Ольга Горбенок
Конспект занятия в старшей группе «Перелетные и зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по технологии деятельностного подхода, соответствует ФГОС.
Тема: «Перелетные и зимующие птицы»
Составила воспитатель высшей категории Горбенок Ольга Александровна «Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 34 города Владивостока»
Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Перелетные и зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Время занятия : 30 минут.
Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
- расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;
-способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;
- воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.
Речевое развитие:
- совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;
- упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;
- активизировать словарь: зимующие, перелетные.
Художественно-эстетическое развитие:
- упражнять в раскрашивании, не выходя за контур.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.
Ход занятия:
Дети находятся в группе с воспитателем.
Организационный момент: (1 мин)
Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Маланья». По ходу игры все дети становятся в круг.
I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)
- Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик
(демонстрирую детям перья различных птиц).
Дети: - Перья.
- Ребята, а чьи это перья?
Дети:- Птичьи.
- Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые прилетают к нам весной и вспомним тех, которые зимовали с нами.
Предлагаю сесть на стульчики.
II.Актуализация знаний. (8 мин)
- А как вы думаете, зачем птицам перья?
Ответы детей.
- (Обобщаю ответы) перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.
- Где же можно встретить птиц?
Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)
- Расскажите, где живут птицы?
Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)
-Кто скажет, чем похожи птицы?
Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)
- Уже наступила весна и птицы возвращаются с юга. Эти птицы называются….
Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.
- Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?
Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие, повторить 2 раза.
- Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).
Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.
-Каких из них вы знаете, назовите.
Ответы детей.
- Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.
Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.
-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).
Дети: - Перелетные птицы.
-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).
Дети: - Зимующие птицы.
- Молодцы, правильно догадались.
-Давайте разделимся на 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.
Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.
Например:
Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой…. и т. д.
Все дети становятся возле знаков.
- Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.
Положите картинки возле знаков. (Фото № 2)
- Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?
Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)
III Затруднение ситуации (1 мин)
- Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?
Ответы детей.
- Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?
IV Введение нового (1 мин)
Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.
- Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.
- У меня есть магнит. (Показываю детям).
-Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?
Дети предлагают разные варианты действия магнита.
- Давайте попробуем.
V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)
Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.
-Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц. (Фото № 1)
- А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.
- Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.
- Поиграем?
Дидактическая игра «назови ласково».
- Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.
- Воробей. Дети: - Воробышек.
- Синица. Дети: - Синичка.
- Галка. Дети: - Галчонок, галочка.
- Журавль. Дети: - Журавушка. И т. д.
-Молодцы!
- А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.
-У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.
- У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.
- У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.
- У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.
- Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.
- Корова мычит, а птицы….
Дети произносят разные звуки.
Включаю аудиозапись «Голоса птиц».
- Какие звуки вы услышали?
Дети подражают голосам птиц :- Чик-чирик, Кар-кар…и т. д.
-Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:
Гуси – гогочут.
- Воробей?
Дети: - чирикает.
Дальше называю птицу, а дети называют какой звук произносит птица, если затрудняются, помогаю. Со всеми детьми повторяем.
-Ворона – каркает.
- Дятел – стучит.
-Кукушка – кукует.
- Сова – ухает.
- Сорока – стрекочет.
-Соловей – поет.
- Голубь – воркует.
- Ласточка – щебечет.
- Журавль – курлычет. И т. д.
(Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.)
- А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.
Физкультминутка. (1 мин)
- Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.
Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.
Разминка:
Летели птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели. (Дети бегут и машут руками) Как они садились, все люди дивились. (Дети садятся на корточки)
Сели, посидели, взвились, полети.
Летели, летели, в небе песни пели. (Дети бегут и машут руками).
- Молодцы!
Работа в командах. (2 мин)
- Ребята, а вы знаете, что едят птицы?
Ответы детей.
- Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов, и ранней весной, когда мало корма.
Мы с вами должны помогать пернатым друзьям. А как мы можем помочь?
Ответы детей.
- Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.
Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.
- Лакомство для птиц отложите в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.
- Разделимся на 2 команды (мальчики и девочки).
Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т. д.
- Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. (Фото № 3)
- Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Рефлексия. (3 мин)
- Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.
Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.
Работа индивидуально. (Фото № 4)
- Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?
V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)
- Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)
- Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.
- А теперь
Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске, просит детей подойти.
Воспитатель просит детей оценить свою работу и работы других ребят.
Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка.
Список использованной методической литературы:
О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Сфера, 2015
О. С. Ушакова «Придумай слово», Москва: Просвещение, 1996
О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Литера, 2015
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Мозаика-Синтез, 2014
Хрестоматия для детей старшего возраста, Москва, 2000
О. А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Москва, 2016
О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников) Сфера 2016
Интернет ресурсы.