Приложение МААМ

Проект «Ознакомление с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность»

Ирина Хорошильцева
Проект «Ознакомление с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Веснянка» общеобразовательного вида с приоритетным осуществление познавательно-речевого направления развития детей»

Проект

«Ознакомление с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность»

Подготовила: воспитатель

МКДОУ Детский сад № 18 «Веснянка»

Хорошильцева

Ирина Николаевна

с. Красногвардейское

2022 г.

Введение

Публикация «Проект „Ознакомление с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий, экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новосёлова, А. Н. Поддьякова).

Актуальность

Современная система образования в детском саду все больше стремится отходить от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС, педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.

Основное достоинство опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что через неё дети могут самостоятельно получать реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость делиться увиденным, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому опытно-экспериментальная деятельность, как никакой другой вид деятельности соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Таким образом, мы считаем, что детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Цель опытно-экспериментальной деятельности :

Создание условий для формирования основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности и исследовательских навыков в процессе детского экспериментирования.

Для достижения цели определила следующие задачи:

Формирование представления о предметах, их свойствах и качествах;

• Развитие мелкой моторики и координации движений;

• Развитие внимания и памяти, речевых способностей;

• Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи;

• Воспитание самостоятельности и аккуратности в процессе поведения опытов и приобретении знаний.

Предполагаемый результат:

1. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, навыков;

2. Сформировать эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

3. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

4. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

В своей практической деятельности с детьми применяю проблемно-поисковый метод. Создаю проблемную ситуацию, в которой детям предлагала определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги.

В своей практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста используя проблемно-поисковый метод предлагала детям опыты, эксперименты. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

«Свойства магнита» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

«Наблюдение за объектом»

Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Мои воспитанники с удовольствием участвовали в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставили опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, камнями, глиной, растениями. Использование инновационной проектной деятельности позволило мне подготовить воспитанников к участию в районной конференции «Наука, творчество, молодёжь»

Опыт моей работы по данной теме продолжился с детьми младшего возраста. При планировании работы по организации детского экспериментирования, в младшем возрасте моя работа с детьми была направлена на приобретения их опыта по данной теме. Проблемно-поисковый метод в моей практической деятельности с детьми младшей группе делится на:

1. Природоведческий: где я знакомлю детей с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.

Социальный: он практикуется во взаимодействии как с группой детей, так и в индивидуальной работе (ребёнка и взрослого).

3. Познавательный : предлагала детям опыты на тренировку мыслительных процессов, на освоение разнообразных мыслительных операций.

Целью моего опыта работы по данной теме является формирование и расширение представлений у детей с окружающим миром не только через организацию образовательной деятельности НОД, но и на прогулках, тематических досугах, мотивирующих детей к экспериментированию.

«Как листики летают на ветру» Цель: показать детям зависимость полета листочка от его величины и формы.

ППРС в моей группе создана, в соответствии с требованиями ФГОС ДО насыщенная, доступная.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях. Для родителей постоянно проводятся консультации о роли экспериментирования в жизни детей, разработала советы для родителей «Какие опыты можно провести дома». Была создана фотовыставка детской экспериментальной деятельности в домашних условиях. Тема оказалась для родителей достаточно интересной, и они с удовольствием откликнулись на все предложения. Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях. Таким образом, для выполнения поставленных задач объединены усилия по взаимодействию с родителями.

Мониторингом выявлено, что через опытно-экспериментальную деятельность у детей моей группы развились умственные и практические способностей. Сформировались навыки экспериментирования с различными инструментами.

Главная задача для меня – идти вперед, осваивая инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не забывая доброе старое. Мне необходимо наполняться знаниями, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка. Стараюсь развивать в себе такие качества современного воспитателя, как терпеливость, доброжелательность. Ведь мне приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Родители детей для меня единомышленники, помощники, друзья. Вместе делаем одно дело – воспитываем и развиваем детей.

Литература:

1. Познавательно-исследовательской деятельности в детском саду». Н. В. Нищева;

2. Мартынова Е. А., Сучкова И. М О «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. составитель Н. В. Нищева 2013 г.

3. «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л. И. Одинцова 2013г, методическое пособие.

4. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах,. Н. В. Нищева

5. «Проектный метод в организации опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий

6. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, издательство «Учитель»

7. «Элементы песочной терапии» — развитие детей раннего возраста Н. В. Зеленцова-Пешкова

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные» Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, художественной литературе в разновозрастной группе.

Конспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группыКонспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группы НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности. ФотоотчетОзнакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности. Фотоотчет Тема самообразования ««Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности» Темой моего.

Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группыОзнакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группы Ознакомление с окружающим миром для младшей группы "Знакомство с осенью" Задачи 1. Знакомить детей с понятиями о зимовке животных. 2. Закреплять.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

«Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами». Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами. Цели и задачи: показать, что воздух есть вокруг нас, в воде, что мы дышим воздухом.

Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе 1. «Я – человек» Цели: Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; - Учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным.

Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Основной целью моей педагогической деятельности на данный период стало создание условий, способствующих познанию окружающего мира детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ознакомление с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность»
Опубликовано: 25 июня 2022 в 22:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Ознакомление с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хорошильцева (УИ 1677097) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД