Папки-передвижки

Конспект НОД по экологии «Перелетные птицы» в старшей группе

Марина Болтунова
Конспект НОД по экологии «Перелетные птицы» в старшей группе

Конспект НОД по экологии «Перелетные птицы»

в старшей группе.

Цель: формирование экологического мышления и воспитание экологической культуры.

Задачи.

Образовательные:

формировать знания детей о птицах.

Развивающие:

развивать потребность общаться с природой, наслаждаться ее красотой и величием;

Публикация «Конспект НОД по экологии „Перелетные птицы“ в старшей группе» размещена в разделах

развивать сопереживание к бедам птиц, желание бороться за их сохранность.

Воспитательные:

воспитывать любовь к птицам, воспринимая их многообразие; воспитывать экологическую культуру у дошкольников.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Материал: муляж дерева, куриное яйцо, лупа, гнездо, картинки с изображением птиц, картинки солнышко и снежинка, магнитная доска, шапочки для сценки, скворечник.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, изготовление вместе с родителями скворечников.

Активизация словаря: соловей, ласточка, скворец, грач, кукушка, перья, гнездо, скворчата, грачата, кукушата, перелетные, высиживают яйца, вьют гнезда.

Ход НОД:

Актуализация знаний по теме «Весна»

На дереве птицы. Звучит в записи птичья трель.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: А теперь всё внимание на меня. Сегодня мы отправимся в лес ( звучит музыка: звуки леса). Дети, представьте, что вы идете по узкой лесной тропинке, перешагиваете через дерево, поваленное сильным ураганом, осторожно переходите по мостику через ручей, останавливаетесь полюбоваться птицами. Увидели птиц — улыбнулись. А теперь,

Присядьте рядышком друг с другом,

Словно месяц полукругом

И послушайте загадку,

Дайте правильно отгадку.

Загадка.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет.

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла …

Ребенок: Весна.

Воспитатель: Пришла весна. А что произошло с приходом весны в природе?

Дети: Растаял снег; солнце светит ярко, согревает землю; небо голубое; травка зеленеет; набухают почки; появляются первые цветы; прилетают птицы.

Воспитатель: Правильно, ребята. Именно весной, птицы возвращаются из теплых краев, принося весну на своих крыльях. Назовите птиц, которые прилетают к нам из теплых стран.

Дети: Грачи, скворцы, кукушки, ласточки.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Хорошо – плохо»

Воспитатель: Скажите, что хорошего в том, что птицы улетают от нас?

Дети: Зимой холодно в наших краях, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Птицам нечем питаться, потому что все насекомые зимой спят, а в тёплых краях насекомые водятся круглый год.

Воспитатель: Что плохого в том, что птицы улетают от нас?

Дети: Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие птицы, не выдерживают трудного перелета, погибают в пути.

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем составить описательный рассказ о птицах, которые к нам прилетают. Сначала мы составим его вместе. Поможет нам в этом данная схема (вывешиваю мнемотаблицу). А затем вы попробуете составить рассказ сами. Давайте составим рассказ о …

Ребенок: Кукушке.

Воспитатель: По каждому пункту схемы нужно составить по одному – два предложения. Итак, первый пункт – Кто это?

Ребенок: Это кукушка.

Воспитатель: Второй пункт – Назовите части тела.

Ребенок: У кукушки есть голова, глаза, клюв, туловище, хвост, крылья, ноги.

Воспитатель: Какая кукушка птица дикая или домашняя?

Ребенок: Кукушка дикая птица.

Воспитатель: Кукушка зимующая или перелетная птица?

Ребенок: Кукушка перелетная птица.

Воспитатель: Где живет кукушка?

Ребенок: Кукушка живет в лесу и не вьет гнезда.

Воспитатель: Чем питается кукушка?

Ребенок: Кукушка питается насекомыми и червями.

Воспитатель: Как называют птенцов кукушки?

Ребенок: Птенцы кукушки – кукушата.

Воспитатель: Послушайте, какой рассказ у нас получился.

Это кукушка. У нее есть голова, глаза, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги.

Кукушка дикая птица и она перелетная. Кукушка живет в лесу и не вьет гнезда. Кукушка питается насекомыми и червями. У кукушки птенцы – кукушата.

А теперь попробуйте составить рассказ сами о…

Ребенок: Скворце.

Воспитатель: Итак, кто это? Какие части тела у него есть? Какая это птица : дикая или домашняя; зимующая или перелетная. Где живет, чем питается? Как называют птенцов?

Кто-то начнет, кто-то продолжит, а кто-то закончит. Начинает рассказ…

1 ребенок у доски: Это скворец. У скворца есть голова, глаза, клюв, туловище, крылья, хвостик, ноги.

Воспитатель: Продолжит …

2 ребенок у доски: Скворец дикая птица и она перелетная. Скворец живет в скворечнике.

Воспитатель: Закончит…

3 ребенок у доски: Скворец питается насекомыми и плодами растений. У скворца птенцы – скворчата.

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательный получился рассказ.

Воспитатель: Мы с вами сейчас представим, как происходит перелёт птичьих стай и поиграем в игру «Весна-зима».

- Пригреет солнце на горе, птицы сразу во дворе (дети бегут к солнышку);

- Если снег на улице и погода хмурится, птицы вмиг пугаются, в стаи собираются (дети бегут к снежинке).

(в конце игры дети находятся около солнышка).

Воспитатель:

Присядьте рядышком друг с другом,

Словно месяц полукругом.

Беседа по теме «Перелетные птицы»

Воспитатель: Разнообразен птичий мир! Радуясь весне и теплу, они улучшают настроение нам своими птичьими песнями. Ребята, а зачем птицы возвращаются к нам?

Ребенок: Продолжить свой род.

Воспитатель: Прилетев, птицы ищут место для гнезда– в дупле, скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т. д. Собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом (показываю гнездо). Затем мама – птица откладывает в готовое гнездо яички и садится на них. А сейчас вы узнаете, как появляются на свет птенцы. Я расскажу вам о чудесном превращении. Что я держу в руках?

Ребенок: Яйцо.

Воспитатель: Яйцо – это жизнь. Самочка птицы откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.

Познавательная деятельность детей. Ознакомление со строением яйца.

Воспитатель: А чьё яйцо у меня в руках?

Ребенок: Яйцо курицы.

Воспитатель: Посмотрите, какое оно красивое. Скажите, что есть у яйца?

Ребенок: У яйца есть скорлупа.

Воспитатель: А какая она, рассмотрим с помощью лупы. (рассматриваем)

Ребенок: У скорлупы есть крошечные отверстия, через которые внутрь проходит воздух.

Воспитатель: А сейчас посмотрим, что находится внутри скорлупы (аккуратно разбить яйцо). Что это жёлтенькое?

Ребенок: Это желток.

Воспитатель: В желтке есть зародыш, который от тепла будет развиваться, развившись, этот зародыш превратится в птицу. А что еще есть внутри скорлупы?

Ребенок: Белок.

Воспитатель: Белок содержит необходимый запас воды и питательные вещества, которые необходимы для развития зародыша. Чтобы проверить, все ли яйца так устроены, можем мы пойти в лес и проверить яйца птиц?

Ребенок: Нельзя. Из яиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу.

Воспитатель: Вы все правильно сказали, молодцы.

Беседа «Сохраним птиц»

Воспитатель: Ребята, а что произойдёт, если птицы не вернутся к нам?

Дети: Экологическая беда.

Воспитатель: Что это значит?

Дети: Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.

Мы никогда не услышим их чудесных песен.

Воспитатель: Все верно вы сказали.

А сейчас поиграем в игру «Летает - не летает».

Воспитатель: (после игры).

Присядьте рядышком друг с другом,

Словно месяц полукругом.

Воспитатель: Скажите, ребята, что значит беречь птиц?

Дети: Например, делать домики для птиц.

Воспитатель: Сейчас вашему вниманию предлагается сценка

«Случай в апреле».

Воспитатель: Этот случай был в апреле. С юга птицы прилетели. Тает снег, а воробья выгоняют из жилья.

Скворец: Убирайся вон, задира!

Воспитатель: Просвистел ему скворец.

Воробей: Ни за что! Моя квартира! Я не временный жилец! Я тут вьюги и мороз Терпеливо перенес. А сейчас под этой кровлей Для семьи гнездо готовлю И не тронусь, Хоть убей!

Воспитатель: Прочирикал воробей.

Скворец: Не упрямься! Мне в наследство Этот дом остался с детства, Вылетай! Мой клюв остер. А не то…

Воспитатель: Но тут во двор Со скворечней Миша вышел, И приветливо сказал:

Миша: Я, друзья, сердечно рад. Охраняйте вместе сад. (садится на стульчик)

Воспитатель: Только Миша шмыг домой,

Воробьишко удалой в новый дом переселился.

И с соседом помирился.

(Остаются с детьми).

Рассматривание скворечника

Воспитатель: Посмотрите ребята, какой замечательный домик сделал ваш папа. Как он называется?

Дети: Скворечник.

Воспитатель: Ведь птицы уже спешат к нам с юга. Скворушки, воробышки поселятся в нем. Выстелют его мягким пухом, мхом, травинками и отложат свои яйца. А из яиц появятся маленькие скворчата, воробьята и будут целыми днями они летать, искать, таскать своим птенцам червяков или гусениц.

Ребенок:

А сегодня в день весенний,

Справим птичье новоселье.

Этот домик мы все вместе,

На берёзоньку повесим.

Мы, ребята – дошколята

Приглашаем всех пернатых,

Прилетайте, кто захочет.

Мы вас любим очень – очень.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимались сегодня?

Дети: Говорили о перелетных птицах, составляли рассказы, рассматривали яичко, играли.

Воспитатель: Мне понравилось, как вы работали сегодня: внимательно слушали, думали, активно отвечали на вопросы. Молодцы!

А теперь, ребята, пришла пора возвращаться в детский сад. Осторожно переходите по мостику через ручей, перешагните через дерево, поваленное сильным ураганом, пройдите по узкой лесной тропинке. Вот мы и в группе.

Скажем нашим гостям: до свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД с использованием игровой технологии по теме «Перелетные птицы» в подготовительной группе «Чудеса на небесах» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 станицы Северской муниципального образования.

Конспект НОД образовательной области «Познание» в средней группе «Перелетные птицы» Конспект НОД образовательной области «Познание» на тему «Перелетные птицы» в средней группе Цель: познакомить воспитанников с перелетными.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы» Конспект НОД в подготовительной группе «Перелетные птицы» Цель: закреплять знания детей о перелетных птицах Задачи: -обобщить представление.

Конспект НОД по экологии с использованием социо-игровой методики «Перелетные и зимующие птицы» Конспект НОД по экологии, с использованием социо-игровой методики. Тема: «Перелетные и зимующие птицы» Автор: Ковальская Елена Сергеевна.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе детского сада «Перелетные птицы»Конспект занятия по аппликации в старшей группе детского сада «Перелетные птицы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Перелетные птицы» Задачи: 1. Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, 2. Развивать активный и пассивный словарь детей;.

«Зимующие и перелетные птицы». Конспект занятия по экологии Составила: воспитатель Артамонова Татьяна Васильевна (старшая группа) Тема: зимующие и перелетные птицы Цель:1. Учить детей различать.

Конспект занятия в старшей группе «Перелетные и зимующие птицы»Конспект занятия в старшей группе «Перелетные и зимующие птицы» Конспект занятия в старшей группе по технологии деятельностного подхода, соответствует ФГОС. Тема: «Перелетные и зимующие птицы» Составила.

Конспект занятия в старшей группе по экологии «Перелетные птицы» Цели : 1. Расширять и обобщать знания детей о прилете птиц. 2. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Перелетные птицы. Среда обитания» Цель: всестороннее гармоничное развитие личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей. Воспитание уважения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии «Перелетные птицы» в старшей группе
Опубликовано: 29 мая 2017 в 10:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД