МААМ-картинки

Проект «Образ кукол в музыке»

Анна Костина
Проект «Образ кукол в музыке»

Проект «Образ кукол в музыке»

Тип проекта : долгосрочный.

Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитанники старших и подготовительных групп, воспитатели детского сада.

Актуальность проекта.

Публикация «Проект „Образ кукол в музыке“» размещена в разделах

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей, способностей ребенка. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Музыкальное искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации. После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей, начиная с раннего возраста. Одним из эффективных способов развития музыкальных способностей у дошкольников является метод проектов. Общеизвестно, что проектирование является универсальным инструментом, позволяющим обеспечить системность, целенаправленность и результативность любой деятельности, в том числе и музыкально-педагогической.

Чтобы развитие музыкальных способностей воспитанника ДОУ было более целенаправленным и эффективным, необходим выбор материала из реальной жизни, актуального и понятного для ребенка. Только в этом случае развитие музыкальных способностей детей будет основано познавательной активности и умении использовать имеющиеся навыки для получения новых знаний.

Цель проекта : развить музыкальные способности дошкольников старшей группы (5-6 лет) в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Задачи проекта :

1. Развить у детей музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения и определение национального колорита музыки.

2. Познакомить воспитанников с творчеством русских и зарубежных композиторов, в творчестве которых отображены образы кукол : Д. Шостакович, И. Парфенов, П. И. Чайковский, Ц. Кюи, И. Стравинский, Й. Байер, Л. Делиб, К. Дебюсси.

3. Развить мышление и воображение, познавательную активность, эстетическое восприятие посредством воплощения музыкальных образовв рисунке.

4. Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию музыки, слуховой опыт, навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкальногопроизведения.

5. Развить в музыкально-исполнительской деятельности музыкальные способности у детей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство).

Методы реализации проекта.

1. Поиск музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов, в творчестве которых отображены образы кукол.

2. Прослушивание с воспитанниками кукольных образов в творчествеЖ. Металлиди, Д. Шостаковича, И. Парфенова, П. И. Чайковского, Ц. Кюи, И. Стравинского, Й. Байера, Л. Делиба, К. Дебюсси.

3. Обсуждение с детьми национальных особенностей и колорита музыкальных образов, воплощенных в музыке. Их отображение в рисунках детей, выполненных совместно с родителями.

4. Музыкально-ритмическое занятие с разучивание с учащимися кукольного танца.

5. Разучивание и исполнение детских песню о кукле.

Ресурсы: материально-техническая база МДОУ №166 "Ласточка" г. Саратов обеспечивает реализацию проекта с помощью (проектора, экрана, музыкального центра, ноутбука, фортепиано, медиатеки).

Ожидаемые результаты:

Накоплениемузыкальных способностей у детей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, музыкально-ритмических чувств.

• Закрепление знаний о инструментах,композиторах.

• Умение детей через рисунок понять и представить образ и настроение музыкального произведения.

• Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.

• Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам услышанного музыкального произведения.

Формы реализации проекта :

• Игровые занятия по слушанию музыки.

• Интегрированные занятия.

• Задания для развития музыкальных способностей.

• Продуктивная деятельность (изо деятельность).

• Беседа с родителями, выставка работ детей.

Музыкальная гостиная «Музыка для кукол» :

Этапы проекта :

Подготовительная работа: Срок- 1-2 неделя Апреля.

Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный, музыкальный материал по данной теме.

• Изготовить пособия для игровой и образовательной деятельности.

Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.

• Составить план мероприятий.

Основная часть: Срок -3-4 неделя Апреля - 1-2 неделя Мая

Данная организованная образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности.

1. Слушание музыки. Музыкальная гостиная : «Музыка для кукол» :

• Ж. Металлиди. Танец кукол;

• Д. Шостакович. «Заводная кукла»;

• Д. Шостакович. «Вальс-шутка»;

• И. Парфенов. «Танец куклы»;

• П. Чайковский. «Болезнь куклы; «Похороны куклы»; «Новая кукла»;

• Ц. Кюи: «Куколки : испанские марионетки»;

• Л. Делиб «Коппелия»;

• Й. Байер «Фея кукол»;

• И. Стравинский «Петрушка»;

• К. Дебюсси «Ящик с игрушками».

Для развитияладового чувствасуществует множество заданий.

«Слушаем музыку»

Целью данной игры является развивать различения музыкальных произведений.

Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы, проигрыватель.

По ходу игрыдети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.

«Волшебный волчок».

Целью игры является совершенствование навыка узнавания знакомых произведений.

По ходу игры: Педагог показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает балл. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит запись). Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два балла. Выигрывает тот, кто получит большее число очков.

Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения.

Музыкально - слуховые представления.

Ребёнок, обладающий хорошей памятью, вниманием, мышлением, воображением, свободой в проявлении своих творческих способностей будет не только легче учиться в школе, но и в дальнейшей жизни.

Игровой процесс приносит удовольствие детям, помогает развивать активный словарный запас, творческие способности, умение слушать и слышать. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умения сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Игры на развитие музыкально-слуховых представлений.

Данные музыкальные способности развиваются через изучение песенного репертуара. Песня «Кукла Катя» М. Красева, сл. Л. Мироновой.

Игра «Шумящие коробочки».

Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.

Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ход игры: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

Игра «Где звенит?»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: Колокольчик или погремушка.

Ход игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям, предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука ищут товарища.

2. Ритмика.

Изучение движений для танца «Куклы». Выполнение упражнений для развития музыкально - ритмического чувства. Игра на детских музыкальных инструментах.

Упражнения на развитие чувства ритма могут включать выполнение таких заданий, как:

• Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прослушанного музыкального отрывка;

• Отражение в движении смены ритмического рисунка звучащей музыки;

• Воспроизведение в движении общего характера и динамики развития музыкального образа;

• Использование языка жеста и мимики в передаче характера музыкального образа;

• Импровизация на заданный музыкальный образ с использованием разнообразных движений;

• Изменение характера движения в соответствии с изменением темповых и динамических показателей музыки.

Для развития данного вида музыкальных способностей существуют несколько примеров:

«Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова.

Проводится во взаимодействии детей с музыкальным руководителем.

Цель: сформировать у детей умение двигаться в соответствии с быстрым или медленным темпом музыки.

Необходимое оборудование: аудиозапись «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова.

Содержание ситуации: Педагог предлагает детям погулять, но обращает внимание, что прошёл дождик, и на земле образовались лужи. Чтобы не промочить ноги, нужно перешагивать через лужи. Дети вместе с педагогом шагают «большими ногами». Затем педагог сообщает, что впереди тропинка и по ней надо бежать. Дети бегут «маленькими ножками». После чего движения выполняются под музыку в сопровождении пения педагога. Когда дети освоят движения под пение, упражнение проводится только под инструментальную музыку.

«Весёлый мячик» муз. М. Сатулина.

Проводится совместно с музыкальным руководителем.

Цель: развивать у детей слуховое внимание – умение передавать в движении смену темпов в музыке.

Необходимое оборудование: аудиозапись с музыкой «Мячики» муз. М. Сатулина; мягкие мячики по числу детей; один резиновый мяч.

Содержание: Педагог показывает детям мячик и рассказывает стихотворение А. Барто: «Мой весёлый звонкий мяч» - педагог ритмично стучит мячом об пол. На слова: «А потом ты покатился…» - педагог соединяет руки, показывая, как катится мячик. В конце стихотворения: «Лопнул, хлопнул – вот и всё!» - педагог прячет мячик за спину. Затем воспитатель раздаёт мячики. Дети повторяют движения за воспитателем. После этого педагог предлагает детям послушать музыку и показать – когда мячики скачут, а когда они катятся. Затем педагог приглашает детей попрыгать и побегать, как мячики. Дети в движении передают характер музыки : в 1 – ой части дети прыгают, во 2 – ой – бегают в рассыпную. Упражнение повторяется 2 раза.

3. Изобразительная деятельность.

Задача воспитанников – нарисовать рисунок наиболее понравившегося музыкального портрета куклы.

Заключительная часть:3-4 неделя Мая.

• Проведение итогового мероприятия для родителей.

• Беседа о куклах, и воплощения их образа в пьесах известных русских и зарубежных композиторов.

• Показ танца девочками «Куколки».

• Исполнение выученной песни «Кукла Катя».

• Показ работ воспитанников в виде выставки.

Все мероприятия, запланированные на реализацию данного проекта, направлены на достижение цели – знакомство детей с кукольным образом через музыку,а также на развитие музыкальных способностей. Развитие свободной творческой личности ребёнка через музыкальное и изобразительное искусство, закрепление и систематизация знаний музыкальных произведений.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Что в музыке тебе зимы…»Конспект НОД «Что в музыке тебе зимы…» «Что в музыке тебе зимы.» Образовательное мероприятие: музыкально-литературный вечер для детей старшей группы Тип образовательного мероприятия:.

«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста История появления кукол. Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Мажова С. А. 2019 год Цель проекта:.

Картотека «Летняя природа в музыке»Картотека «Летняя природа в музыке» Картотека «Летняя природа в музыке» 1. А. Вивальди «Времена года. Лето» 2. П. И. Чайковский «Времена года» 3. А. Пьяццолла «Четыре времени.

Картотека стихов о музыкеКартотека стихов о музыке Картотека стихов о музыке Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию стихи, которые я использую в своей работе, чтобы помочь ребятам.

Картотека «Тема воды в музыке»Картотека «Тема воды в музыке» Картотека «Тема воды в музыке» 1. Г. Гендель «Музыка на воде» 2. А. Вивальди «Гроза» («Времена года») 3. Р. Вагнер «Летучий голландец» 4.

Конспект НОД по музыке «Осень» Цель: Показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, картин художников, через пластику движений, песенное творчество).

Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для старших дошкольников Предлагаю краткосрочный проект по восприятию музыки. Паспорт проекта Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старше-подготовтельной.

Межгрупповой творческий проект «Сказка в музыке»Межгрупповой творческий проект «Сказка в музыке» Проект «Сказка в музыке» Тип проекта: долгосрочный, межгрупповой, творческий Участники проекта: дети вторых младших, средних, старших и.

Проект тематической недели «Наряды для кукол»Проект тематической недели «Наряды для кукол» Проект тематической недели «Наряды для кукол» Цель проекта: Придумать и изготовить наряды для кукол. Вовлечь каждого участника в активный.

Творческий проект «Календарь народных кукол»Творческий проект «Календарь народных кукол» Визитная карточка работы: 1. Проектная группа: Колчанова Катя, Доброскокина Даша, Садикова Аделина 2. По количеству участников работа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Образ кукол в музыке»
Опубликовано: 10 июня 2020 в 14:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД