Лучший педагог года

Проект «Одаренные дети». Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста

Ирина Ивановская
Проект «Одаренные дети». Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста

Проект «Одаренные дети».

Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности

у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Проект «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с требованиями нормативных документов и будет являться основой для работы с интеллектуально одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, воспитывающимся в детском дошкольном учреждении.

Публикация «Проект „Одаренные дети“, Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи:

1. Обеспечить условия всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через интеллектуальную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми индивидуально и в группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

2. Способствовать адаптации одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитывать уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

3. Формировать устойчивую мотивацию, стимулировать познавательный интерес, способствовать раскрытию творческого потенциала;

Планируемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с интеллектуальной одаренностью.

4. Уверенность детей в своих способностях.

5. Снижен уровень тревожности.

Диагностический этап

подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления интеллектуальной одаренности по возрастным группам;

проведение обследований детей по согласию и желанию родителей;

педагогическая диагностика;

психологическая диагностика;

специальная диагностика (углубленная);

диагностический мониторинг (анализ динамики развития).

Диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1) Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

2) Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3) Работа с родителями (беседы, анкетирование)

Информационный этап

подбор литературы по тематике;

создание банка информации по работе с интеллектуально одаренными детьми;

подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;

просветительская работа со всеми участниками реализации программы.

Подготовительный этап

определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;

составление индивидуальной программы развития для интеллектуальной одаренности;

разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

Развивающий этап

организация и проведение индивидуальных и групповых занятий педагогом-психологом и воспитателями (по индивидуальному плану);

организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;

организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей.

Оценочный этап

Включает промежуточную и итоговую диагностику.

Мониторинг эффективности проведения работы с детьми.

Оценка эффективности работы педагога-психолога, воспитателей.

В программе принимают участие:

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители

Дети

Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с интеллектуально одаренными детьми

Педагог-психолог:

Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.

Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).

Воспитатели:

Информационная – сотрудничество с родителями (лицами, их заменяющими) с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.

Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.

Родители:

Воспитание одаренного ребенка в семье, активное участие в реализации программы, выполнение рекомендаций специалистов.

Условия реализация программы:

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

• наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по интеллектуальной одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

• введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

• использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

• участие детей в различных мероприятиях детского творчества;

• тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1этап – диагностический (октябрь 2014 г. – ноябрь 2014 г.)

2 этап – информационный (декабрь 2014 г.)

3 этап – подготовительный (декабрь 2014 г. – январь 2015 г.)

4 этап – развивающий (март 2015 г. – март 2019 г.)

5 этап – оценочный

Диагностический этап.

Задачи:

- Подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления интеллектуальной одаренности по возрастным группам;

- Проведение обследований детей по согласию и желанию родителей.

- Повышение компетенции по данному вопросу участников программы.

Мероприятия:

- Проведение диагностики по выявлению предпосылок к интеллектуальной одаренности по методикам, соответствующим возрасту ребенка

Педагоги (консультации) :

- «Особенности работы с одаренными детьми».

- «Приемы и методы работы с одаренными детьми».

- «Виды одаренности».

- «Как правильно организовать работу с одаренными детьми

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Родители (стендовая информация, консультации) :

- «У Вас растет одаренный ребенок

- «Психологические особенности одаренных детей».

- «Особенности психосоциального развития одаренных детей».

- «Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности».

- Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Информационный этап.

Задачи:

Повышение компетенции по данному вопросу участников программы.

Мероприятия:

Педагоги (консультации) :

- «Особенности работы с одаренными детьми».

- «Приемы и методы работы с одаренными детьми».

- «Виды одаренности».

- «Как правильно организовать работу с одаренными детьми

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Родители (стендовая информация, консультации) :

- «У Вас растет одаренный ребенок

- «Психологические особенности одаренных детей».

- «Особенности психосоциального развития одаренных детей».

- «Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности».

- Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

- Индивидуальные консультации, рекомендации.

Подготовительный этап.

Задачи:

Повышение собственной профессиональной компетентности.

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Составление индивидуальных и групповых маршрутов психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Обогащение развивающей среды.

Мероприятия:

Изучение программно-методического материала по направлению работы.

Подбор программно-методического материала по направлению работы.

Разработка индивидуальной программы развития интеллектуальной одаренности.

Составление перспективного плана проведения НОД, планирование интегративных занятий, итоговых занятий.

Разработка конспектов занятий.

Наполнение развивающей среды предметами объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника.

Развивающий этап. Реализация поставленных задач.

Мероприятия:

Проведение игр в соответствии с перспективным планом работы.

Использование методов:

- мозговой штурм

- синектика

- метод фокальных объектов

- морфологический метод

- метод творческих преобразований

- метод аналогии

- метод морфологического анализа

Применение в работе с детьми заданий поискового характера:

- выбор требуемой информации из предложенной;

- исправление ошибок, установление взаимосвязей и закономерностей;

- объединение (систематизация);

- сравнение;

- доказательство, опровержение;

- нахождение общего между заданными предметами и явлениями;

- составление плана деятельности;

- моделирование;

- установление причин;

- определение последствий;

- определение новых функций;

- решение противоречий;

- альтернативное применение;

- преобразование и усовершенствование предметов;

- опредмечивание изображений;

- поиск проблемы.

Консультирование педагогов по возникшим вопросам, трудностям.

Консультирование родителей по возникшим вопросам.

Участие родителей в итоговых мероприятиях.

Оценочный этап.

Мероприятия:

Диагностика и мониторинг.

Подведение итогов работы.

Презентация программы на педагогическом совете.

Стажерская площадка для специалистов города.

Публикации по теме:

Физическое воспитание, как средство выявления и развития одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада Тип проекта: исследовательский По тематике : комплексный По срокам реализации:6 месяцев Цели проекта: 1. Выявление одаренных детей. Для.

Сценарий интеллектуальной игры «Звездный час» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий интеллектуальной игры «Звездный час» для детей старшего дошкольного возраста Цель: выявить уровень знаний у детей в различных.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста» Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь в эти годы закладывается основа, на которую позже будут.

Консультация «Одаренные дети» Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Проект Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственно-художественного.

Сценарий интеллектуальной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Знай-ка» Сценарий интеллектуальной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста «ЗНАЙ-КА» Программное содержание: • Учить детей.

Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамотеВыявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте Практическое исследование проходило в период с сентября по декабрь 2014.

Выявление и устранение предпосылок дизграфии в старшем дошкольном возрасте у детей с ОВЗ В наше время для общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Причины этого уходят в дошкольный.

Выявление одаренности в ДОУВыявление одаренности в ДОУ В нашем саду в марте месяце проходил районный семинар по теме: «Одаренные дети в ДОУ», наш садик представил работы Кольчуриной Валерии.

Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Для выявления уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Одаренные дети». Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 сентября 2015 в 08:13
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД