Другова Татьяна Александровна
Проект по самообразованию «Артпедагогические технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема по самообразованию
«Артпедагогические технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
Цель: формирование основ художественной культуры и овладение детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
2. Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме;
3. Подготовить материал и инструменты для проведения занятий
Актуальность
Публикация «Проект по самообразованию „Артпедагогические технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Сегодня в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом становится вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка. Для того, чтобы сохранить такое здоровье, особую заботу необходимо применять к внутреннему миру дошкольника. Для достижения этой цели, воспитатель дошкольного учреждения выбирает для себя наиболее подходящие технологии, одна из которых артпедагогические технологии. Сущность артпедагогики состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности.
Артпедагогика — это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства. Методы и приемы артпедагогики обращают внимание на чувства ребёнка, помогают ему выразить и познать себя, получить опыт общения и работы в коллективе, развивают его коммуникативность, творческое воображение, позволяют снять эмоциональное напряжение.
Для достижения поставленной цели — сохранение эмоционального здоровья ребенка, реализуется принцип самовыражения и спонтанности. Принцип самовыражения и спонтанности заключается в том, что ребенок, выполняя ряд предлагаемых педагогом заданий выражает себя, а его творческая деятельность приобретает спонтанный характер. На протяжении выполнения заданий ребенок дает выход своим эмоциям, снимает эмоциональное напряжение, абстрагируется от отрицательных мыслей, осваивает новые для себя способы самовыражения и самопознания.
Ожидаемый результат — положительное эмоциональное состояние, гармония с собой и с окружающим миром, укрепление веры в себя, развитие воображения. Например, вовлечение ребенка в процесс рисования или совместной изобразительной деятельности помогает приобрести целый комплекс навыков и умений, которые способствуют достижению эмоционального благополучия ребенка: взаимодействие с другими детьми и преподавателем, вовлеченность в групповую деятельность, поддержка и доверие. Таким образом, будет реализовываться гармонизация развития ребенка, снятие стрессового напряжения. На занятиях, где используются методы артпедагогических технологий, творческой деятельности присущ спонтанный характер, что отличает ее от процесса обучения изобразительному искусству по четко выстроенному образовательному плану. В ходе занятий у ребенка формируется эмоциональное, эстетическое и нравственное отношение к реальности.
Виды деятельности в артпедагогике.
Изодеятельность:
1. Лепка.
Пластичные материалы, используемые в артпедагогике :
Пластилин.
Предлагаемые виды работы с пластилином:
– создание форм и объектов,
– создание объектов с использованием подручного или природного материала,
– рисование пластилином.
Тесто.
Предлагаемые виды работы с тестом:
– манипулирование с тестом,
– создание форм и объектов (в том числе при помощи формочек,
– создание объектов с использованием подручного или природного материала (украшение блина, пирога и т. д., создание композиции).
2. Рисование.
Техники рисования в артпедагогике :
Рисование на мокрой бумаге.
Рисование пластилином
Рисование ватными палочками
3. Ручной художественный труд (природный и бросовый материал).
Виды ручного художественного труда :
Создание поделок – доступный и эстетичный вид детского дошкольного творчества.
Построение объемных моделей из подручного материала, с использованием пластилина.
Музыкальная деятельность.
Виды музыкальной деятельности.
Восприятие (слушание) музыки.
Танцевально-двигательная деятельность.
Художественно-речевая и театрализованная деятельность.
Инсценировка и драматизация
Игровая деятельность.
1. Игры с песком.
Действия с предметами и песком;
Построение песочного мира сказки, истории (сюжетная игра).
2. Игры с водой.
Игры с цветом
Игры с предметами и водой
Перспективный план по самообразованию с 1.09.2019г. по 31.05.2020г.
Подготовительный этап: сентябрь – ноябрь
1. Изучение литературы по данной теме;
2. Подготовка материалов и инструментов для проведения занятий
Основной этап:
Декабрь
Рисование крупой (пшено)
Рисование пластилином
Январь
Рисование ватными палочками
Рисование смятой бумагой
Февраль
Рисование на мокрой бумаге
Лепка из теста
Создание поделок из бросового и природного материала
Март
Рисование пластилином
Игры с предметами и водой
Игры с кинетическим песком
Апрель
Рисование крупой (манка)
Рисование штампиком
Игры с кинетическим песком
Май
Игры драматизации
Игры с водой и предметами
Создание поделок из бросового и природного материала
Заключительный этап:
Презентация по данной теме
Список литературы
1. Соколова Т. А. Теоретико-методологические основы артпедагогики // Открытый класс : сетевые образовательные сообществ
2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — Москва: Просвещение, 1989. — 154 с.
3. Волков, И. П. Учим творчеству / И. П. Волков. — Москва: Просвещение, 1986. — 142с.
4. Якиманская, И. С. Основы личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знания, 2011. — 221 с.
5. Кириченко К. В. Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 164-167. — URL https://moluch.ru/archive/176/45994/