Ирина Одинцова
Проект «Огород» для старшей группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» С. ПРИБЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Проект
на тему
в старшей группе
воспитатель
Одинцова Ирина Николаевна
Ноябрь 2020 года
Тема проекта :
«ОГОРОД НА ОКНЕ»
ПРОБЛЕМА:
Публикация «Проект „Огород“ для старшей группы с ОНР» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Дети старшей группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. Взрослые на этом этапе главные помощники. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.
Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Цель:
формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Образовательные:
1. Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
2. Развивающие:
1. Развивать познавательные и творческие способности.
2. Вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике.
3. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
3. Воспитательные:
1. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.
1. Речевое развитие:
Цель:
• Обогащение активного словаря;
• Развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи.
2. Физическое развитие:
Цель:
• Накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
• Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
3. Художественно-эстетическое развитие:
Цель:
• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
• Становление эстетического отношения к окружающему миру.
4. Социально-коммуникативное развитие:
Цель:
• Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• Развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания;
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• Формирование основ безопасного поведения в природе.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. Дети научатся правильно ухаживать за растениями.
4. У детей продолжит формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
5. В группе будет создан «Огород на подоконнике».
6. Дети зафиксируют свои наблюдения за ростом и развитием растений в дневниках наблюдений.
7. Родители примут активное участие в реализации проекта
Проект : краткосрочный.
Вид проекта : познавательный, исследовательский.
Продолжительность: 1 месяц. 02.11.2020г - 02.12.2020г.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспит-ль.
Возраст детей: 5-6 лет
Формы проведения: ООД, игровая деятельность, беседы, чтение художественных произведений.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ.
№ мероприятия цели ответственные сроки
1 этап. Подготовительный.
1. Беседа с родителями по организации «огорода на окне». Обсудить цели и задачи проекта.
Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели, родители. 02.11.2020
2. Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне» Воспитатели, родители. 03.11.2020
2 этап. Основной.
1. Практическая деятельность: ОДД посадка лука. Вызвать интерес к выращиванию огородных культур. Воспитатели, дети. 03.11.2020
2. Образовательная деятельность «Что растет на огороде». Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах. Воспитатели, дети 04.11.2020
3. Практическая деятельность: ОДД посадка фасоли. Вызвать интерес к выращиванию огородных культур. Воспитатели, дети 04.11.2020
4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Закреплять знания об овощах и фруктах. Воспитатели, дети 05.11.2020
5. Опытно-экспериментальная деятельность «Что вырастет из зёрнышка?» (огурец) Проводить эксперименты с растениями. Показать детям как растения вырастают из семян. Воспитатели, дети 06.11.2020
6. Опытно-экспериментальная деятельность «Наблюдение за ростом лука на свету и в темноте». Показать ка влияет свет и его отсутствие на рост лука. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. Воспитатели, дети 09.11.2020
7. С/р игра «Огородники» Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями. Воспитатели, дети 11.11.2020
8. Наблюдение «Как развиваются растения» Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений. Воспитатели, дети 13.11.2020
9. Труд на «огороде на окне» Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями. Воспитатели, дети 16.11.2020
10. Наблюдение за огородом Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений» Воспитатели, дети 18.11.2020
11 Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов, и они очень полезны для людей. Воспитатели, дети 20.11.2020
12 Развлечение «Весёлый огород» Вызвать радостное настроение, развивать двигательную активность детей. Воспитатели, дети 22.11.2020
13 Наблюдение за фасолью «Получили урожай.» Вызвать интерес к результату труда. Воспитатели, дети 25.11.2020
14 Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы капусту рубим-рубим». «У Лариски две редиски». Развитие мелкой моторики. Воспитатели, дети
В течении месяца.
15 Д/и «Что лишнее»
Д/и «Чудесный мешочек». Закреплять знания об овощах и фруктах. Воспитатели, дети
3 этап. Заключительный.
1. Творческие работы детей «Наш огород» Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с родителями. Воспитатели, дети, родители 27.11.2020
2. Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки Подведение итогов работы по проекту Воспитатели, дети 02.12.2020
В ходе реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с разнообразием овощных культур.
2. В группе был организован «Огород на окне».
3. У детей формируется интерес к исследовательской деятельности.
4. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания о благоприятных условиях для роста и развития растений.
5. Дети стали внимательнее и бережнее относится к растениям.
6. Дети стали более уважительно относится к труду взрослых.
7. Наблюдения за растениями были зафиксированы в «Дневниках наблюдений»
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Формы взаимодействия с семьё й:
- оформление огорода (закупка земли, приобретение необходимого оборудования, посадочного материала).
- участие в наблюдениях.
- организация в выставке творческих работ.
У детей формируется интерес к
ПРИЛОЖЕНИЕ: образовательной
деятельности по проекту «ОГОРОД НА ОКНЕ»
1 этап. Подготовительный.
1. Беседа с родителями по организации «огорода на окне».
Цель: Обсудить цели и задачи проекта.
интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на окне»
2 этап. Основной.
1. Практическая деятельность: ОДД посадка лука.
Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.
«Посадка лука»
Цель: Учить детей сажать лук; закрепить знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растений; закреплять умения поливать растения; учить ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место и убирать за собой. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, развивать трудовое умение, вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, желание ухаживать за ним.
Интеграция образовательных областей: труд, здоровье, коммуникация, чтение художественной литературы, познание.
Оборудования и материалы: Луковицы на каждого ребенка, ящик для посадки лука с землей, лейка, клеенка, влажные салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку “Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы — это лук. Лук домашний доктор – он исцелит любой недуг.
Вместе взрослые и дети ешьте лук и не болейте!
А почему говорят: “Лук – от семи недуг?” (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, лук помогает при простудных заболеваниях.
Воспитатель: Ребята, а как можно получить зеленый лук? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, можно лук посадить на грядку. Но на улице еще снег и холодно. Как же мы можем вырастить лук дома? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, мы можем лук вырастить на подоконнике.
Воспитатель: Ребята возьмите каждый по луковицы. (Дети подходят и берут луковицы)
Воспитатель: Посмотрите на луковицу и скажите, какого она цвета? Какой формы, твердый или мягкий лук. (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята посмотрите на шелуху, это «шуба» про которую говорилось в загадке.
Воспитатель: А сейчас я разрежу луковицу и дам Вам понюхать лук. Чем пахнет? (ответы детей)
Воспитатель: А почему вы плачете? (ответы детей)
Воспитатель: Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Лук очень горький, но и полезный, в нем много витаминов. Если лук посадить, то из нее вырастут зеленые листики – стрелки. Еще в народе эти стрелки называют перо и добавляют в салат. В нем много витаминов, поэтому его надо есть ежедневно, чтобы вырасти большим, здоровыми не болеть.
Физминутка: «Овощи»
Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши)
Экспериментальная часть (Посадка лука)
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам покажу, как надо сажать лук в землю (воспитатель на стол ставит ящик наполненные землей, лейку с водой и салфетки). (Дети становятся вокруг стола.)
Воспитатель: А что нужно для роста лука? (Ответы детей). Правильно земля, вода и солнце. (Воспитатель показывает детям, как нужно сажать лук) .
Воспитатель: Теперь я предлагаю каждому из вас посадить свою луковицу. (Затем вытирают руки об влажную салфетку). (Когда все дети справятся с заданием, воспитатель показывает ребятам, как поливать лук).
Воспитатель: Ребята теперь мы будем наблюдать за луком, и рисовать, как он растет.
2. Образовательная деятельность «Что растет на огороде».
Цель: Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах.
Тема: Что растет в огороде.
Цель: Узнавать овощи, называть цвет, форму.
Задачи: Учить детей называть овощи, их цвет, форму, величину.
Формировать у детей представление о том, что овощи растут на грядках, в огороде. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал: картинки овощей, игрушка заяц, корзина, муляжи
Словарь: огород, грядка
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Д/о «Что лишнее?»
-Дети назовите то, что вы видите на картине?
-Огурец, помидор, яблоко.
-Как вы думаете, что здесь лишнее и почему?
-Яблоко, потому что это овощ.
-Правильно, кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
1. Основная часть.
-Да, ребята. Мы сегодня с вами будем говорить о овощах.
Стук в дверь.
Педагог: - Ребята, кто-то стучит в дверь, давайте посмотрим, кто это.
В гости приходит «Зайчик» с корзинкой.
Дети здороваются.
Педагог: -Зайчик, откуда ты идешь?
-Я иду с огорода. Собрал овощи.
Д/о «Что в корзине?»
Дети поочередно с закрытыми глазами достают с корзины овощи, (муляжи) определяют на ощупь и называют.
-Это морковь.
-Это огурец.
-Это помидор и т. д.
Физминутка: Игра малой подвижности «В огороде»
Задание: Опиши овощ.
«Заяц» описывает овощи и все путает.
Педагог: Ребята, а заяц правильно сказал?
-Нет.
-Давайте научим зайца. Попробуйте вы описать нам овощи.
Дети выбирают по одному овощу (муляжи) и описывают.
-Это овощ помидор. Помидор красный, круглый, маленький. Растет в огороде
-Это овощ капуста. Капуста зеленая, большая, круглая. Капуста растет в огороде.
-Это овощ огурец. Огурец зеленый, овальный, маленький. Огурец растет в огороде на грядке.
1. Итог.
Задание: Расположи правильно.
Дети делятся на две команды.
Цвет: Форма:
Дети группируют овощи по цвету и форме.
Рефлексия
Заяц благодарит детей, прощается
3. Практическая деятельность: ОДД посадка фасоли.
Цель: Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.
Цель: формирование знаний детей о посадке и выращивании фасоли; учить детей ставить перед собой цель; знания детей о внешнем виде фасоли; об условиях выращивания; развивать речь детей (овальная форма, семена гладкие.
Обучение детей технологии посадки растения; развития интереса, бережного отношения к растению; детей работать в коллективе.
Ход занятия:
В-ль задаёт вопросы.
-Ребята, вы любите фасоль?
-Какие блюда вы знаете из фасоли?
B-ль показывает сухую фасоль и задаёт вопросы.
-Какая фасоль (гладкая)
-Какой формы (овальной)
-Какого цвета (красная белая)
-Фасоль относится к овощам или к фруктам (овощам)
Сегодня мы с вами будем сажать фасоль в стаканчиках. Прежде чем посадить, надо её за три дня замочить, чтобы она набухла. Давайте посмотрим на фасоль, которую мы замачивали.
Что с ней произошло (Она набухла). Правильно, она набухла и даже некоторая проросла. Теперь мы её должны посадить. В-ль ставит перед каждым ребёнком стакан с землёй.
-Ребята, берём фасоль и проросшим местом вниз сажаем в землю, чуть поглубже. Сверху засыпаем землёй.
Что нужно растениям, чтобы они хорошо росли (Вода, свет, удобрение). Правильно. Что теперь надо сделать (Полить). Берите лейки с водой и полейте, посаженную вами фасоль.
После посадки и поливки дети ставят стаканчики в поднос.
В-ль: Мы будем каждый день следить за тем, как растёт она, и отмечать в календаре, на сколько сантиметров за день она будет расти. А в мае мы их высадим в огороде. Молодцы, вы очень старались!
Через три дня
Через пять дней
4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Закреплять знания об овощах и фруктах.
5. Опытно-экспериментальная деятельность «Что вырастет из зёрнышка?» (огурец)
Цель: Проводить эксперименты с растениями. Показать детям как растения вырастают из семян.
6. Опытно-экспериментальная деятельность «Наблюдение за ростом лука на свету и в темноте».
Цель: Показать ка влияет свет и его отсутствие на рост лука. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений.
7. С/р игра «Огородники»
Цель: Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями.
8. Наблюдение «Как развиваются растения»
Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений.
9. Труд на «огороде на окне»
Цель: Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.
10. Наблюдение за огородом
Цель: Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений»
11 Беседа с детьми «Витамины с грядки».
Цель: Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом. Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов, и они очень полезны для людей.
12 Развлечение «Весёлый огород»
Цель: Вызвать радостное настроение, развивать двигательную активность детей.
13 Наблюдение за фасолью «Получили урожай.»
Цель: Вызвать интерес к результату труда.
14 Разучивание пальчиковой гимнастики
«Мы капусту рубим-рубим».
«У Лариски две редиски».
Цель: Развитие мелкой моторики.
15 Дидактические игры:
«Что лишнее»
«Чудесный мешочек».
Цель: Закреплять знания об овощах и фруктах.
3 этап. Заключительный.
1. Творческие работы детей «Наш огород»
Цель: Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с родителями.
2. Составление фото отчёта по проекту
Цель: Организация фотовыставки Подведение итогов работы по проекту.