Папки-передвижки

Проект по социально-коммуникативному развитию «Национальная культура народов Оренбуржья»

татьяна воропаева
Проект по социально-коммуникативному развитию «Национальная культура народов Оренбуржья»
▼ Скачать + Заказать документы

Выполнила: Воропаева Т. С.

Участники проекта: воспитанники ОУ от 4 до 7 лет, воспитатели, родители

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Матрица проекта

3. Проектная карта

4. Список литературы

5. Приложение

Пояснительная записка

Публикация «Проект по социально-коммуникативному развитию „Национальная культура народов Оренбуржья“» размещена в разделах

Оренбургская область исторически сложилась, как многонациональная территория и в этом смысле она поистине уникальная. На ее территории проживают представители разных народов: русские, татары, башкиры, казахи, украинцы, и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и уважать их. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества.

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Дети разных национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Оренбуржье. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 определяет Дошкольное образование, которое направлено:

• на формирование общей культуры, развитие физических, нравственных, интеллектуальных, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;

• на разностороннее развитие детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода и специфичных для дошкольников видов деятельности.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» направлен:

• на решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей;

• на формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• в обеспечении повышения компетенции родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей;

• указывает, что образовательные отношения должны учитывать образовательные потребности, интересы, мотивы детей, членов их семей, педагогов и ориентироваться на специфику национальных, социокультурных условий и сложившихся традиций группы.

Матрица проекта

Название проекта: «Национальная культура народов Оренбуржья».

Тема проекта: «Народы, проживающие в Оренбургской области»

Проблемное поле проекта: отсутствие знаний и представлений детей дошкольного возраста о народах, проживающих на территории Оренбургской области, их культуре и традициях.

Педагогические технологии используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

• Здоровье сберегающие технологии – направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, обеспечивающее психическое и социальное здоровье;

• Игровые технологии – охватывают познавательный процесс общим содержанием, используя народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей;

• Технологии проектной деятельности – направлены на развитие и обогащение социально личностного опыта посредством включения детей в межличностное взаимодействие;

• Личностно-ориентированные технологии – ставят в центр личность ребёнка и занимают центральное место в воспитательно-образовательном процессе, что способствует обеспечению комфортных условий в семье и ДОО;

• Технологии открытого пространства – предусматривает активное участие каждого участника образовательного процесса в взаимодействии, общении и обмена идеями;

• Информационно-коммуникативные технологии – направлены на повышение профессионального уровня педагогов и компетентности родителей.

Цель: Формирование интегративных качеств у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья.

Задачи проекта:

Образовательные

1. Расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба народов».

2. Дать ориентиры понимания социального и культурного развития разных народов.

3. Обогащать представления детей об окружающем их социальном мире.

Развивающие:

1. Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов Оренбуржья.

2. Развивать стремление к познанию национальных традиций.

3. Развивать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.

Воспитательные

1. Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ.

2. Воспитывать бережное отношение к культурам народов.

3. Воспитывать чувство уважения к традициям других народов.

Планируемые результаты

1. Сформированность знаний о традициях и обычаях народов, проживающих на территории Оренбургской области.

2. Проектная деятельность поможет приобщить детей и родителей к играм народов Южного Урала.

3. Воспитывает чувство толерантности к представителям других национальностей в своей группе и в общем, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Вид проекта: информационно- творческий, познавательный.

По времени проведения: среднесрочный (3 месяца)

По характеру контактов: в рамках ДОО, дети, педагоги, родители.

По профилю знаний: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое».

Состав участников: воспитанники образовательного учреждения в возрасте 4-7 лет, родители воспитанников, воспитатели групп.

Этапы реализации проекта

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

пп Этап Содержание деятельности сроки

1 Поисковый Определение темы проекта

Формулировка цели и определение задач

Подбор материалов по теме проекта

Составление плана-графика мероприятий основных этапов проекта

1.03 – 8.03

2 Практический Реализация мероприятий

Создание информационной корзины для родителей, привлечение их к участию

Изготовление атрибутов для народных игр

Изготовление альбомов «Культура и традиции разных народов»

Создание коллекций: «Куклы в национальной одежде», «Народные игрушки»

Изготовление макетов «Национальная деревня» 11.03 – 30.05

3 Презентационный Итоговое мероприятие – праздник «Мы хоть и разные дети, но солнце всем одинаково светит»

Презентация макетов. 31.05

Интеграция образовательных областей

пп Название образовательной области Содержание (краткое) задачи

1 Художественно-эстетическое развитие Изготовление атрибутов для подвижных игр;

Создание элементарных народных музыкальных инструментов из бросового материала (зурна, дудук, бубенцы, трещотки);

Рассматривание узоров в работах: народных мастеров, произведений книжной графики, иллюстраций;

Прослушивание песен разных народов;

Просмотр видео – роликов «Армянские национальные танцы», народные праздники: «Сабантуй», «Осенины»;

Организация фотовыставки «Играем вместе».

познакомить детей с народными песнями, танцами, музыкальными инструментами;

воспитывать желание познать культуру народов через сказки, песни, танцы;

воспитывать бережное отношение к культуре других народов.

2 Развитие речи Подвижные игры со словами «Краски», «Юрта (Тирмэ)», «Продаём горшки», «Хлебец», «Жмурки»;

Чтение народных сказок: «Как одурачили царя», «Мудрый ткач», «Козленок», «Дождь», «Два брата», «Златокудрая девочка» (армянских);

Рассказывание сказки «Никита Кожемяка»;

Разговор с детьми (о событиях из личного опыта, в процессе режимных моментов);

Разучивание стихов, чистоговорок, потешек, небылиц разных народов;

Рассуждение на тему «Национальные праздники» (презентация);

Игровая ситуация «Поиграй со мной!»;

Дидактические игры «Я начну, а ты продолжи», «Громко-тихо»;

Творческое рассказывание «В какие игры мы любим играть»;

Информационная корзина для родителей «Народные игры», «Играем вместе с детьми», «Влияние подвижных игр на развитие дошкольников».

Активизировать речь детей путём составления сложных предложений;

формировать культуру речевого общения;

обогащать речь детей образными выражениями

малых форм фольклора;

развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;

воспитывать любовь к народному творчеству.

3 Познавательное развитие Составление альбома «Культура и традиции народов Оренбургского края»;

Дидактическая игра «Что для чего», «Найди ошибку»;

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»;

Настольная игра «Что сначала, что потом?»;

Сюжетно-ролевая игра «Весёлая ярмарка»;

Конструирование «Город в котором мы живём»;

Создание коллекций: «Куклы в национальной одежде», «Народные игрушки»;

Тематический вечер «Играем вместе с мамами».

Формировать начальные навыки анализа и сопоставления на примере сравнения традиций, быта народов проживающих на территории Оренбуржья;

расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве;

закрепить представления о быте, особенностях жизни разных народов;

воспитывать уважение и гордость к своей национальности.

4 Социально-коммуникативное развитие Ситуативный разговор с детьми «Оренбургский край»;

Наблюдение за одеждой родственников;

Чтение народных сказок разных национальностей «Сказки народов мира»;

Рассматривание иллюстраций, фотографий изображающих быт разных народов;

Педагогические ситуации «Народная игра, что это такое?»

Ситуация морального выбора «Когда мои друзья со мной»;

Дидактическая игра «Национальный костюм», «Найди сходства и отличия», «Найди татарскую красавицу»;

День открытых дверей «Национальная деревня» (посиделки)

Формировать представления детей о внешнем виде наших предков, проживающих на территории Оренбургской области и его связи с бытом людей;

- познакомить детей с традициями народов, населяющих Оренбуржье;

развивать патриотические качества личности, гордость за принадлежность к своему народу;

воспитывать у детей национальное самосознания и уважения к другим нациям.

ПРОЕКТНАЯ КАРТА

п/н Тема Наименование мероприятии с детьми Итоговые мероприятия при реализации проекта Работа с родителями дата

1 этап

Разработка проекта постановка целей и задач; подбор методического материала; создание предметно – развивающей среды (подбор художественной литературы по теме, аудиозаписей и видеоматериалов, фотоальбомов и т. Д.) Консультация для родителей. «Многонациональное Оренбуржье» 1.03- 08.03

2 этап

«История Оренбуржья». Беседа о крае. Оренбургская область на карте России. Рассматривание альбома «Оренбуржье мое». Беседа, рассказ об истории возникновения Оренбурга. Символика родного края. Рассматривание фотоальбомов «Дружный мой край», «Национальная деревня». Презентация «Краеведческий музей Оренбурга»

11.03 -15.03

«Народы Оренбуржья» Беседа о народностях, населяющих наш край, о видах поселений. Выставка рисунков «Оренбуржье многонациональное». Знакомство с песней В. Позднеева «Край Оренбургский». Разучивание стихов И. Гаврилова «Цвет у неба бирюзовый…», «Оренбуржье». Дидактические игры: лото «Мой Оренбург», пазлы «Памятники Оренбурга» выставка фотографий родителей на тему «Дружный мой край», «Моя семья»;

18.03 – 29.03

«Традиции и культура татарского народа».

Беседа о татарских народных традициях. Рассматривание татарского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Татарские народные сказки «Шах-петух», «Падчерица». Беседа о татарских народных праздниках. Слушание песни на слова татарского писателя Г. Тукая «Су анасы». Хоровод «Продаем горки». Татарский музыкальный инструмент «Золотоголосая гармонь». «Подвижная татарская игра «Сары буре». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. выставка рисунков: «Национальный костюм»; 01.04 – 10.04

«Великий русский народ». Рассматривание русского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм». Беседа о русских народных традициях. Видеоролик «Открытие русского подворья». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Хоровод «Во поле березка стояла». Беседа о русских народных праздниках. Просмотр концерта Оренбургского народного хора. Русские народные частушки. Русский музыкальный народный инструмент «Балалаечка моя!». «Подвижная русская игра «Коршун». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. музыкальный досуг: «Песни моего народа»; 11.04 – 19.04

«Дружелюбные башкиры» Рассматривание башкирского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм». Беседа о башкирских народных традициях. Видеоролик «Открытие башкирского подворья». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Башкирская народная сказка «Шурале». Беседа о башкирских народных праздниках. Башкирские народные песни. Хоровод «Хакысташ». Башкирский музыкальный инструмент «Душевный курай…». «Подвижная башкирская игра «Тимербай». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. день народных игр 22.04 -30.04

«Хлебосольный украинский народ» Рассматривание украинского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм». Беседа о украинских народных традициях. Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Украинские народные сказки «Волк, собака и кот», «Бульба». Беседа о украинских народных праздниках. Народные украинские мелодии. Хоровод «Мельница». Украинский музыкальный инструмент «Таинственная кобза». «Подвижная украинская игра «Высокий дуб». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. Видеоролик «Открытие украинского подворья». 1.05 -10.05

«Культура армянского народа» Беседа об армянских народных традициях. Рассматривание армянского народного костюма. Фотоальбом «Национальные костюмы». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Армянские народные сказки «Бесхвостая лиса». Беседа о народных праздниках. Подвижная армянская игра «Дай руку». игра-путешествие по Оренбургской области: «К бабушке в деревню»;

ярмарка домашней выпечки: «Национальное блюдо»; 13.05 -22.05

«Дружный народ Оренбуржья» Музыкальный досуг «Песни моего народа». «Каждый по-своему маму поздравит». Вечер стихов на разных языках. Ярмарка «Национальные блюда». Фотовыставка: «Мама, папа, я — многонациональная семья». Беседа о семье, семейных традициях. Фотоальбом «Моя семья».

Оформление альбома «Народы Оренбуржья»

Изготовление макетов «Национальное подворье» 22.05 – 30.05

3 этап

Итоговые мероприятия Презентация макетов «Национальное подворье».

Праздник «Мы хоть и разные дети, но солнце всем одинаково светит»

31.05

Примечание:

Итоговое мероприятие «Мы хоть и разные дети, но солнце всем одинаково светит» было приурочено к празднованию дня детства

Сценарий прилагается.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о ООД по социально-коммуникативному развитию «Зачем нужны дорожные знаки»Фотоотчёт о ООД по социально-коммуникативному развитию «Зачем нужны дорожные знаки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Фотоотчёт.

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе (часть 1) 1.«Назови себя» Цель: формирование умения представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя.

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе (часть 2) 19.«Давайте поздороваемся» Цель: создание в группе психологически непринужденной обстановки. Воспитатель и дети говорят о разных способах.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «О дружбе и друзьях» Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию в старшей группе. Тема: «О дружбе и друзьях». Цель: обобщить и расширить знания детей.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба» в старшей группе Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию Тема: «Дружба» Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе. Программное.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?» Цели: развить у дошкольников осознанное отношение к семье, понимание роли всех ее членов (мама – хранительница семейного очага, папа – заботливый.

«Мои друзья». НОД по социально-коммуникативному развитию по программе «Детство» (средняя группа) Цель: Дать детям понятие о дружбе, учить детей правильно анализировать поступки других детей; закрепить умение бесконфликтного поведения;.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация»Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация» Тип проекта: долгосрочный, практико ориентированный, творческий, игровой. Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть» Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и вежливости) лежит в основе нравственного.

Проект в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Спешите делать добро»Проект в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Спешите делать добро» Разрешите представить Вашему вниманию проект по социально-коммуникативному развитию "Спешите делать добро". Вы скажите, тема не новая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по социально-коммуникативному развитию «Национальная культура народов Оренбуржья»
Опубликовано: 15 марта 2020 в 15:00
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по социально-коммуникативному развитию «Национальная культура народов Оренбуржья»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна воропаева (УИ 33948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД