Татьяна Чурикова
Проект по камнетерапии «Удивительные камни» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по камнетерапии (средняя группа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 36 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА НОВОПОКРОВСКАЯ
«Художественно - эстетическое развитие»
Тема: «Удивительные камни» (камнетерапия)
Выполнили:
Публикация «Проект по камнетерапии „Удивительные камни“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
педагог-психолог Колесникова Н. В. воспитатель Чурикова Т. В.
2018 г.
Пояснительная записка
На сегодняшний день в системе образования ДОУ в соответствии с ФГОС появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Камнетерапия – доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу человека.
Об этом писал основоположник одного из направлений глубинной психологии, швейцарский психиатр К. Г. Юнг. Эффективность воздействия камня он проверил на своих психотерапевтических сеансах.
Перебирая гладкие камешки в руках, дети успокаиваются и уравновешиваются, а раскладывая камни в узоры, составляя из них мозаики и орнаменты, – учатся осознавать мир, выражать свои мысли и строить логические цепочки.
Игра с камешками помогает снизить тревожность. Дети становятся более коммуникабельными, охотнее идут на контакт со сверстниками и взрослыми.
Камень является для ребенка средством психологической защиты в тревожной для него ситуации общения.
В игре с камнями происходит трансформация негативных переживаний в деятельность. В данном случае - в игру.
Игры с камнями полезно использовать с детьми, имеющими следующие трудности:
• низкий уровень коммуникативно-речевого развития;
•конфликтность, замкнутость, тревожность;
•невротические и эмоциональные расстройства;
•кризисные состояния;
•низкая самооценка.
В отечественной психологической практике накоплен опыт использования камнетерапии в корректирующих целях для работы с детьми. (Н. В. Балабанова, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Е. А. Медведева, И. М. Первушина Е. Е. Свистовская, О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев и др.).
Камнетерапия является одной из форм арт-терапии, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Тип проекта : Художественно-эстетический.
Признак проекта : позновательный.
По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный.
Предмет изучения: предметы неживой природы – камни.
Основные направления проекта :
- познавательно-исследовательское.
- речевое развитие.
- художественно-эстетическое.
Цели и задачи:
1. Познакомить детей со свойствами разных камней.
2. Научить выделять признаки камней, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения для характеристики их особенностей.
3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.
4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного происхождения.
5. Познакомиться с новым - модульным - видом изобразительной техники.
6. Научиться создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).
Методы, используемые в реализации проекта :
• Исследовательские: наблюдения в природе;
• Наглядные: иллюстрации, фото, природные объекты;
• Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)
Формы организации по реализации проекта :
• игровая деятельность: дидактические, подвижные игры;
• художественно-творческая деятельность детей;
• трудовая деятельность (сбор камней на участке детского сада);
• НОД.
Ресурсное обеспечение проекта :
• Методический инструментарий.
• Наглядный материал:
• а) камни настоящие и искуссвенные, на иллюстрациях;
Предполагаемые результаты:
В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:
• Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
• Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
• Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
План реализации проекта :
1 ЭТАП – подготовительный
Деятельность педагога. Деятельность детей. Взаимодействие с семьёй.
1. Подбор литературы о камнях.
2. Выявление уровня знания детей о разнообразии камней.
3. Создание предметно развивающей среды по теме проекта :
- предложить родителям принести камни
2 ЭТАП – реализация проекта
Этапы Формы работы
Беседы «Мир камней», «Какие разные камни», «Эти удивительные камни», «Камни и свойство камней»
Чтение художественной литературы П. П. Бажова "Каменный цветок".
Дидактические игры Игра «Ожившие камни», игра «Строим башенки»,
игра "Что изменилось", игра «Каменный орнамент», игра «Фокусник».
Художественное творчество Выкладывание контурных рисунков камешками.
Итог: Организация выставки «Мир камней».
3 ЭТАП – заключительный.
• Организация выставки «Мир камней».
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра «Ожившие камни».
Правила игры: Для того что бы выбранный вами камень ожил нужно подержать его в ладонях, согреть его своим теплом, чтобы он почувствовал информацию о вас. Подумайте, что может рассказать о вас камень, который вы держите в руках?
Другие камни могут задавать вам вопросы. И так, сейчас мы услышим, что же удалось узнать первому камню. (Участники представляются и говорят информацию о себе от имени камня). При затруднениях можно задавать наводящие вопросы, обращенные к камню :
- Как себя чувствует твоя хозяйка? Чем любит заниматься в свободное время? Что ты узнал о своей хозяйке?
Начинать такую игру лучше с детей активных, чтобы был пример для подражания у других (с заниженной самооценкой или коммуникативно-речевыми трудностями). Если это коррекционная группа детей, то игру начинаю я. А дальше дети подражая мне легко вступают в игру. Рассказывая о себе, о своих положительных качествах от имени камня ребенок повышает свою самооценку. Дальше игра развивается в направлении общении камней друг с другом. Дети предлагают совместные занятия, учатся договариваться, планируют свою деятельность. Игру с камнями можно проводить за столом, на ковре, в песочнице, в сосуде с водой. Существует множество игр с камнями. Дети сами придумывают игры.
Игра «Строим башенки»
Цель: развитие мелкой моторики, исследовательской деятельности, снятие тревожности.
Правила игры:
Детям предлагаются плоские камни из которых нужно построить башенки.
Определить какая башенка получилась выше.
Игра "Что изменилось"
Цель: развитие внимания, зрительной памяти.
Правила игры: на столе разложены несколько (5-7) разных камней (по цвету или рисунку). Ребенок называет каждый камень. После этого взрослый накрывает камни платком (шляпой) и незаметно убирает 1-2 камня (или добавляет еще один камень). Ребенок угадывает что изменилось.
Игра «Каменный орнамент»
Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.
Правила игры: ребенок выбирает понравившийся орнамент, узор, изображенный на бумаге. Нужно составить орнамент из цветной мелкой гальки. Для этого нужно выбрать желаемый цвет. Взрослый спрашивает какого цвета орнамент задумал ребенок.
Игра «Ожившие камни»
Цель: развитие воображения, познавательной активности, связной речи, снятие тревожность и страхов.
Правила игры: ребенку предлагают разрисовать камни с помощью гуаши и кистей (методом тычка).
Игра «Фокусник»
Цель: развитие мелкой моторики, исследовательской деятельности, снятие тревожности.
Правила игры: ребенку показывают два камня одинаковых по размеру и форме, но один серый, а другой -цветной (крашенный и покрытый лаком). Задача для ребенка: определить отличие и сходство. Объяснить, как серый камень можно сделать (превратить) цветным. Что для этого потребуется (какие материалы?
Далее взрослый помогает осуществить «фокус» предоставив ребенку кисти и краски.