педагогов, просмотр оснащения и др.)

4 Создание творческой группы по реализации проекта

Создание материально-технической базы

5 Круглый стол с педагогами «Ранняя профориентация дошкольником. Формы и методы работы с детьми»

6 Консультация «Организация кружковой работы по начальному техническому моделированию и экспериментированию»

7 Составление тематического планирования для работы в «Городе Трудославле»

Основной 1 Смотр-конкурс «Организация сюжетно-ролевой игры в группе»

2 Выставка работ кружка по начальному техническому моделированию»

3 Литературный досуг «Кем быть?»

4 Оформление в группах фотоальбомов «Мои родители на работе»

5 Экскурсии по городу для ознакомления детей с профессиями

6 Досуг «Встреча с людьми разных профессий»

7 Оформление альбомов «Профессии прошлого и будущего»

8 Ярмарка профессий

9 Викторина «Профессий много на земле и каждая важна»

Заключительный 1 Представление опыта работы на сайте МАДОУ «Непоседа»

2 Создание ролика о работе жителей «Города Трудославля»

3 Собрание творческой группы

4 Представление результатов работы родителям воспитанников на родительском собрании

5 Участие МАДОУ «Непоседа» в конкурсе Региональных инновационных площадок Московской области

Приближение работы взрослых к детям.

К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии: - в медицинский кабинет; - в прачечную; - в библиотеку; - в школу; - в магазин; - в аптеку; - в парикмахерскую; - к светофору; - на почту; - в музыкальную школу; - на предприятия Можайского муниципального района (Молокозавод, Хлебзавод, Можайский полиграфический комбинат); - на станцию «Скорая помощь»; - Можайский краеведческий музей; - Федеральная противопожарная служба по МО - на работу к родителям.

На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в первую очередь, соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.

Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастёт, если они смогут принять в нём хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объёма познавательного материала, но и во всё большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.

Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».

С развитием ИКТ становятся возможными виртуальные экскурсии.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает: - подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке; - создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; - подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности; - подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; - подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении); - подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»; - выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых; - оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; - оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»; - материалы для сюжетно-ролевых игр.

Публикации по теме:

Экологический проект «Чистый город» Тема проекта: «Чистый город». Тип проекта: групповой. Вид проекта: краткосрочный Образовательные области: социально-коммуникативное развитие,.

Проект «Наш город» 2 Тема проекта: «Мой город, моя страна» 3 Проблемное поле проекта: У детей недостаточно сформированы патриотические чувства, мало знакомы.

Проект «Чудесный город» Слайд 1 : Проект: Слайд 2: «Актуальность темы: Недостаточная организация предметно-развивающей среды на территории дошкольного учреждения.

Проект «Город фарфористов» Проект «Город фарфористов» Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой. Предмет исследования: фарфоровый завод. Продолжительность.

Проект по истории Липецка «Город, который мы любим. Город, которым гордимся» Паспорт проекта: Тип проекта: информационно-познавательный Продолжительность: 2 месяца Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной.

Проект «Город мастеров»Проект «Город мастеров» Проект «Город мастеров». Авторы проекта: воспитатель Фруль В. А. Вид проекта: краткосрочный Срок реализации:1 неделя (22.01.-26.01.18.).

Проект «Город, в котором я живу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 16 Проект «Город, в котором я живу» во второй младшей.

Презентация «Проект «Мой город»Презентация «Проект «Мой город» Таким образом, в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников необходимо учитывать следующее: * Ознакомление дошкольников с родным.

Проект «Мой город Шимановск» Паспорт проекта Проект «Мой город» Пусть кто-то любит города большие, Кого-то тянет в тёплые края, Мой Шимановск – один во всей России,.

Проект «Мой город» Томилова Ирина Валерьевна. Проект «Мой город» Актуальность проекта. Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Город Трудославль»
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 19:54
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД