Инна Вендина
Проект по духовно-нравственное воспитание дошкольников «Старость нужно уважать! Знания — сила! Память — бесценна!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» г. Тамбов
Проект по Духовно-нравственное воспитание дошкольников
«Старость нужно уважать! Знания – сила! Память - бесценна!»
Разработала:
Воспитатель – Вендина Инна Александровна
Тамбов - 2022 г.
Зачем нужно духовно нравственное воспитание ребенку?
Любой педагог знаком с этими словами:
Публикация «Проект по духовно-нравственное воспитание дошкольников „Старость нужно уважать! Знания — сила! Память — бесценна!“» размещена в разделах
- День пожилых людей, День бабушек и дедушек
- День пожилых людей. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
«Духовно –нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью»
К. Ушинский.
Вид проекта - практико-ориентированный
Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Продолжительность: 26 сентября - 30сентября 2022
Актуальность проекта :
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно - нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Сегодня очень актуальна проблема общения и уважения старшего населения. На сегодняшний день люди привыкли не замечать никого и ничего вокруг себя, а пожилым людям так хочется внимания со стороны молодых. Чем раньше мы познакомим ребенка с его корнями, научим его уважать и помогать своим бабушкам и дедушкам, чаще с ними общаться, тем больше в мире станет доброты и уважения людей друг к другу. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей уважать старших, уступать место пожилому человеку, помогать. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях и знании истории родного края.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону раннего интеллектуального развития, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Знания пожилого поколения – это бесценный клад, который, к сожалению, все чаще игнорируется подрастающим поколением, воспринимается как «пережиток прошлого», что несомненно обедняет эмоциональный фон детей и нивелирует подвиги и опыт передачи знаний и умений людей, которые несут в себе бесценный богах накопленного за жизнь «духовного сундучка».
Им есть что рассказать, что показать и чем поделиться!
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
И никто лучше, как пожилое поколение может донести до детей истоки происхождения таких понятий, которые идут от «сердца», как подвиг, долг, честь, уважение и т. д.
С помощью пожилого поколения мы должны углубить знания детей о семейных традициях, воспитать в детях в первую очередь любовь и уважение, сочувствие и сопереживание к близким и таким ранимым людям.
А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к культуре и традициям, заложить в их сознание фундамент духовных и эстетических ценностей.
Цель проекта :
Сконцентрировать особое внимание на укреплении связей между родителями, детьми, бабушками, дедушками. Их совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить времяпрепровождение смыслом, вывести новые ценностные ориентиры.
Задачи реализации проекта :
Образовательные:
- формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина своей великой страны;
- формирование уважения к другому человеку;
- занокомство ребенка и корнями собственного рода. ;
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- формирование у детей любви и сострадания к другому человеку;
- формирование навыков помогать, видеть, когда человеку что-то требуется, не отворачиваться от трудностей и сходить на пол пути;
- активизировать общение с родителеями, близкими родственниками;
- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Развивающие:
- расширить словарный запас вежливых слов;
- сформировать стойкий познавательный интерес;
- развить творческие способности ребенка через разнообразные виды деятельности;
Воспитательные :
- воспитать вежливое и уважительное отношение к пожилым людям;
- воспитать умение слушать и слышать.
Ожидаемые результаты:
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре пожилого поколения, их традициям, быту, семейному укладу;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства детского дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Аннотация проекта :
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в учреждении программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Механизмы реализации:
- активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- формирование партнерского сообщества воспитателей, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию;
Методы реализации:
1. Наглядный (презентация, иллюстрации, целевые прогулки, дидактические игры, личный наглядный материал).
2. Словесно-образный (чтение книг по тематике, рассматривание наглядного материала, беседы, ответы на вопросы, проведение викторин).
3. Практический (рисование, лепка, игры, постановка сцен, изготовление лед-буков).
Принципы реализация:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность.
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении на основе сотрудничества.
Этапы реализации:
Построен на прохождении пяти основных этапов:
1. «Книги, в которых живут наши любимые дедушки и бабушки»
сюжетно-ролевые игры - «Семья» «Бабушка готовит обед», «Дедушка заболел», «Поможем бабушке испечь пирог»
Позволяет воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, побуждает детей к проявлению доброты, сочувствия и помощи бабушкам и дедушкам, вызывает у детей эмоциональный отклик, формировать доброжелательность в общении, прививать уважение, заботливое отношение к пожилым людям.
2.«Любимые сказки моей бабушки»
совместное чтение книг, героями которых являются наши любимые бабушки и дедушки;
Чтение художественных произведений: «Бабушкины руки» Л. Квитко, рассказы «Печенье», «По улице шли…» В. Осеевой, «Дедуля» Т. Боковой, «Загадка» Е. Благининой.
Позволяет увидеть сквозь строки словесное описание доброты, заботы, проявление простых человеческих качеств в различных ситуациях.
3. «Блины, пирожки и оладья – золотые руки бабушки!»
проведение викторины «Внуки пирожки хотят, бабушки на помощь спешат».
В конце викторины каждый ребенок говорит ласковое слово в адрес бабушки.
Позволяет сплотить детей на выполнение общей задачи, вспомнить, какие самые вкусные и самые любимые у каждого ребенка пирожки, которые печет бабушка, побуждение к добрым дейсвитям и поступкам.
4. «Память бесценна! Знания - сила!»
тематический вечер «Подвиги и награды пожилого поколения».
Бабушки и дедушки откликнулись на наши просьбы и поделились своими орденами и медалями, и мы конечно же с уважением и гордостью отнеслись к подвигам и заслуженным медалям.
Знакомимся с боевыми наградами, которыми награждали воинов Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, воспитываем уважение к ратным подвигам, гордость за свой народ, любовь к родине.
5. «Совместное фото – духовная связь»
фотогалерея на тему совместных фотографий с нашими родными и любимыми бабушками и дедушками.
Родители поделились с нами прекрасными семейными фото детей с бабушками и дедушками, из которых был создана небольшая выставка. Мы ее рассматривали с ребятами и вспоминали хорошие моменты.
Расширяем познавательную активность детей посредством ознакомления с фото в разных временных отрезках, соединение на фото трех и более поколений одной семьи.
Необходимые ресурсы:
- оформление групповой ячейки;
- подбор литературы по теме (сказки, иллюстрации);
- подготовка материала для продуктивной деятельности;
- подборка подвижных игр.
Критерии оценивания:
Удовлетворенность родителей результатом работы совместной работы (предоставление фото и видеоматериалов по проделанной работе).
Выводы:
Данный проект проводился в системе совместной деятельности с детьми по всем образовательным областям.
Это помогает создать условия, для того, чтобы каждый ребёнок вырос умным, добрым, мог жить, учиться и трудиться в современном обществе, опираясь на опыт предыдущего поколения и неся свое «доброе сердце» в свою самостоятельную жизнь.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а воспитатель помогает создать личностно-ориентированную образовательную среду для развивающего взаимодействия детей, их родителей и педагогов.
В целом проект с детьми и родителями, имеет прогрессивный характер и позволяет не только давать знания детям в этом направлении, но и толчок для развития будущих патриотов нашей страны.
В детях закладываются основные ценности: добра, любви, ответственности, нравственного сознания, которые в дальнейшем будут положительно влиять на становление уже взрослой личности.