Светлана Шумакова
Экологический проект в старшей группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в старшей группе «Перелетные птицы».
Публикация «Экологический проект в старшей группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность реализации проекта. В настоящее время взаимодействие человека с природой превратилось в экологическую проблему Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.
Проблема и гипотеза. В процессе работы с детьми группы старшего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень знаний о перелётных птицах, особенностях их жизни.
Гипотеза: можно предположить, что для повышения уровня знаний и представлений детей о перелетных птицах нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми)
Цель проекта : Вызвать интерес к окружающему миру, формировать у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц, повадках, среде их обитания, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.
Задачи проекта :
Образовательные:
- расширять и закрепить представления о внешнем виде и особенностях жизни перелетных птиц;
- познакомить с понятиями «лететь стаей», «клином», «цепочкой»;
- развивать познавательную активность, желание узнать новое, поделиться своими знаниями с другими воспитанниками, умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
-вызвать интерес к народному творчеству, разучивание потешек, закличек о птицах.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация.
Ожидаемые результаты:
• Расширение знаний детей о перелётных птицах, особенностях их жизни.
• Формирование на этой основе нравственного и личностного отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам;
• Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста;
• Раскрытие творческого потенциала семьи;
• Занятия: Ознакомление с окружающим «Перелетные птицы», «Наши друзья пернатые»; Развитие речи «Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы»; рисование «Журавли» (акварель, «Перелётные птицы» (цветные карандаши); аппликация (Скворечник для птиц»); конструирование (техника оригами) «Грач», «Лебедь», «Гусь»; лепка из пластилина «Перелётные птицы».
• Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике.
• Просмотр презентации о перелётных птицах.
• Рассматривание научной литературы.
Сроки проведения: 10.10.2015 – 31.01.2015 года.
Тип проекта : творческий, краткосрочный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Этапы проекта :
1 этап: Организационный.
Создание развивающей среды в группе; изучение уровня знаний по теме. Определить актуальные знания детей о перелетных птицах (За неделю до начала проекта).
• Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций; подбор методической литературы (В течение недели до начала проекта).
• Подбор художественной литературы Информационное обеспечение проекта (В течение недели до начала проекта).
• Подбор дидактических игр;
• Подбор рекомендаций для родителей по выполнению творческого домашнего задания
2 этап. Реализация проекта. Работа с детьми.
Задачи:
1. Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций
2. Организация игровой деятельности детей. Учить выкладывать силуэты птиц из различных деталей, геометрических фигур по образцу, воображению.
3. Активизировать в речи названия перелетных птиц и их птенцов.
4. Продолжать учить зарисовывать птиц по образцу, передавать характерные особенности птиц с помощью аппликации.
5. Развивать внимание, логическое мышление.
6. Упражнять детей в составлении рассказа на заданную тему.
Организация игровой деятельности детей. Дидактические игры: «Чего не хватает?», «Узнай по тени», «Кого не стало», «Сравни птиц», «Чей домик?», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Нарисуй по точкам», «Что сначала, что потом», «Дорисуй то, чего не хватает», «Построй по образцу», «Придумываем перелётных птиц».
Выкладывание силуэтов птиц из геометрических фигур.
Активизировать в речи названия перелетных птиц и их птенцов.
Чтение рассказов Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирев «Птицы наших лесов», В. Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше», стихи. Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову. Развивать выразительность и красоту речи.
П/и «птицы-гнезда», «Стайка», «Птички в гнездышках», «Жаворонки» Учить детей подражать голосам птиц.
Загадки о перелетных птицах. Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
Составление рассказа по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова Развивать связную речь. Активизировать словарный запас
Прослушивание голосов птиц в аудиозаписи, просмотр фильма «Крылья природы» Учить воспринимать и подражать голосам птиц, показать образ жизни птиц.
Аппликация «Перелетные птицы». Учить изображать птиц с помощью аппликации.
Выставка книг по теме «Перелетные птицы» с иллюстрациями. Формировать интерес к книге.
Беседы о жизни перелетных птиц. Формировать знания об образе жизни перелетных птиц.
Д/и «Кто голос подает?» «Чей хвост?» «Чей клюв?» Активизировать словарь.
Продолжать учить передавать характерные особенности птиц с помощью аппликации.
Заучивание потешек, закличек, пальчиковых игр. Развивать выразительность речи, моторику рук. Народные пословицы и поговорки:
-Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
-Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.
-Журавль прилетел и тепло принес.
-Сколько кукушка не кукуй, а к зиме улетать.
Создание альбома для рассматривания «Перелетные птицы», создание презентации с аналогичным названием. Обобщить представления о характерных особенностях перелетных птиц.
3 этап. Заключительный.
Проектная деятельность. Задачи
Показательное мероприятие «Летят перелетные птицы». Обобщить представления о характерных особенностях перелетных птиц.
Выставка рисунков и аппликаций. Представить результат творческой деятельности.
Презентация «Перелетные птицы». Способствовать желанию рассказывать о птицах, выражать свои чувства и мысли.
Вывод:
В ходе реализации проекта «Перелетные птицы», под влиянием впечатлений у детей изменилось отношение к природе, возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, кормление птиц).
Как показал опыт работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективней проходит обучение и формируется осознанное отношение к природе.