Лучший педагог года

Проект по самообразованию для детей старшей группы «Физика для малышей»

Буркова Наталья
Проект по самообразованию для детей старшей группы «Физика для малышей»

Долгосрочный проект естественно-научной направленности:

«Физика для малышей»

Цель проекта: создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 5-6 лет, как основы интеллектуально-личностного творческого развития.

Задачи проекта:

Учить детей мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы.

Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

Знакомить с различными свойствами веществ.

Сформировать общее представление о природе возникновения магнитных, звуковых и световых волн.

Публикация «Проект по самообразованию для детей старшей группы „Физика для малышей“» размещена в разделах

Развивать у ребенка познавательный интерес и исследовательскую деятельность

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Актуальность

Мир вокруг нас разнообразен и удивителен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Актуальным методом познавательного развития дошкольников является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия для реализации поисковой активности дошкольника, которая выражается в потребности исследования окружающего мира.

Проблема

Современные дети живут в эпоху информатики, компьютеризации и роботостроения и поэтому в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что дошкольники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний. Данные, полученные учёными, говорят о наличии развитых представлений о физических явлениях у детей.

Предполагаемый результат

Приобретение новых знаний детьми об окружающем мире.

Формирование у детей знания о физических явлениях.

Проведение экспериментов, соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности.

Интерес и активное участие в проектной деятельности.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Развитие речи, словарного запаса.

Категория обучающихся

Возраст обучающихся 5-6 лет. Это дети старшей группы детского сада, которые проявляют интерес к физике и желают заниматься ей углубленно, чем заложено в основной образовательной программе детского сада, а также приобрести навыки работы в научно-исследовательской и экспериментально-практической деятельности, получить практический опыт в создании новых исследовательских проектов.

Направленность проекта - естественно-научная

Принципы отбора содержания знаний

Основным предназначением программы дополнительного образования по физике является развитие мотивации личности к познанию, творчеству, эксперименту. Поэтому реализация дополнительных образовательных программ в образовательных учреждениях осуществляется в интересах личности ребенка, общества и государства. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на определение принципов отбора содержания знаний.

Принцип наглядности, т. е. создание условий для восприятия изучаемых предметов и объектов всеми органами чувств.

С этой целью важно использовать:

Реальные объекты (в том числе специальное оборудование для наблюдения)

Экспериментальную наглядность (атрибуты для опытнической деятельности)

Иллюстрации, фото, видео сюжеты.

Объемную наглядность (макеты, муляжи, панорамы, коллажи)

Звуковую наглядность (звуковые записи, чтение художественных произведений)

Символическая наглядность (карты, схемы, планы, ментальные карты, графические модели).

Принцип сознательности и активности, т. е. создание условий для осмысления ребенком своей деятельности и стремления к новым знаниям.

С этой целью важно использовать:

«Учебное исследование»

Проблемные ситуации.

Проектную деятельность.

Анализ командного взаимодействия, возможность соотносить новые знания с уже имеющимся запасом.

Принцип доступности и посильности, т. е. создание условий для обучения детей с разным уровнем развития.

Сущность принципа доступности и посильности сводится к тому, чтобы изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения, учитывал индивидуальные и возрастные особенности детей.

С этой целью важно использовать:

Разноуровневые задания для самостоятельной и групповой поисковой и исследовательской деятельности.

Принцип научности, т. е. создание условий для знакомства детей с научными постулатами.

С этой целью важно использовать:

Знакомство с научными знаниями, излишне не упрощенными, не искаженными научными представлениями.

Использовать доступную научную терминологию.

Комплексно-тематическое планирование по проекту:

«Физика для малышей»

Сентябрь

«Магнит»

1 неделя: «Экскурсия в лабораторию» Цель: познакомить детей с детской лабораторией и профессией - лаборант. Познакомить детей с понятиями «эксперимент», «гипотеза». Провести диагностическое обследование детей на начало года. Познакомить детей с правилами поведения в лаборатории.

2 неделя: «Наука Физика. Её роль во всех сферах жизни» Цель: знакомство с наукой физика и ее ролью во всех сферах жизни. Очертить круг изучаемых ею проблем. Рассказать о величайших мыслителях древности.

3 неделя: «Магнит» Цель: познакомить детей с магнитом. Воспитывать у детей интерес к экспериментированию. Развивать умение работать в группах

и в парах.

4 неделя: «Волшебный мир магнитов» Цель: познакомить детей со свойством магнита: притягивать стальные и железные предметы - «магнитная сила» Актуализировать знания детей об использовании магнита человеком. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Октябрь

«Магнит»

1 неделя: «Как увидеть магнитное поле?» Цель: развивать познавательную активность детей через знакомство с магнитным полем. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов.

2 неделя: «Почему все падает на Землю?» Цель: познакомить детей с силой притяжения Земли. Развивать у детей познавательный интерес.

3 неделя: «Компас» Цель: познакомить детей с компасом и его функциями.

Формировать умение ориентироваться на местности.

4 неделя: Итоговое занятие по теме «Магнит» Цель: создание ментальной карты, как результат итоговой работы по изученной теме. Закрепить и обобщить материал по теме «Магнит» в процессе изготовления ментальных карт. Развивать умение у детей выделять главную мысль, припоминать изученное. Учить детей самостоятельно излагать свои мысли.

Ноябрь

1, 2 неделя: «Знакомство с конструктором «Знаток»

Тема1: «Монтажная плата, провода»

Программное содержание:

-Закреплять представление о бытовых электроприборах, их значении для людей.

-Расширить и обогатить знания детей об электричестве.

-Формировать представления о правилах безопасного пользования электрическими приборами.

-Познакомить с  электронным конструктором «Знаток»

-Развивать познавательную активность, любознательность.

Тема2:«Схема с лампочкой и выключателем»

Программное содержание:

-Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании электронного конструктора «Знаток».

-Знакомить с деталями конструктора: лампочка, выключатель, батарейный блок.

-Учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.

-Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы.

-Поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях.

-Развивать внимание, зрительную память.

3, 4 неделя: «Знакомство с конструктором «Знаток»

Тема3:  «Светодиодный фонарик»

Программное содержание:

-Знакомить с деталями конструктора: светодиод, кнопка.

-Продолжать учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.

-Развивать  интерес и желание работать с электронным конструктором «Знаток»

-Развивать навыки конструирования и моделирования.

-Формировать умение следовать устным инструкциям.

-Воспитывать самостоятельность.

Тема 4: «Вентилятор»

Программное содержание:

-Знакомить с деталями конструктора: электродвигатель, пропеллер

-Обучать последовательной работе по сборке схем.

-Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

-Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

-Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

-Воспитывать у детей интерес к электро - и радиотехнике.

Декабрь

1 неделя: «Знакомство с конструктором «Знаток»

Тема 5:  «Тестер электропроводимости»

Программное содержание:

-Учить классифицировать предметы на проводящие ток и не проводящие

-Закрепить знания детей о свойстве веществ «проводимость»

-Обучать последовательной работе по сборке схем.

-Формировать  интерес и желание работать с электронным конструктором «Знаток»

-Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

-Развивать пространственное воображение.

-Расширять коммуникативные способности детей.

2 неделя: «Вес»:

«Знакомство с массой и весом. Весы и их виды

«Лаборатория весовых измерений»

«Тяжелее - легче»

3, 4 неделя: «Сила движения. Сила трения. Сила сопротивления» Познакомить детей с физическими понятиями «сила движения», «сила трения», «сила сопротивления».

Дать представления детям о понятиях

«Движение», «Покой», «Инерция». Развивать умение проверять предположения и формулировать

выводы.

Январь

«Вес»

3 неделя: «Сила тяжести» Цель: познакомить детей с физическим понятием «сила тяжести». Опытным путем выяснить, как действует сила тяжести.

4 неделя: Итоговое занятие по теме «Вес» Создание ментальной карты, как результат итоговой работы по изученной теме.

Закрепить и обобщить материал по теме «Вес» в процессе изготовления ментальных карт. Развивать умение у детей выделять главную мысль, припоминать изученное. Учить детей самостоятельно излагать свои мысли.

Февраль

1неделя: «Что такое звук?» Цель: формировать представление у детей о звуке как физическом явлении. Формировать представление у детей о разном восприятии звуков человеком и животными. Развивать умение определять источники звуков, сравнивать различные звуки. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

2 неделя: «Звук»

3, 4 неделя: «Свойства звука» Цель: познакомить детей со свойствами звука: сила, высота и тембр. Познакомить детей с происхождением низких и высоких звуков (частота звука, разного восприятия звуков человеком и животными.

Познакомить детей с природой возникновения эха через опытно-экспериментальную деятельность. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Март

1 неделя: «Звуковые волны. Процесс распространения звуковых волн» Цель: познакомить детей со способом распространения звуковых волн. Развивать умение приобретать знания с помощью проведения практических опытов. Учить детей делать выводы, обобщения.

2, 3 неделя: «Звуки в нашей жизни и речи» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с органами слуха.

Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата. Закрепить представление детей о том, как рождается звук и какими свойствами он обладает. Познакомить детей с понятиями

«неречевые» и «речевые» звуки. Развитие фонематического восприятия детей.

4 неделя: Итоговое занятие по теме «Звук» Диагностическое (изготовление ментальных карт) Создание ментальной карты, как результат итоговой работы по изученной теме. Цель: закрепить и обобщить материал по теме «Звук» в процессе изготовления ментальных карт. Развивать умение у детей выделять главную мысль, припоминать изученное. Учить детей самостоятельно излагать

свои мысли.

Апрель

1 неделя «Свет»Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с понятием свет. Познакомить детей с тем, что источник света имеет два происхождения: естественное и искусственное и что интенсивность света зависит от его источника. Развивать умение проверять предположения и формулировать выводы.

2, 3 неделя: «Знакомство со свойствами света» Цель: познакомить детей с понятием «свойства света». Формировать представление детей о понятии «преломление светового луча». Познакомить детей с понятиями

«тень», «отражение». Познакомить детей с историей возникновения зеркала.

Развивать умение проверять предположения и формулировать выводы.

4 неделя «Строение света – спектр» Цель: познакомить детей с понятием «спектр» через опытно- экспериментальную деятельность. Дать представление детям о том, что свет состоит из 7 цветов. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные действия.

Май

3 неделя: Итоговое занятие по теме «Свет»

Диагностическое Создание ментальной карты, как результат итоговой работы по изученной теме.

Раздел 1. «Магнит»

Темы для изучения:

«Экскурсия в лабораторию»

Дети знакомятся с детской лабораторией, с приборами и емкостями, которые находятся в ней и с правилами поведения в лаборатории. Из презентации дети узнали об ученых – лаборантах; чем занимаются ученые разных профессий: химики, физики, биологи и астрономы.

Дети знакомятся с понятием «гипотеза». Через опытно-экспериментальную деятельность педагог объясняет детям, что такое эксперимент.

«Наука Физика. Ее роль во всех сферах жизни»

Дети знакомятся с великим мыслителем Древней Греции - Аристотелем, в трудах, которого впервые появилось слово «фюзис» - природа. Так же познакомились с русским ученым М. В. Ломоносовым, который ввел слово «фюзис» - природа в русский язык и издал первый учебник по физике.

В процессе изучения темы дети узнают, что любые изменения в окружающей нас природе называют физическими явлениями.

Дети узнают о роли физики во всех сферах жизни.

«Магнит»

Педагог знакомит детей с историей открытия магнита.

Дети знакомятся с магнитом, с разнообразием его форм. Узнают, что у магнита есть 2 полюса: северный и южный, и они взаимодействуют между собой – то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

«Волшебный мир магнитов». Опыты с магнитом

Через опытно-экспериментальную деятельность дети знакомятся со свойством магнита - притягивать стальные и железные предметы и магнитной силой.

