Валентина Николаевна Шошина
Проект по формированию элементарных математических представлений «Математические фризы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
Проектная деятельность повышает мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
Публикация «Проект по формированию элементарных математических представлений „Математические фризы“» размещена в разделах
В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Поэтому мы подобрали соответствующие дидактические игры и проиграли их вместе с детьми и родителями на презентации проекта.
В этом году нам было предложено совместно с родителями изготовить числовой фриз.
Числовой фриз – это последовательность страниц, расположенных в порядке возрастания представленных на них чисел. Каждая страница – это тематический коллаж. Сюда же помещены интересные картинки или рисунки детей. Обязательно помещается соответствующая цифра, исполненная в разной технике (из разного материала, разного размера и цвета. Это дидактическое пособие, сделанное совместно с детьми, дети активно используют в самостоятельной деятельности. Мы подобрали к числовым фризам дидактические игры.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.
Цель проекта : повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, развитие сенсорных эталонов, навыков и умений детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира.
2. Продолжать учить соотносить числа с количеством и цифрой;
3. Закрепить знания последовательности чисел в натуральном ряду (от 1 до 10), упражнять в количественном счёте.
Развивающие:
1. Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
2. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
3. Способствовать увеличению объема внимания и памяти;
4. Способствовать формированию мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
5. Способствовать развитию образного и вариативного мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения.
6. Способствовать развитию слухового, сенсорного и зрительного восприятия.
7. Содействовать развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительные качества личности: целеустремлённость, взаимовыручку, дисциплинированность;
2. Способствовать умению понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
3. Прививать навыки адекватного поведения в игровой ситуации.
Ожидаемый результат:
Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей, изготовление числовых фризов, будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей :
• У детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
• У ребят совершенствуются сенсорный опыт, навыки счета прямого и обратного;
• Совершенствуются свойства мышления, внимания и памяти;
• Воспитанники стремятся к достижению поставленной цели.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный.
• Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
• Выявление проблемы.
• Создание условий для организации и проведения проекта.
• Подбор материалов для реализации проекта, изготовление числовых фризов и отбор дидактических игр и пособий.
2 этап. Реализация проекта.
• Проведение ООД.
• Беседы с детьми.
• Рассматривание иллюстраций, картинок, пополнение кругозора математическими знаниями.
• Чтение сказок, загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок.
• Использование физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр во всех видах деятельности.
• Проведение дидактических и настольно-печатных игр: «Много, мало, один», «Найди пару», «Достань из мешочка», «Лесная полянка», «Цифровые пазлы», «Лифт» (порядковый счёт, «Угощение», «Магазин игрушек», «Математическая лепка», «У кого столько же?», «Утро, день, вечер, ночь», засели цифры в домик», «Рыбалка», «Арифметика на магнитах» (закрепление счёта).
• Проведение интеллектуальных игр: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Напиши пропущенную цифру».
3 этап. Завершающая часть.
• Изготовление числовых фризов.
• Презентация итогов проекта родителям на заседании детско-родительского клуба «Содружество».
Итог проекта :
1. В конце проекта количество вопросов возросло, потребность получить ответы методом проб укрепилось, действия детей стали более целенаправленными.
2. Появились попытки работать самостоятельно.
3. Развиваются объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений.
4. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
Игротека детей и родителей
«Мы играем в цифровые фризы»
Игра - соревнование двух команд
Родители и дети делятся на две команды. Команда детей называется «Цифрята», команда родителей «Математики». За каждое правильно выполненное задание команда получает балл. А так же презентация числовых фризов.
Цифра 1 – загадка от Лёши.
1 игра : «Много, мало, один». (Проводит Жанар Шелкаровна,мама Самата)
У детей по 3 карточки с шарами. Взрослый говорит «много» и дети показывают карточку, на которой нарисовано 7 шаров, «мало» - карточка с 3 шарами и «один» - карточка, где 1 шар.
вариант 2 «Какой игрушки не стало?»
Дети закрывают глаза, ведущий убирает игрушку. Дети открывают глаза и определяют, какой игрушки не стало. Например, не стало мяча. Сколько игрушек пропало? – Одна.
Цифра 2 – загадка от Арины.
2 игра :«Достань из мешочка» (Проводит мама Димы)
У взрослого в мешочке камешки. Он предлагает ребенку достать из мешочка два камушка. Игра повторяется с другими детьми.
Стих игра: А спрошу ка я сперва, поиграем с цифрой 2?
Задаю я вам вопрос: Сколько ушек на макушке? – Ушка два.
А сколько глаз? – у меня два и у вас,
Ручек сколько? Ножек сколько?
Цифра 3 – загадка от Варвары.
3. Игра: «Лесная полянка» (Проводит мама Саши).
Ребенку предлагается картинка с изображением лесной полянки, (фланолеграф).
Ход игры:
Участвуют 2 ребёнка. Взрослый предлагает ребенку посадить лес Первое задание:1) Первый ребёнок ставит три ёлки.
2) второй три берёзы, сосчитайте, сколько ёлок и сколько берёз на полянке.
Второе задание расставить повесить три шишки на третью елку, посадить три гриба под третью берёзу
Цифра 4 – загадка от Кирилла
4 Игра: «Найди столько же» (Проводит мамам Вари)
Взрослый предлагает ребенку картинку с изображенными 4 предметами и просит ребенка сосчитать предметы и найти другую карточку с таким же количеством предметов. Игра продолжается с 4 детьми.
Сколько ушек у подушки? Показ маленькой подушечки (Думочки….
Сколько ножек у стола? – показ ножек и их пересчёт.
цифра 5 – загадка от Даня С.
5 Игра: «Пазлы» (Проводит мама Семена Щ.)
Цифра 5 разделена (разрезана) на 5 частей. Каждую часть взрослый отдаёт одному ребёнку, всего участвует 5 детей. Дети собирают цифру сообща на столе.
Цифра 6. загадка от Дани Ш.
6 Игра :«Лифт»
Дидактические задачи: закреплять прямой и обратный счет до 7, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй)
Ход игры.
родителям предлагается помочь кошке подняться и опустится на нужный этаж, считать этажи, узнать.
Цифра 7. Загадка от Артёма
7. Игра «Угощение» (Д/и «День рождения»)
Родители рассматривают картинку с изображением накрытого стола. Воспитатель предлагает посчитать, сколько гостей придет в гости, сколько чашек и тарелок, сколько угощений надо приготовить … и т. п.
Цифра 8. Загадка от Захара
8. Игра «Магазин»
родителям отправиться в магазин. На доске висит игровой щит – магазин. Дети подходят к полкам с игрушками - витринам. Игрушки стоят на верхней, средней и нижней полках. Рядом с игрушками стоят карточки с цифрами – цена игрушки. Дети по своим карточкам – деньгам покупают игрушку. Купить можно только то, что правильно скажешь где стоит и что стоит 8 рублей.
Цифра 9. Загадка от Семёна С.
9 Игра «Лепка»
Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру. превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей. Выкладывание цифры из ниточек.
Варианты игры: лепка девяти шариков, выкладывание цифры.
Цифра 10. Загадка от Лизы
10. Игра «Собери из палочек» Сложить домик или звезду из счётных палочек.
11. Игра «Рыбак и рыбки» (Закрепление счета).
Дидактические задачи: сравнение двух групп предметов, закрепление образа цифр.
Оборудование: удочка, медальки с кружочками, цифры.
Ход игры.
Стулья стоят по кругу, их столько же, сколько детей. Стулья — это «камешки» на дне реки, за которыми будут прятаться «рыбки», ребенку даются медальки с кружочками до 10. Один ребенок — «рыбак». Он приходит на берег с удочкой. «Рыбки» свободно плавают. По сигналу: «Идет рыбак!» — «рыбки» уплывают и прячутся за «камешки». Ребенок должен найти свой дом.
Воспитатель говорит: «За этим камешком спряталась рыбка, и за этим камешком спряталась рыбка. Чего больше, чего меньше: рыбок или камешков?»
После ответов детей игра повторяется с родителями. Меняется очерёдность «камешков» и их количество.
12. Подведение итогов встречи.
Подсчет очков. Награждение команд.