Ольга Симонова
Проект по развитию речи в средней группе «Мы играем, речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Публикация «Проект по развитию речи в средней группе „Мы играем, речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как, а почему, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей
Тип проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта: ноябрь - август
Цель проекта: развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность; повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.
Задачи проекта:
· создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке;
· формирование грамматического строя речи;
· расширение словарного запаса;
· развитие связной речи;
· развивать активный словарь детей;
· развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы;
· поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении.
Гипотеза:
В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Методы и технологии реализации проекта: метод проекта, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии, дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюжетно – ролевые игры, беседы с детьми.
Проблема:
Низкий уровень активного словарного запаса детей.
Причины:
1. Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.
2. Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.
Материально-техническое:
· подборка консультативного материала для родителей
· разработка проекта, конспектов занятий
· подборка иллюстраций и детской литературы
· картотека речевых игр
· игрушки, пальчиковые игры, дидактические игры словесные игры
· сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, потешки, чистоговорки
Идея проекта:
все занятия и игры по проекту «Мы играем, речь развиваем» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.
Структура проекта
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Ожидаемые результаты:
· Высокий уровень активного словарного запаса детей
· Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.
· У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Механизм реализации проекта:
Первый этап – подготовительный: Подготовка к работе педагога:
o определение цели и задач проекта;
o изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
o разработка тематического плана для реализации проекта.
Сотрудничество родителями:
· Консультация «Значение сказок в жизни ребенка».
· Консультация «Ребенок и книга».
· Подбор раскрасок на тему: «Герои русских народных сказок» в соответствии с возрастом детей.
· Консультация для родителей «Проведение домашних игр для развития речи детей».
· Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком».
· Создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети».
· Создание альбома «Красивые слова».
Второй этап – основной:
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.
Словесные игры и упражнения.
дидактические и подвижные игры,
театрализованные и сюжетно – ролевые игры:
Дидактические и подвижные игры:
«Узнай по описанию», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?», «Чего не хватает», «Кто в домике живет?», «Что лишнее», «Хорошо, плохо», «Любимые сказки», «Чей малыш».
«У медведя во бору», «Ловушки», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Серсо», «Море волнуется», «Гуси – лебеди», «Подбрось – поймай», «Жмурки», «Найди свое место», «Самолеты», «Зайка беленький сидит», «Лохматый пес» и другие.
Театрализованные и игры – драматизации:
«Репка», «Кошкин дом», «Колосок», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», сказка В. Берестова «Как найти дорожку».
Сюжетно – ролевые игры:
«Парикмахерская», «Магазин», «Строители», «Больница», «Почта», «Моряки», «Семья», «Айболит», «Шоферы», «Салон красоты», «Магазин игрушек» и другие.
Чтение художественной литературы : Е. Чарушин «Зайчата», А. Суконцев «Как ежик шубу менял», В. Чаплина рассказ «Мушка», Д. Биссет «Кузнечик Денди».
Составление рассказов по картине: «Собака со щенятами», зимняя одежда, по серии сюжетных картин «Здравствуй, зимушка-зима»
Третий этап – заключительный :
· Период осмысления собственных результатов.
· Презентация проекта.
Результаты проекта. Вывод.
Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
Результаты:
Таким образом, можно сделать выводы:
· В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
· Учится выполнять правила игры
· В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства.
· В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
· В игре идет интенсивное развитие речи.
· В игре формируются новые мотивы и потребности.
Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформируются ключевые компетенции:
- умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;
o умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач;
o умение задавать вопросы;
o умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок взрослый».
o умение получать необходимую информацию в общении;
o умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры.
. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Литература:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М. : МозаикаСинтез, 2014г.
2. Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой., М. А. Васильевой. - Волгоград. : Учитель,2012.
4. Основная программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
5. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы»: средняя группа/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Волгоград. : Учитель,2012.
6. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. / Под ред. Л. А. Парамоновой.
7. О. С. Ушакова Развитие речи детей 3-5 лет. –М. : ТЦ Сфера,2016.
8. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Авт. - сост. Аджи А. В. – Воронеж 2009.