Ирина оленина
Проект «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
«По дорогам сказок»
Вид: творческий
Продолжительность: долгосрочный: 11 января - 31 мая.
Участники: дети старшей группы 20, их родители, педагоги, специалисты МДОУ, библиотекарь.
Актуальность: Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ними на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образ, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно- здоровой личности ребенка.
Публикация «Проект „По дорогам сказок“» размещена в разделах
Сказка - средство эмоционально- волевого развития и духовно- нравственного воспитания дошкольников. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно- нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно- нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное развиваются всесторонне.
Проблема: В настоящее время, многие родители заменяют чтение русских народных и авторских сказок мультфильмами, гаджетами, что снижает уровень общения между детьми и родителями. Дети хорошо воспринимают как русские народные, так и авторские сказки благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям. Таким образом, было принято решение о разработке и реализации проекта «По дорогам сказок».
Цель: способствовать приобщению детей к художественной литературе на примере сказок, приобщение детей к театральному искусству
Задачи:
1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название сказки, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.
2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов.
3. Закреплять и совершенствовать умения использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения)
4. Воспитывать звуковую культуру речи, чувства дружбы, умение уступать, договариваться.
5. Дать детям понятие, что такое театр
6. Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.
Формы реализации проекта :
-Знакомство с проектом
-Беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ».
-Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, авторских).
-Рассматривание иллюстраций художников к сказкам, видов театра, портретов актеров
-Пересказ прочитанных произведений.
-Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками.
-Инсценировки сказок, игры- драматизации.
-Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.
-Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
-Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.
-Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствие с возрастом).
-Загадки о сказках, героях сказок.
-Викторина по сказкам.
Оборудование: Иллюстрации к сказкам, художественная литература, музыкальные произведения, мультимедийная презентация по теме «Что за прелесть эти сказки!»,
цветная и тонированная бумага, пластилин, краски, кисти, клей, цветные карандаши.
Конечный продукт проекта :
- Выставка детских работ;
- Книжки-сказки, сделанные руками родителей с детьми: «Моя любимая сказка».
-Викторина по сказкам;
- Театрализация сказки «Теремок»;
Предполагаемый результат.
Дети должны:
-проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
-называть прочитанные сказочные произведения, рассказывать сказки, оценивать поступки героев, давать им характеристику;
-знать различные виды театров и уметь показывать их;
-уметь использовать различные средства выразительности;
-уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Этапы проекта :
1. Подготовительный
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
-Подготовка материалов: картинки и иллюстрации к сказкам.
-Разработка конспектов, сценариев.
-Привлечение родителей к изготовлению костюмов.
2. Основной этап:
Работа с родителями 1. Выставка в книжном уголке иллюстраций, книг с русскими
народными сказками (принесенными из дома).
2. Консультация: «Особенности чтения сказок о животных»
3. Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок, совместное участие родителей и детей в них.
4. Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок).
5. Консультация: «Как подружить ребенка с книгой»
6. Консультация: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
7. Папка-передвижка «Растим будущего читателя»
8. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
9. Создание совместной книги с детьми по мотивам русской народной сказки (по выбору ребенка)
Работа с детьми Январь
Проведение НОД в образовательной области тема
«Страна сказок»
1. Чтение и обсуждение р. н. сказок.
2. Чтение художественного произведения: «Как аукнется, так и откликнется» по мотивам сказки «АЙОГА»
Е. Благинина, «Посидим в тишине».
3. Чтение сказки Ш. Перро «Золушка».
4. Беседа «Русские народные сказки»
5. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».
6. Дидактическая игра: «Угадай сказку.»
Февраль
7. Чтение сказки : «Дюймовочка»
8. Беседа о «Книжном магазине».
9. Организация сюжетно – ролевой игры «Книжный магазин», создание атрибутов к сюжетно – ролевым играм. .
10. Организация свободной художественной творческой деятельности детей (рисование с использованием трафаретов, раскраски по русским народным и авторским сказкам)
Март
1. Образовательная деятельность
Тема: «Пересказ по произведению русской народной сказки «У страха глаза велики».
2. Вечер загадок.
3. Экскурсия в городскую библиотеку «Мульти-викторина» (по сказкам)
4. Дидактическая игра: «Чьи слова», «Угадай сказку»
5. Проведение НОД в образовательной области тема
«В гостях у сказки»
«Художественное творчество» :
• Аппликация (нетрадиционная техника – обрывание) «Мишка косолапый»
• Рисование: «Три медведя»
• Лепка: «Медвежонок воображуля»
Апрель
6. Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Проведение НОД в образовательной области тема «Путешествие в театр»
7. Организация свободной художественной творческой деятельности детей (рисование с использованием трафаретов, раскраски по русским народным и авторским сказкам)
«Художественное творчество»
Онлайн – занятия с родителями:
Лепка из пластилина «Лиса»
Рисование методом тычка «Медведь»
Познание. Конструктивно-исследовательская деятельность. Оригами. «Зайчик»
Май
8. Театрализация сказки : «Заюшкина избушка» для детей младшей группы.
Презентация «Путешествие в страну сказок»
9. Викторина «По дорогам сказок».
Заключительный этап:
-Оформление выставки детских работ: рисунки, аппликация,
Лепка, поделки из бросового материала;
-Выставка самодельных совместных книг по мотивам русских народных сказок;
-Открытый показ инсценировки - сказки «Заюшкина избушка».
Ожидаемый результат:
- Дети научатся думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.
- Сформируется внимательное и уважительное отношение друг к другу и взрослым, желание оказывать им помощь.
-У родителей воспитанников появится заинтересованность в более тесном сотрудничестве с ДОУ, в развитии творческих способностей детей.
- Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей духовно –нравственных чувств.
-Желание посещать театры
Вывод: Проект направлен на духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Цель и задачи проекта достигнуты. В ходе проведенных мероприятий дети приобщились к высокохудожественной литературе, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, посещению театра, осознали роль сказки в нравственно- эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
Литература
1. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» Куревина О. А. М., 2003г.
2. Короткова Л. Д. Сказкотерапия. Москва, 2005г.
3. Ледяйкина Е. Г., Топникова Л. А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002г.
4. «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого» Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. ,М. 2003г.
5. Панфилова М. А. Коррекционные сказки. Москва 2008
6. Петрова Т. Н., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
7. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 20011г.
8. Шорохова О. А. Играем в сказку. Москва 2006г.