Ирина Никитина
Проект по художественно-эстетическому развитию «Учимся лепить» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, гибкости, точности в выполнении работы.
Публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию „Учимся лепить“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Лепка – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и искусстве.
Непосредственный контакт ребёнка с материалом (пластилином, тестом) элементарные опыты с ним позволяют знать свойства материала (пластилина) качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.
Актуальность
В настоящее время специалисты, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. (мелкая моторика).
Схема Пенфилда (канадский нейрохирург) показывает, что проекция пальцев кисти руки находится в непосредственной близости к речевому двигательному центру Брока (участка коры головного мозга, находящийся в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария, работой которого обеспечивается моторная организация речи). Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка и позволяет учёным отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга. Именно несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не даёт ребёнку овладеть письмом, рисованием и другими важными трудовыми навыками. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.
На занятиях по лепке дети испытывают наслаждение, у них появляется благоприятный эмоциональный настрой при выполнении работы, что очень важно для общего развития ребёнка. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивается фантазия, внимание, логическое мышление. Главное заинтересовать ребёнка, поддержать его. В процессе лепки постепенно образуется система специальных навыков и умений. Основным материалом в лепке является пластилин разного цвета, а основным инструментом - руки.
Занятия лепкой в возрасте 3-4 лет одновременно являются занятиями по развитию речи, так как в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Цели и задачи
-Показать детям разнообразие пластических материалов (пластилин, соленое тесто, познакомить с их свойствами
-Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье».
-Формирование интереса к работе с пластилином (тестом).
-Развитие мелкой моторики.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность
Используемые приемы лепки
Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.
Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Сплющивание — сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Большой кусок придавливают ладонями (под давлением веса тела) к плоской поверхности.
Подготовка к работе:
1. Подготовить рабочее место: на стол постелить клеёнку, раздать пластилин.
2. Подготовить влажные салфетки, чтобы малыши могли вытирать руки
Сюжеты поделок:
В занятиях с детьми раннего возраста используются простые сюжеты, близкие и понятные опыту детей.
Организация занятий:
Занятия проводятся индивидуально или в небольшой группе. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку. Вначале длительность занятий составляет около 10—15 минут, постепенно время их проведения можно увеличить. Чтобы закрепить навыки малышей, рекомендуется повторять один и тот же сюжет несколько раз, используя его на разных занятиях. Занятия проходят в виде игры и сопровождаются комментариями взрослого.
Помощь
Чтобы дать детям представление о новых материалах, о приемах лепки, закрепить новые умения и навыки, необходимо познакомить их с приемами работы с пластичными материалами на практике. Для этого педагог берет руки ребенка и производит нужное действие его руками. При этом педагог подробно комментирует все этапы работы. В дальнейшем дети действуют по показу и словесной инструкции.
Формы организованной образовательной деятельности
Форма проведения занятий: интегрированная форма, совместная деятельность, индивидуальная работа.
Методы и приё мы: наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, игровых ситуаций.
Интеграции образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Материалы и оборудование:
1. Цветной пластилин (тесто)
2. Доска для лепки (или клеёнка)
3. Плотный картон.
4. Стека.
5. Салфетка для рук.
6. Дидактический материал, игрушки и иллюстрации, соответствующие тематике занятия.
ОБЪЕМ НАГРУЗКИ ЗАНЯТИЯ
№ Части занятия Цель Формы работы Продолжительность
1. Мотивация детей Постановка цели индивидуально или группе детей;
- сказочное повествование,
- игровые ситуации,
- группа раннего возраста – 2-3 минуты;
.
2. Пальчиковая гимнастика - Развитие мелкой моторики.
- Разминка суставов кисти.
- Подготовка руки ребенка к движениям необходимым в художественном творчестве.
- проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов - группа раннего возраста – 1 минута;
3. Художественно-изобразительная деятельность -Использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности.
- Формирование у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы.
- Развитие умения передавать эмоции, чувства в практической деятельности. - задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения;
- группа раннего возраста – 4 минуты;
4. Выставка-презентация детских работ - Решение творческих задач.
