Алёна Бахметова
Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе «Огород на подоконнике»
Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе «Дельфиненок» на тему «Огород на подоконнике»
Подготовила : воспитатель Бахметова А. Н.
Введение. У многих из нас на участках растет много разных растений, есть и огород, за которым мы ухаживаем, очень интересно как из маленьких семян вырастают большие растения, которые еще и дают урожай.
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Конспекты занятий
- Огород. Проекты
- Огороды на подоконнике
- Подготовительная группа
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Проекты, проектная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Но наступает осень, все растения погибают и до следующего лета они уже не будут нас радовать вкусными плодами. Поэтому мы решили вырастить зелень и овощи ранней весной.
Актуальность: Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Огород на подоконнике способствует развитию любознательности у детей, это помогает лучше познать окружающий мир.
Паспорт проекта :
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Участники: дети старшего возраста, воспитатели, родители
Продолжительность: среднесрочный (1 мес)
Проблема:
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Гипотеза:
Овощные культуры можно вырастить не только в обычные сроки выращивания (летом, но и в зимне – весенний период на подоконнике и получить урожай. Это способствует развитию у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Цель проекта : Создание условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы, прививать трудовые навыки.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования;
- Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность;
- Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде;
- Расширять представление детей о жизни растений о потребностях их во влаге, тепле, свете для их роста;
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян;
- Учить детей делать выводы на основе наблюдений;
- Воспитывать бережное отношение к растениям;
- Знакомство с финансовой грамотностью через игровую деятельность;
- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей;
- Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Ожидаемый результат:
- Получение знаний детей о жизни растений;
- Создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними;
- Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки;
- Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по уходу за растениями;
- Вовлечение родителей в жизнь детского сада;
- Формирование бережного отношения к растительному миру;
- Приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных растений;
- Формирование первоначальных представлений о финансовой грамотности;
- Привитие детям уважительного чувства к труду;
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
Этапы реализации проекта.
1 этап - Подготовительный.
• Постановка цели и задач, определение актуальности, проблемы проекта;
• Подбор методической литературы для реализации проекта;
• Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, видеоролики, организация развивающей среды в группе;
• Организация самостоятельной деятельности детей в уголке природы;
• Знакомство родителей с данным проектом;
• Приобретение необходимого оборудования: контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, землю, семена, луковицы;
• Изготовление дневников наблюдения за ростом растений.
2 этап – Основной.
Работа с детьми:
• Проведение бесед с детьми «Что такое огород и что в нем растет», «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
• Посадка овощей: лука, чеснока, перца, огурцов, помидоры, кабачков, а так же бобовых: гороха, фасоли, бобов, зелени-салата.
• Проведение наблюдений за ростом растений.
• Уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы).
• Ведение дневника наблюдений за ростом растений.
• Чтение художественной литературы по данной теме.
• Подбор и отгадывание загадок по теме «Овощи».
• Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый - лишний».
• Опытно-экспериментальная деятельность «Выращивание корнеплода моркови на семена».
• Разучивание с детьми стихов, поговорок о растениях.
• Рассматривание иллюстраций с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу)
• Лепка детей на тему «Овощи на тарелке»
• Проведение С/Р Игры «Магазин»
Работа с родителями:
• Проведение консультаций для родителей «Овощи и фрукты - ценные продукты!», «Воспитание трудолюбия у дошкольников».
• Посадка семян овощей, выращивание рассады родителями со своими детьми дома.
• Папка – передвижка для родителей «Магия овощей»
3 этап – Заключительный.
• Оформление огорода на подоконнике. На нашем огороде за работой мы видим всю дружную семью: папу, маму, бабушку, дедушку и детей, которые помогают своим родителям. Родители приобщают детей к труду, формируют у них определенные трудовые умения и навыки.
• Оформление выставки рисунков творческих работ детей и их родителей на тему «Овощи и фрукты - полезные продукты»».
• Создание презентации проекта.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных и бобовых культурах. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений. В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания о растениях, увидели многообразие посевного материала, более бережнее стали относиться к растительному миру.