татьяна воропаева
Проект по социально-коммуникативному развитию «Национальная культура народов Оренбуржья»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Воропаева Т. С.
Участники проекта: воспитанники ОУ от 4 до 7 лет, воспитатели, родители
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Матрица проекта
4. Список литературы
5. Приложение
Пояснительная записка
Публикация «Проект по социально-коммуникативному развитию „Национальная культура народов Оренбуржья“» размещена в разделах
- Оренбургская область
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Оренбургская область исторически сложилась, как многонациональная территория и в этом смысле она поистине уникальная. На ее территории проживают представители разных народов: русские, татары, башкиры, казахи, украинцы, и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и уважать их. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Дети разных национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Оренбуржье. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 определяет Дошкольное образование, которое направлено:
• на формирование общей культуры, развитие физических, нравственных, интеллектуальных, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
• на разностороннее развитие детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода и специфичных для дошкольников видов деятельности.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» направлен:
• на решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей;
• на формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• в обеспечении повышения компетенции родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• указывает, что образовательные отношения должны учитывать образовательные потребности, интересы, мотивы детей, членов их семей, педагогов и ориентироваться на специфику национальных, социокультурных условий и сложившихся традиций группы.
Матрица проекта
Название проекта: «Национальная культура народов Оренбуржья».
Тема проекта: «Народы, проживающие в Оренбургской области»
Проблемное поле проекта: отсутствие знаний и представлений детей дошкольного возраста о народах, проживающих на территории Оренбургской области, их культуре и традициях.
Педагогические технологии используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
• Здоровье сберегающие технологии – направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, обеспечивающее психическое и социальное здоровье;
• Игровые технологии – охватывают познавательный процесс общим содержанием, используя народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей;
• Технологии проектной деятельности – направлены на развитие и обогащение социально личностного опыта посредством включения детей в межличностное взаимодействие;
• Личностно-ориентированные технологии – ставят в центр личность ребёнка и занимают центральное место в воспитательно-образовательном процессе, что способствует обеспечению комфортных условий в семье и ДОО;
• Технологии открытого пространства – предусматривает активное участие каждого участника образовательного процесса в взаимодействии, общении и обмена идеями;
• Информационно-коммуникативные технологии – направлены на повышение профессионального уровня педагогов и компетентности родителей.
Цель: Формирование интегративных качеств у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья.
Задачи проекта:
Образовательные
1. Расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба народов».
2. Дать ориентиры понимания социального и культурного развития разных народов.
3. Обогащать представления детей об окружающем их социальном мире.
Развивающие:
1. Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов Оренбуржья.
2. Развивать стремление к познанию национальных традиций.
3. Развивать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.
Воспитательные
1. Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ.
2. Воспитывать бережное отношение к культурам народов.
3. Воспитывать чувство уважения к традициям других народов.
Планируемые результаты
1. Сформированность знаний о традициях и обычаях народов, проживающих на территории Оренбургской области.
2. Проектная деятельность поможет приобщить детей и родителей к играм народов Южного Урала.
3. Воспитывает чувство толерантности к представителям других национальностей в своей группе и в общем, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Вид проекта: информационно- творческий, познавательный.
По времени проведения: среднесрочный (3 месяца)
По характеру контактов: в рамках ДОО, дети, педагоги, родители.
По профилю знаний: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое».
Состав участников: воспитанники образовательного учреждения в возрасте 4-7 лет, родители воспитанников, воспитатели групп.
Этапы реализации проекта
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
№
пп Этап Содержание деятельности сроки
1 Поисковый Определение темы проекта
Формулировка цели и определение задач
Подбор материалов по теме проекта
Составление плана-графика мероприятий основных этапов проекта
1.03 – 8.03
2 Практический Реализация мероприятий
Создание информационной корзины для родителей, привлечение их к участию
Изготовление атрибутов для народных игр
Изготовление альбомов «Культура и традиции разных народов»
Создание коллекций: «Куклы в национальной одежде», «Народные игрушки»
Изготовление макетов «Национальная деревня» 11.03 – 30.05
3 Презентационный Итоговое мероприятие – праздник «Мы хоть и разные дети, но солнце всем одинаково светит»
Презентация макетов. 31.05
Интеграция образовательных областей
№
пп Название образовательной области Содержание (краткое) задачи
1 Художественно-эстетическое развитие Изготовление атрибутов для подвижных игр;
Создание элементарных народных музыкальных инструментов из бросового материала (зурна, дудук, бубенцы, трещотки);
Рассматривание узоров в работах: народных мастеров, произведений книжной графики, иллюстраций;
Прослушивание песен разных народов;
Просмотр видео – роликов «Армянские национальные танцы», народные праздники: «Сабантуй», «Осенины»;
Организация фотовыставки «Играем вместе».
познакомить детей с народными песнями, танцами, музыкальными инструментами;
воспитывать желание познать культуру народов через сказки, песни, танцы;
воспитывать бережное отношение к культуре других народов.
2 Развитие речи Подвижные игры со словами «Краски», «Юрта (Тирмэ)», «Продаём горшки», «Хлебец», «Жмурки»;
Чтение народных сказок: «Как одурачили царя», «Мудрый ткач», «Козленок», «Дождь», «Два брата», «Златокудрая девочка» (армянских);
Рассказывание сказки «Никита Кожемяка»;
Разговор с детьми (о событиях из личного опыта, в процессе режимных моментов);
Разучивание стихов, чистоговорок, потешек, небылиц разных народов;
Рассуждение на тему «Национальные праздники» (презентация);
Игровая ситуация «Поиграй со мной!»;
Дидактические игры «Я начну, а ты продолжи», «Громко-тихо»;
Творческое рассказывание «В какие игры мы любим играть»;
Информационная корзина для родителей «Народные игры», «Играем вместе с детьми», «Влияние подвижных игр на развитие дошкольников».
Активизировать речь детей путём составления сложных предложений;
формировать культуру речевого общения;
обогащать речь детей образными выражениями
малых форм фольклора;
развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;
воспитывать любовь к народному творчеству.
3 Познавательное развитие Составление альбома «Культура и традиции народов Оренбургского края»;
Дидактическая игра «Что для чего», «Найди ошибку»;
Дидактическая игра «Что перепутал художник?»;
Настольная игра «Что сначала, что потом?»;
Сюжетно-ролевая игра «Весёлая ярмарка»;
Конструирование «Город в котором мы живём»;
Создание коллекций: «Куклы в национальной одежде», «Народные игрушки»;
Тематический вечер «Играем вместе с мамами».
Формировать начальные навыки анализа и сопоставления на примере сравнения традиций, быта народов проживающих на территории Оренбуржья;
расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве;
закрепить представления о быте, особенностях жизни разных народов;
воспитывать уважение и гордость к своей национальности.
4 Социально-коммуникативное развитие Ситуативный разговор с детьми «Оренбургский край»;
Наблюдение за одеждой родственников;
Чтение народных сказок разных национальностей «Сказки народов мира»;
Рассматривание иллюстраций, фотографий изображающих быт разных народов;
Педагогические ситуации «Народная игра, что это такое?»
Ситуация морального выбора «Когда мои друзья со мной»;
Дидактическая игра «Национальный костюм», «Найди сходства и отличия», «Найди татарскую красавицу»;
День открытых дверей «Национальная деревня» (посиделки)
Формировать представления детей о внешнем виде наших предков, проживающих на территории Оренбургской области и его связи с бытом людей;
- познакомить детей с традициями народов, населяющих Оренбуржье;
развивать патриотические качества личности, гордость за принадлежность к своему народу;
воспитывать у детей национальное самосознания и уважения к другим нациям.
ПРОЕКТНАЯ КАРТА
п/н Тема Наименование мероприятии с детьми Итоговые мероприятия при реализации проекта Работа с родителями дата
1 этап
Разработка проекта постановка целей и задач; подбор методического материала; создание предметно – развивающей среды (подбор художественной литературы по теме, аудиозаписей и видеоматериалов, фотоальбомов и т. Д.) Консультация для родителей. «Многонациональное Оренбуржье» 1.03- 08.03
2 этап
«История Оренбуржья». Беседа о крае. Оренбургская область на карте России. Рассматривание альбома «Оренбуржье мое». Беседа, рассказ об истории возникновения Оренбурга. Символика родного края. Рассматривание фотоальбомов «Дружный мой край», «Национальная деревня». Презентация «Краеведческий музей Оренбурга»
11.03 -15.03
«Народы Оренбуржья» Беседа о народностях, населяющих наш край, о видах поселений. Выставка рисунков «Оренбуржье многонациональное». Знакомство с песней В. Позднеева «Край Оренбургский». Разучивание стихов И. Гаврилова «Цвет у неба бирюзовый…», «Оренбуржье». Дидактические игры: лото «Мой Оренбург», пазлы «Памятники Оренбурга» выставка фотографий родителей на тему «Дружный мой край», «Моя семья»;
18.03 – 29.03
«Традиции и культура татарского народа».
Беседа о татарских народных традициях. Рассматривание татарского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Татарские народные сказки «Шах-петух», «Падчерица». Беседа о татарских народных праздниках. Слушание песни на слова татарского писателя Г. Тукая «Су анасы». Хоровод «Продаем горки». Татарский музыкальный инструмент «Золотоголосая гармонь». «Подвижная татарская игра «Сары буре». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. выставка рисунков: «Национальный костюм»; 01.04 – 10.04
«Великий русский народ». Рассматривание русского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм». Беседа о русских народных традициях. Видеоролик «Открытие русского подворья». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Хоровод «Во поле березка стояла». Беседа о русских народных праздниках. Просмотр концерта Оренбургского народного хора. Русские народные частушки. Русский музыкальный народный инструмент «Балалаечка моя!». «Подвижная русская игра «Коршун». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. музыкальный досуг: «Песни моего народа»; 11.04 – 19.04
«Дружелюбные башкиры» Рассматривание башкирского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм». Беседа о башкирских народных традициях. Видеоролик «Открытие башкирского подворья». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Башкирская народная сказка «Шурале». Беседа о башкирских народных праздниках. Башкирские народные песни. Хоровод «Хакысташ». Башкирский музыкальный инструмент «Душевный курай…». «Подвижная башкирская игра «Тимербай». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. день народных игр 22.04 -30.04
«Хлебосольный украинский народ» Рассматривание украинского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм». Беседа о украинских народных традициях. Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Украинские народные сказки «Волк, собака и кот», «Бульба». Беседа о украинских народных праздниках. Народные украинские мелодии. Хоровод «Мельница». Украинский музыкальный инструмент «Таинственная кобза». «Подвижная украинская игра «Высокий дуб». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. Видеоролик «Открытие украинского подворья». 1.05 -10.05
«Культура армянского народа» Беседа об армянских народных традициях. Рассматривание армянского народного костюма. Фотоальбом «Национальные костюмы». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Армянские народные сказки «Бесхвостая лиса». Беседа о народных праздниках. Подвижная армянская игра «Дай руку». игра-путешествие по Оренбургской области: «К бабушке в деревню»;
ярмарка домашней выпечки: «Национальное блюдо»; 13.05 -22.05
«Дружный народ Оренбуржья» Музыкальный досуг «Песни моего народа». «Каждый по-своему маму поздравит». Вечер стихов на разных языках. Ярмарка «Национальные блюда». Фотовыставка: «Мама, папа, я — многонациональная семья». Беседа о семье, семейных традициях. Фотоальбом «Моя семья».
Оформление альбома «Народы Оренбуржья»
Изготовление макетов «Национальное подворье» 22.05 – 30.05
3 этап
Итоговые мероприятия Презентация макетов «Национальное подворье».
Праздник «Мы хоть и разные дети, но солнце всем одинаково светит»
31.05
Примечание:
Итоговое мероприятие «Мы хоть и разные дети, но солнце всем одинаково светит» было приурочено к празднованию дня детства
Сценарий прилагается.