- Позитивный анализ результатов с позиции оригинальности, выразительности, глубины замысла. - соединение коллективных и индивидуальных форм работы;
- группа раннего возраста – 2 минуты;
Длительность занятий зависит от возраста детей, устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
Этап НАЗВАНИЕ ЭТАПА МЕТОДЫ СРЕДСТВА
I этап Предварительная работа • Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
• Метод эстетического выбора (убеждение красотой, направленный на формирование эстетического вкуса. Беседы, работа с наглядным материалом, наблюдение, экспериментирование.
II этап Вхождение в тему • Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания.
• Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.
• Метод нетривиальных творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности. Игры, экспериментирование с различными материалами, беседы.
III этап Художественно-изобразительная деятельность • Метод разнообразной художественной практики.
• Метод сотворчества с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками
• Метод эвристических и поисковых ситуаций. Работа с материалами, сотворчество, деятельность.
IV этап Выставка-презентация детских работ • Метод эстетического убеждения.
• Метод эстетического выбора (убеждение красотой, направленный на формирование эстетического вкуса.
• Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире. Выставки, вернисажи, совместное обсуждение работ.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
- У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
- Усвоены основные приёмы работы в лепке;
- На достаточном уровне развита мелкая моторика рук;
-Сформирован интерес к работе с пластичными материалами;
Главное значение занятий по лепке состоит в том, что в конце обучения – у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. А движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы. У детей развивается пинцетное хватание (захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью).
В конце учебного года проводится фото выставка детских работ, презентация для родителей с целью подведения итогов реализации проектной деятельности.
Перспективно-тематическое планирование
Месяц Тема занятия Цель
Октябрь «Вот такое тесто!»
Познакомить детей с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Тесто — шлеп-шлеп! Продолжать знакомить детей с тестом, его свойствами; учить шлепать ладонями обеих рук по тесту; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
«Спрячь шарик» Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
«Вот такой пластилин!» Знакомить с пластилином детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
•
Ноябрь
«Пластилиновая мозаика» Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Блинчики»
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Готовим котлеты» Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Покормим курочку» Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Декабрь
«Конфеты на тарелке»
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Снег идет» Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Новогодняя игрушка
«Гриб-мухомор»
Научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Наряжаем
ёлку Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Январь
«Салют» Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7-10 мм, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Божья коровка»
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Ёлочка-красавица, всем ребяткам нравится!» Учить создавать образ ёлочки, ритмического рисунка веточек, направленных книзу в конусе; обучать нанесению ритмического мазка сверху вниз. Развивать мелкую моторику.
Февраль «Дождик-проказник»
Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Солнышко» Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Шубка для ёжика»
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм; учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Хвост с узорами, сапоги со шпорами» Обучать рисованию длинных изогнутых линий с помощью пластилина. Развивать творческие способности.
Март «Цветы для любимой мамочки» Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Красивая тарелка для бабушки» Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику
«Ягодная поляна» Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Витамины в баночке» Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Апрель «Огород» Учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу; формировать интерес к работе с пластилином; учить располагать детали на картинке рядами на равном расстоянии друг от друга; развивать мелкую моторику.
«Шоколад с орехами» Учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу; формировать интерес к работе с пластилином; учить располагать детали на картинке рядами на равном расстоянии друг от друга; развивать мелкую моторику.
«Булка с изюмом» Учить детей вдавливать детали в тестяную основу; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Гусеница» Учить детей вдавливать детали в тестяную основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Май
«Цветок» Продолжать учить детей вдавливать детали в основу из теста в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластичным материалом; учить действовать самостоятельно по готовому образцу; развивать мелкую моторику.
«Букет» Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику.
«Бабочка»
Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику
«Одуванчик» Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавать объемную поделку; формировать интерес к работе с пластичными материалами; развивать мелкую моторику.
«Волшебная картина» Научить детей намазывать пластилин на картон, вдавливать детали в пластилин, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.