В процессе изучения темы дети узнают об использовании магнита человеком.

«Как увидеть магнитное поле?»

В процессе изучения темы дети узнали, что магнит - это тело, обладающее магнитным полем. Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается воздействие магнита на внешние объекты.

Дети провели опыт, доказывающий существование магнитного поля.

«Почему все падает на Землю?»

Через опытно-экспериментальную деятельность дети познакомились с силой земного притяжения.

Воспитатель с детьми выяснили, что могло бы случиться, если бы не было силы притяжения – все оказались бы в невесомости, в космосе.

«Компас»

В процессе изучения темы дети узнают, что такое компас, для чего он нужен. Изучают его устройство. Педагог показывает детям, как с помощью компаса определять стороны света.

Через игру дети учатся пользоваться компасом.

Итоговое занятие по теме «Магнит» (изготовление ментальных карт)

Дети учатся работать с ментальной картой, знакомятся с ее создателем – Тони Бьюзене и с целью, которой она служит.

Самостоятельно создают ментальную карту, отражая в ней все полученные знания по изученной теме. Затем защищают ее.

Раздел 2. «Вес»

Темы для изучения:

«Знакомство с массой и весом. Весы и их виды»

«Лаборатория весовых измерений»

«Тяжелее - легче»

«Сила движения. Сила трения. Сила сопротивления»

«Сила тяжести»

Итоговое занятие по теме «Вес»

Диагностическое (изготовление ментальных карт)

Изучая эту тему, дети познакомились с понятием «Вес», сформировали представление о том, что такое «Масса» и что такое «Вес». Расширили представление о предметов разных по массе. Дети познакомились с разными силами действующими на предметы, находящиеся на Земле. Появилось понимание того, что все процессы, которые происходят на Земле, не случайны. Расширили представления и систематизировали знания о весах (проборах для измерения массы предмета). Сформировали начальные знания о том, что вес предмета не зависит от его размера. Потренировались в создании ментальных карт, для лучшей систематизации полученных знаний. Организовали самостоятельную деятельность и активное практическое применение умений по изучаемой теме.

Раздел 3. «Звук и свет»

Темы для изучения:

«Что такое звук?»

«Свойства звука»

«Звуковые волны. Процесс распространения звуковых волн».

«Звуки в нашей жизни и речи» Итоговое занятие по теме «Звук»

Диагностическое (изготовление ментальных карт)

«Свет».

«Знакомство со свойствами света»

«Строение света – спектр» Итоговое занятие по теме «Свет»

Диагностическое (изготовление ментальных карт)

В процессе обучения дети познакомятся с понятием «Звук» и «Свет». Получают представление о принципе возникновения звука, о том, как он распространяется в пространстве. Расширяют и закрепляют представления об истории изучения звука людьми. С помощью специальных приборов учатся воспроизводить различные звуки. У детей сформированы знания о том, что звук-это волна, которая отражается от окружающих предметов. Дети имеют представление о техническом применении звука. Так же дети получают представление о свете, о том, что он состоит из разных цветов. Изучают что такое «Спектр», делают выводы о распространении света в пространстве. В процессе изучения темы дети выполняют практические задания со светом и звуком, используя различные специальные приборы и схемы. Самостоятельно создают тематические ментальные карты.

Результатом освоения данного проекта является:

Систематическое проведение занятий для детей старших групп в детском саду и оценивается количественными и качественными показателями.

Количественные показатели:

Количество детей 5-6 лет на практических занятиях: 15 - 23 человека.

Количество детей, усвоивших программу – не менее 90%

Качественные показатели:

У детей сформировано представление о простых физических явлениях. Они знают о свойствах магнита, могут их объяснить, самостоятельно провести эксперименты и сделать соответствующие выводы.

Дети владеют понятиями «вес» и «масса», знают, что вес предмета не зависит от его размера, умело пользуются приборами и весами, самостоятельно делают выводы и умозаключения.

Слушатели (дети 5-6 лет) имеют представления о звуке, звуковой волне. Могут самостоятельно рассказать о том, как звук распространяется в пространстве.

Знают, что такое свет, из чего он состоит и как рассеивается.

Уровень знаний, полученный в результате реализации проекта, определяется результатами мониторинга знаний обучающихся по данному направлению по уровням усвоения программного материала: высокий; средний; низкий.

Алгоритм учебного занятия

Организационный этап: сбор детей, подготовка их к занятию, подготовка рабочих мест обучающихся, настрой детей на исследовательскую деятельность, создание проблемной ситуации, объявление темы занятия и постановка учебных задач.

Теоретический этап: изложение исторических данных по теме занятия, устное описание объекта практической работы, объяснение специальных терминов по теме занятия, описание и демонстрация экспериментальной и практической деятельности, выполнения практической работы и ее последовательности, правила техники безопасности и др.

Практический этап: выполнение обучающимися практической и экспериментальной деятельности, педагогический контроль за организованной образовательной деятельностью, оказание помощи и консультирование, подведение итогов и проверка правильности выполнения каждого этапа работы.

Итоговый этап: подведение итогов занятия, рефлексия.

Список информационных источников

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизданное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, Творческий Центр

«Сфера», Москва 2002

Большая книга экспериментов/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. – М. : РОСМЭН, 2015. – 264 с.

Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности №2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 32 с. : цв.

ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

Зубкова Н. М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Н. М. Зубкова. – СПб. : Речь, 2013. – 64 с.

Ульева, Елена. Как устроен человек. / Елена Ульева. – Ростов нД: Феникс, 2019. – 96 с. : ил. – (Моя Первая Книжка).

Набор для экспериментов. Магнетизм. Методические рекомендации с пошаговым описание опытов.

Сикорук Л. Л. Физика для малышей. М. : Педагогика, 1979.

Паула Бортон, Викки Кэйв «Батарейки и магниты»; Пер. с англ. Л. Я. Гальперштейн. – М. : РОСМЭН, 1997.

Бондибон. Набор для экспериментов. Лаборатория звука. Инструкция.

Интернет источники:

https://www.syl.ru/article/461806/vyisota-zvuka-ego-tembr-i-gromkost

https://urok.1sept.ru/статьи/521866/

https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass/dvizhenie-i-vzaimodeistvie-tel-11864/vzaimodeistvie-tel-sila- treniia-11874/re-e9d8053e-a7cd-4060-b5f6-4df45a43b35d

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/11/14/massa-vzveshivanie

https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-na-temu-vesi-i-ih-raznovidnosti-1217083.html

https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentalnaja-dejatelnost-nod-svet-moi-zerkalce-skazhi.html

https://infourok.ru/konspekt-na-temu-zvukovie-volni-2722147.html

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-fyemp-vesy.html

Публикации по теме:

«Эбру для малышей. Круги на воде». Творческо-исследовательский проект для детей раннего возраста.«Эбру для малышей. Круги на воде». Творческо-исследовательский проект для детей раннего возраста. Название проекта : Эбру для малышей. Круги на воде. Автор: Карпенко Елена Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54 «Радуга» г.

Отчет по самообразованию «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей второй младшей группы» Актуальность заявленной темы. В связи с прогрессирующим развитием человечества появились и появляются новые и новые требования к знаниям.

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы Черепановой Ольги Петровны на 2022г. – 2023 г. Тема: «Приобщение дошкольников к художественной.

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме «Нетрадиционные техники рисования». 1 частьОтчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме «Нетрадиционные техники рисования». 1 часть Проводя занятия по изобразительной деятельности, я обратила внимание, что не все дети могут справиться с поставленной целью, робкие, не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по самообразованию для детей старшей группы «Физика для малышей»
Опубликовано: 2 марта 2024 в 13:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД