Наталия Карташова
Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий, и все хороши, каждый способен найти для души!»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями родителей).
Публикация «Проект по профориентации дошкольников „Сколько профессий, и все хороши, каждый способен найти для души!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Слайд 2. Актуальность. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированой с учетом ФГОС ДО.
Слайд 3. Цель: Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.
Задачи: Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
• Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.
• Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.
• Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.
• Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
Слайд 4. Участники проекта : дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель
Вид, тип проекта : творческий, познавательный, информационный.
Место проведения: МДОУ детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково.
Сроки проведения: краткосрочный, январь – апрель 2016 г.
Возраст детей: 6 лет.
Слайд 5. Условия реализации проекта.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Слайд 6. Планируемый результат
Для детей:
- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;
- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).
- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;
- пополнение лексики воспитанников;
- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Для родителей:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
- повышение психолого-педагогических компетенций.
Для воспитателя:
- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
После завершения проекта дошкольники смогут :
Узнавать и называть профессии и место работы родителей.
Владеть обобщающим понятием «профессия».
Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.
Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.
Слайд 7. План реализации проекта (этапы работы).
Работа была спланирована в следующих формах: занятия (с использованием мультимедийных презентаций, дидактические и сюжетно-ролевые игры, мастер-классы, беседы, экскурсии, выставки, тематическое развлечение.
I этап – подготовительный (диагностическо-прогностический) : выявление проблемы.
Содержание: исследование комплекса педагогических условий ДОУ, способствующих развитию ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста
Включал:
• определение темы проекта и перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей;
• формулировка цели и задач;
• составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми;
• анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• создание предметно-развивающей среды;
• сотрудничество с родителями и интеграция с работниками ДОУ;
• планирование деятельности по реализации проекта;
• подбор музыкальных произведений, цикла бесед и рассказов для детей, конспектов занятий;
• подбор дидактического материала для мультимедийных презентаций и интерактивных игр;
• пополнение предметно – пространственной развивающей среды
Слайд 8. Методы сбора информации:
- Анализ современных образовательных программ ДО.
- Анкетирование родителей.
- Обследование предметно-пространственной развивающей среды.
- Анализ планирования.
- Беседы с детьми.
- Наблюдение за играми детей.
Слайд 9. «Хочу знать, кем работают мои родители?» (выбор профессий для ознакомления). Модель (метод) трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Откуда можно узнать?
Слайд 10.
Профессий много есть на свете, это знают даже дети.
И профессий нет не важных – вам об этом скажет каждый!
Полицейский.
Медицинская сестра.
Врач-стоматолог.
Парикмахер.
Повар.
Слайд 11. План выполнения проекта (интеграция образовательных областей).
Социально – нравственное воспитание: Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям (повар, полицейский, парикмахер, стоматолог, медицинская сестра); рассказы о разных профессиях; экскурсии с детьми по профильной ориентации.
Познавательное развитие: Знакомство с профессиями родителей; встречи с интересными людьми.
Речевое развитие: чтение художественной литературы (Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?» и другие); беседы (на тему «Какие профессии дети вы знаете?», «Кем работает мама, папа?», «Происхождение профессий», «Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?»).
Художественно-эстетическое развитие: изодеятельность (на темы «Кем я стану когда вырасту», «Кем работают мои родители»); прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.
Физическое развитие: Развлечения, конкурсы (тематические).
Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры («Кухня», «Парикмахерская», «Больница», «На перекрестке» и др.); дидактические игры («Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Профессии» и др.).
Работа с родителями: встречи с интересными людьми (родителями); рассказы родителей о своей профессии; папка-передвижка «Профессии»; привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
Слайд 12. 2 этап – основной, организационно-практический.
Реализация проекта «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души! Профессии моих родителей», через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о таких профессиях родителей, как повар, полицейский, стоматолог, медицинская сестра, парикмахер.
Слайд 13. Формирование обобщенных представлений о значимости труда людей требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости его в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде своих родителей. Ознакомление с трудом и профессиями родителей должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.
Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие.
Физическое развитие.
Слайд 14. Формы работы с детьми, в рамках реализации проекта.
• Образовательная деятельность с детьми (с использовании ИКТ).
• Беседы с детьми по профориентации.
• Сюжетно-ролевые, дидактические и интерактивные игры профессиональной направленности.
• Чтение литературных произведений по теме проекта и выбору профессий (стихи, загадки, рассказы).
• Рассматривание иллюстрации, картин о профессиях – (повар, стоматолог, парикмахер, полицейский и медицинская сестра).
• Трудовая деятельность детей и взрослого (кружковая работа).
• Художественно-творческая (продуктивная) деятельность.
• Мастер – классы родителей с детьми «Наши мамы и папы могут рассказать много интересного о своей работе».
• Экскурсии «Все работы хороши!», по знакомству детей с профессиями родителей.
• Встречи с людьми разных профессий или приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда - самое яркое событие для детей.
• Наблюдения за трудом взрослых обеспечит наибольшую отчетливость приобретаемых детьми знаний профнаправленности.
Слайд 15. Алгоритм ознакомления с профессией
• Название профессии
• Место работы
• Материал для труда
• Форменная одежда
• Орудия труда
• Трудовые действия
• Личностные качества
• Результат труда
• Польза труда для общества
Слайд 16. «Расскажи – ка о профессии!» (схема).
Слайд 17. Знакомство с профессией – «Повар» (фото).
Слайд 18. Знакомство с профессией – «Парикмахер» (фото).
Слайд 19. Знакомство с профессией – «Полицейский» (фото).
Слайд 20. Знакомство с профессией – «Врач - стоматолог» (фото).
Слайд 21. Знакомство с профессией – «Медицинская сестра» (фото).
Слайд 22. 3 этап – заключительный:
Цель - призван наглядно продемонстрировать единение и атмосферу сотрудничества всех участников проекта и его результат.
Входит:
• Создание мультимедийной презентации. Представление проекта.
• Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей (выставка детских работ).
• Дидактические игры на закрепление полученных знаний о пяти профессиях родителей.
• Продолжение знакомства с другими профессиями родителей.
Слайд 23. Рефлексия.
Вопросы к детям: Какие профессии ты знаешь? С какими профессиями ты ближе познакомился? Кем работает твоя мама? Кем работает твой папа? Как ты хочешь стать, когда вырастешь?
Дидактические игры - на закрепление полученных знаний о пяти профессиях родителей.
Слайд 24. Продолжение знакомства детей с другими профессиями родителей : «Хочу знать, кем работают мои родители?» (выбор профессий для ознакомления). Модель (метод) трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Откуда можно узнать?
Слайд 25. Итог работы. Вывод.
Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаю, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.
Слайд 26. Рекомендации по ознакомлению детей с профессиями.
Нужно рассказывать детям о профессии родителей. Постараться объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказывать, что людям нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.
Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они познакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе. Экскурсии познакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться.
Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопится не стоит. Но это заблуждение. Многие придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в дошкольном детстве. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.
Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.
Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.
Слайд 27. Ресурсное обеспечение:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.
2. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
3. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М. : УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.
4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)
5. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.
6. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
7. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.
8. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : программно-методическое пособие. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.
9. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.
10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3е изд., исправ. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.
11. Петрова В. И., Стульник Т. Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М. , : Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.
12. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. - М. : Сфера, 2005 – 64 с.
13. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2008.
14. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В. Н. Журавлева: Учитель, 2011.- 202 с.
15. Шадрина Л. Г., Фомина Е. П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. - М. : ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)
16. Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.
17. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
18. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
19. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ.
2013. № 9
20. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
21. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010
22. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
23. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013
24. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей
старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3
25. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
26. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М. ТЦ Сфера 2014.
Слайд 28. Ссылка.