МААМ-картинки

Проект по русскому языку в 7 классе «Слова-паразиты»

Нина Владимировна Чикомазова
Проект по русскому языку в 7 классе «Слова-паразиты»

Введение

-Ну вот, значит, сами понимаете, э-э-э, ну, блин, это самое, кстати, я, как бы, пришла сказать, что…

-Короче…

Такие слова все чаще стали «проскальзывать» в речи моих одноклассников. Это нас насторожило. Что это за слова? Почему это происходит? Как с этим бороться? Мы попытались ответить на эти вопросы в своем исследовательском проекте.

Публикация «Проект по русскому языку в 7 классе „Слова-паразиты“» размещена в разделах

Изучив необходимую литературу, мы выяснили, что это слова-паразиты. Они не несут определённого значения. Когда нам становится трудно подобрать нужные слова, мы прибегаем к их «заменителям»«словам-паразитам».

Актуальность проблемы состоит в том, что русский язык засоряется ненужными словами, речь становится невыразительной, нарушается четкое восприятие речи собеседника. С этим явлением нужно бороться.

Цель исследования: изучение проблемы засорённости речи учеников 5-9 классов нашей школы словами-паразитами, привлечение внимания к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.

Задачи исследования:

1. Определить, что такое слова-паразиты;

2. Провести анкетирование учащихся по теме исследования;

3. Выявить самые употребляемые школьниками слова-паразиты;

4. Дать практические рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Предмет исследования: устная речь учащихся 5-9 классов

Объект исследования: слова-паразиты в речи учеников

Гипотеза: привлечение внимания учащихся к проблеме употребления слов-паразитов позволит быть более внимательными к своей и чужой речи.

Методы исследования: изучение теоретического материала о словах-паразитах,

анкетирование, наблюдение,

анализ и обобщение полученных результатов.

Новизна работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы никто не освещал.

Практическая значимость: результаты исследования помогут обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

I.Теоретическая часть

1.1 Слова-паразиты и причины их появления в речи.

Слова-паразиты характерны для спонтанной речи, в ходе которой осуществляются одновременные процессы мышления и говорения. Эти процессы всегда сопровождаются небольшими заминками, которые заполняются теми или иными словами. Позже говорящий привыкает к такому способу заполнения пауз, приобретая тем самым вредную привычку употреблять сорные слова или фразы. Они сбивают ритм речи, мешают ее восприятию и пониманию. В научной литературе встречаются разные термины, называющие слова-паразиты : «вставные элементы» (Т. А. Ладыженская, «слова-заменители» (Е. А. Земская, «упаковочный материал» (Л. В. Щерба).

В «Словаре лингвистических терминов» дается такое определение слов-паразитов :

СЛОВА-ПАРАЗИТЫ – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. [1].

Они становятся привычкой. Слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок.

Некоторые люди умышленно употребляют слова-паразиты в своей речи. Роль этих слов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «как сказать», «вот», «понимаете какое дело», он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Многие слова-паразиты произносятся по причине того, что нужное в момент речи в голову не приходит.

Человек, выступая публично, находясь в состоянии сильного волнения, произносит любое междометие, чтобы собраться с мыслями и выиграть время. Слова-паразиты могут долго оставаться в речи.

1.2 Классификация слов-паразитов.

В настоящее время не существует единой, принятой лингвистами системы классификации слов-паразитов. Однако, можно выделить несколько групп:

Рассмотрим значение некоторых слов-паразитов и приведем примеры их употребления:

1. Короче. Часто используется для заполнения пауз между отдельными словами, фразами, обычно в затрудненной, неразвитой речи; оно трансформировалось из выражения «короче говоря». Оно может играть роль частицы или вводного слова. «Короче» близко по значению к словам-паразитам «значит», «ну», «вот» и является жаргонным, молодежным. Например: «Короче, все понятно».

2. Типа. Частица, которая может выступать в качестве вводного слова; является бессодержательным заполнителем пауз; «словесный мусор», который обычно встречается в несколько затрудненной, неразвитой речи, чаще у представителей криминального мира. Выражает неуверенность, является народным вариантом слов «вроде бы», «наподобие», «как бы». Например: «Я бы хотел, это… ну, типа, важное сказать».

3. Кстати. Это слово типично для любителей привлечь к себе внимание. Начиная свой рассказ со слова «кстати», они могут вклиниться в разговор, даже если их рассказ совсем не к месту. Например: «Кстати, а вы не видели вчера радугу?»

4. Вот. Этим словом часто заканчивают фразы те, кто, не зная, о чём ещё можно поговорить, хочет продолжать разговор. Обычно такие люди растягивают это слово - «вооот…», после него следует пауза. В любом случае это «вооот» - сигнал о том, что разговор человеку наскучил, и, собственно говоря, продолжать его не стоит. Иногда вот в конце фразы заменяется выражением вот так вот. Например: «Вот так вот, такие, брат,делишки!».

5. Детский сад. Такое выражение часто сопровождается снисходительной улыбкой. Употребляя это слово, говорящий стремится подчеркнуть собственное превосходство над окружающими, пытается показать себя взрослее и гораздо умнее собеседников.

6. Знаешь. Свое прямое значение это слово имеет только в прямых вопросах. Например: «Знаешь, что будет с тем, кто нарушит закон?». Во всех остальных случаях человек, который произносит это слово-паразит, просто использует его для связки. Например: «Знаешь, мне это совсем не интересно».

Как видно из приведенных примеров, каждое слово-паразит имеет свое значение и ту или иную причину использования человеком в речи.

II. Практическая часть

2.1. Употребление слов-паразитов учащимися 5-9 классов нашей школы

Мы провели анкетирование «Слова-паразиты в речи учащихся 5-9 классов». Было задействовано 20 человек. Ребятам были предложены следующие вопросы:

Рассмотрим результаты анкетирования:

1. Ответ на первый вопрос «Что такое слова-паразиты показал, что 80 % учащихся знают, что такое слова-паразиты, 20 % не знают об этом речевом явлении.

2. На вопрос «Какие Вы знаете слова-паразиты, учащиеся ответили следующим образом: типа – 43 %, как бы - 63 %, короче – 50 %, ну – 75 %, ё-моё – 75 %.

3. Первое место при ответе на вопрос «Какие слова-паразиты употребляете Вы занимает слово-паразит «ну» – 94 %, второе место у слов «типа» и «вот» – по 81 %, «как бы» и «блин» - по 75 % - на третьем месте.

4. Ответы на четвертый вопрос «Как Вы относитесь к людям, которые употребляют слова-паразиты в речираспределились таким образом: отрицательно – 69 %, нейтрально – 0 %, не ответили на вопрос – 31 %.

5. «Причины наличия слов-паразитов в речи названы разные: привычка – 63 %, волнение – 25 %, не знаешь, что сказать – 12 %.

6. Ответы на вопрос «Какие способы борьбы со словами-паразитами Вы можете предложить?» таковы: не знают, что предложить – 81 %, не считают необходимым что-либо менять – 6 %, читать художественную литературу 11 %.

В течение недели мы наблюдали за речью одноклассников и выявили следующее : самым частым в употреблении словом-паразитом является слово БЛИН – 38 раз, НУ - 34 раза, ТИПА – 29 раз.

В ходе исследовательского проекта мы убедились, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-паразитов. Решать эту проблему необходимо, но делать это сложно – процесс повышения культуры речи очень долгий, постепенный, кропотливый, требующий больших усилий как от учеников, так и от учителей и родителей.

2.2. Способы избавления от слов-паразитов

Грамотная речь и слова-паразиты несовместимы. Избавиться от лишних слов поможет практика.

Поэтому, осознав проблему:

1. Читайте вслух, ведь чтение не только расширяет словарный запас, но и способствует приобретению привычки говорить культурно и красиво;

2. Усильте контроль за своей и чужой речью;

3. Практикуйте выступления перед аудиторией;

4. Как только слово-паразит захочет сорваться с языка, сделайте вдох: ведь пауза лучше, чем слова-паразиты.

Заключение

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод о том, что слова-паразиты засоряют речь человека, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Они портят наш язык. После привлечения учащихся к данной проблеме, ребята начали замечать лишние слова и стали пытаться от них избавиться. Наша гипотеза подтвердилась. Уверены, что данная исследовательская работа поможет обратить внимание всех школьников на бережное отношение к родному языку. Хочется еще раз обратиться к своим сверстникам со словами И. С. Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по русскому языку в 7 классе «Слова-паразиты»
Опубликовано: 19 июня 2021 в 09:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД