Проект по социально-коммуникативному развитию «Национальная культура народов Оренбуржья»

татьяна воропаева
Проект по социально-коммуникативному развитию «Национальная культура народов Оренбуржья»

Выполнила: Воропаева Т. С.

Участники проекта: воспитанники ОУ от 4 до 7 лет, воспитатели, родители

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Матрица проекта

3. Проектная карта

4. Список литературы

5. Приложение

Пояснительная записка

Оренбургская область исторически сложилась, как многонациональная территория и в этом смысле она поистине уникальная. На ее территории проживают представители разных народов: русские, татары, башкиры, казахи, украинцы, и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и уважать их. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества.

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Дети разных национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Оренбуржье. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 определяет Дошкольное образование, которое направлено:

• на формирование общей культуры, развитие физических, нравственных, интеллектуальных, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;

• на разностороннее развитие детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода и специфичных для дошкольников видов деятельности.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» направлен:

• на решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей;

• на формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• в обеспечении повышения компетенции родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей;

• указывает, что образовательные отношения должны учитывать образовательные потребности, интересы, мотивы детей, членов их семей, педагогов и ориентироваться на специфику национальных, социокультурных условий и сложившихся традиций группы.

Матрица проекта

Название проекта: «Национальная культура народов Оренбуржья».

Тема проекта: «Народы, проживающие в Оренбургской области»

Проблемное поле проекта: отсутствие знаний и представлений детей дошкольного возраста о народах, проживающих на территории Оренбургской области, их культуре и традициях.

Педагогические технологии используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

• Здоровье сберегающие технологии – направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, обеспечивающее психическое и социальное здоровье;

• Игровые технологии – охватывают познавательный процесс общим содержанием, используя народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей;

• Технологии проектной деятельности – направлены на развитие и обогащение социально личностного опыта посредством включения детей в межличностное взаимодействие;

• Личностно-ориентированные технологии – ставят в центр личность ребёнка и занимают центральное место в воспитательно-образовательном процессе, что способствует обеспечению комфортных условий в семье и ДОО;

• Технологии открытого пространства – предусматривает активное участие каждого участника образовательного процесса в взаимодействии, общении и обмена идеями;

• Информационно-коммуникативные технологии – направлены на повышение профессионального уровня педагогов и компетентности родителей.

Цель: Формирование интегративных качеств у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья.

Задачи проекта:

Образовательные

1. Расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба народов».

2. Дать ориентиры понимания социального и культурного развития разных народов.

3. Обогащать представления детей об окружающем их социальном мире.

Развивающие:

1. Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов Оренбуржья.

2. Развивать стремление к познанию национальных традиций.

3. Развивать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.

Воспитательные

1. Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ.

2. Воспитывать бережное отношение к культурам народов.

3. Воспитывать чувство уважения к традициям других народов.

Планируемые результаты

1. Сформированность знаний о традициях и обычаях народов, проживающих на территории Оренбургской области.

2. Проектная деятельность поможет приобщить детей и родителей к играм народов Южного Урала.

3. Воспитывает чувство толерантности к представителям других национальностей в своей группе и в общем, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Вид проекта: информационно- творческий, познавательный.

По времени проведения: среднесрочный (3 месяца)

По характеру контактов: в рамках ДОО, дети, педагоги, родители.

По профилю знаний: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое».

Состав участников: воспитанники образовательного учреждения в возрасте 4-7 лет, родители воспитанников, воспитатели групп.

Этапы реализации проекта

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

пп Этап Содержание деятельности сроки

1 Поисковый Определение темы проекта

Формулировка цели и определение задач

Подбор материалов по теме проекта

Составление плана-графика мероприятий основных этапов проекта

1.03 – 8.03

2 Практический Реализация мероприятий

Создание информационной корзины для родителей, привлечение их к участию

Изготовление атрибутов для народных игр

Изготовление альбомов «Культура и традиции разных народов»

Создание коллекций: «Куклы в национальной одежде», «Народные игрушки»

Изготовление макетов «Национальная деревня» 11.03 – 30.05

3 Презентационный Итоговое мероприятие – праздник «Мы хоть и разные дети, но солнце всем одинаково светит»

Презентация макетов. 31.05

Интеграция образовательных областей

пп Название образовательной области Содержание (краткое) задачи

1 Художественно-эстетическое развитие Изготовление атрибутов для подвижных игр;

Создание элементарных народных музыкальных инструментов из бросового материала (зурна, дудук, бубенцы, трещотки);

Рассматривание узоров в работах: народных мастеров, произведений книжной графики, иллюстраций;

Прослушивание песен разных народов;

Просмотр видео – роликов «Армянские национальные танцы», народные праздники: «Сабантуй», «Осенины»;

Организация фотовыставки «Играем вместе».

познакомить детей с народными песнями, танцами, музыкальными инструментами;

воспитывать желание познать культуру народов через сказки, песни, танцы;

воспитывать бережное отношение к культуре других народов.

2 Развитие речи Подвижные игры со словами «Краски», «Юрта (Тирмэ)», «Продаём горшки», «Хлебец», «Жмурки»;

Чтение народных сказок: «Как одурачили царя», «Мудрый ткач», «Козленок», «Дождь», «Два брата», «Златокудрая девочка» (армянских);

Рассказывание сказки «Никита Кожемяка»;

Разговор с детьми (о событиях из личного опыта, в процессе режимных моментов);

Разучивание стихов, чистоговорок, потешек, небылиц разных народов;

Рассуждение на тему «Национальные праздники» (презентация);

Игровая ситуация «Поиграй со мной!»;

Дидактические игры «Я начну, а ты продолжи», «Громко-тихо»;

Творческое рассказывание «В какие игры мы любим играть»;

Информационная корзина для родителей «Народные игры», «Играем вместе с детьми», «Влияние подвижных игр на развитие дошкольников».

Активизировать речь детей путём составления сложных предложений;

формировать культуру речевого общения;

обогащать речь детей образными выражениями

малых форм фольклора;

развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;

воспитывать любовь к народному творчеству.

3 Познавательное развитие Составление альбома «Культура и традиции народов Оренбургского края»;

Дидактическая игра «Что для чего», «Найди ошибку»;

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»;

Настольная игра «Что сначала, что потом?»;

Сюжетно-ролевая игра «Весёлая ярмарка»;

Конструирование «Город в котором мы живём»;

Создание коллекций: «Куклы в национальной одежде», «Народные игрушки»;

Тематический вечер «Играем вместе с мамами».

Формировать начальные навыки анализа и сопоставления на примере сравнения традиций, быта народов проживающих на территории Оренбуржья;

расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве;

закрепить представления о быте, особенностях жизни разных народов;

воспитывать уважение и гордость к своей национальности.

4 Социально-коммуникативное развитие Ситуативный разговор с детьми «Оренбургский край»;

Наблюдение за одеждой родственников;

Чтение народных сказок разных национальностей «Сказки народов мира»;

Рассматривание иллюстраций, фотографий изображающих быт разных народов;

Педагогические ситуации «Народная игра, что это такое?»

Ситуация морального выбора «Когда мои друзья со мной»;

Дидактическая игра «Национальный костюм», «Найди сходства и отличия», «Найди татарскую красавицу»;

День открытых дверей «Национальная деревня» (посиделки)

Формировать представления детей о внешнем виде наших предков, проживающих на территории Оренбургской области и его связи с бытом людей;

- познакомить детей с традициями народов, населяющих Оренбуржье;

развивать патриотические качества личности, гордость за принадлежность к своему народу;

воспитывать у детей национальное самосознания и уважения к другим нациям.

ПРОЕКТНАЯ КАРТА

п/н Тема Наименование мероприятии с детьми Итоговые мероприятия при реализации проекта Работа с родителями дата

1 этап

Разработка проекта постановка целей и задач; подбор методического материала; создание предметно – развивающей среды (подбор художественной литературы по теме, аудиозаписей и видеоматериалов, фотоальбомов и т. Д.) Консультация для родителей. «Многонациональное Оренбуржье» 1.03- 08.03

2 этап

«История Оренбуржья». Беседа о крае. Оренбургская область на карте России. Рассматривание альбома «Оренбуржье мое». Беседа, рассказ об истории возникновения Оренбурга. Символика родного края. Рассматривание фотоальбомов «Дружный мой край», «Национальная деревня». Презентация «Краеведческий музей Оренбурга»

11.03 -15.03

«Народы Оренбуржья» Беседа о народностях, населяющих наш край, о видах поселений. Выставка рисунков «Оренбуржье многонациональное». Знакомство с песней В. Позднеева «Край Оренбургский». Разучивание стихов И. Гаврилова «Цвет у неба бирюзовый…», «Оренбуржье». Дидактические игры: лото «Мой Оренбург», пазлы «Памятники Оренбурга» выставка фотографий родителей на тему «Дружный мой край», «Моя семья»;

18.03 – 29.03

«Традиции и культура татарского народа».

Беседа о татарских народных традициях. Рассматривание татарского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Татарские народные сказки «Шах-петух», «Падчерица». Беседа о татарских народных праздниках. Слушание песни на слова татарского писателя Г. Тукая «Су анасы». Хоровод «Продаем горки». Татарский музыкальный инструмент «Золотоголосая гармонь». «Подвижная татарская игра «Сары буре». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. выставка рисунков: «Национальный костюм»; 01.04 – 10.04

«Великий русский народ». Рассматривание русского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм». Беседа о русских народных традициях. Видеоролик «Открытие русского подворья». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Хоровод «Во поле березка стояла». Беседа о русских народных праздниках. Просмотр концерта Оренбургского народного хора. Русские народные частушки. Русский музыкальный народный инструмент «Балалаечка моя!». «Подвижная русская игра «Коршун». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. музыкальный досуг: «Песни моего народа»; 11.04 – 19.04

«Дружелюбные башкиры» Рассматривание башкирского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм». Беседа о башкирских народных традициях. Видеоролик «Открытие башкирского подворья». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Башкирская народная сказка «Шурале». Беседа о башкирских народных праздниках. Башкирские народные песни. Хоровод «Хакысташ». Башкирский музыкальный инструмент «Душевный курай…». «Подвижная башкирская игра «Тимербай». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. день народных игр 22.04 -30.04

«Хлебосольный украинский народ» Рассматривание украинского народного костюма. Знакомство с головными уборами. Мужская и женская одежда. Фотоальбом «Национальные костюмы». Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм». Беседа о украинских народных традициях. Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Украинские народные сказки «Волк, собака и кот», «Бульба». Беседа о украинских народных праздниках. Народные украинские мелодии. Хоровод «Мельница». Украинский музыкальный инструмент «Таинственная кобза». «Подвижная украинская игра «Высокий дуб». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. Видеоролик «Открытие украинского подворья». 1.05 -10.05

«Культура армянского народа» Беседа об армянских народных традициях. Рассматривание армянского народного костюма. Фотоальбом «Национальные костюмы». Альбом «Национальные блюда». Дидактическая игра «Чье подворье?». Армянские народные сказки «Бесхвостая лиса». Беседа о народных праздниках. Подвижная армянская игра «Дай руку». игра-путешествие по Оренбургской области: «К бабушке в деревню»;

ярмарка домашней выпечки: «Национальное блюдо»; 13.05 -22.05

«Дружный народ Оренбуржья» Музыкальный досуг «Песни моего народа». «Каждый по-своему маму поздравит». Вечер стихов на разных языках. Ярмарка «Национальные блюда». Фотовыставка: «Мама, папа, я — многонациональная семья». Беседа о семье, семейных традициях. Фотоальбом «Моя семья».

Оформление альбома «Народы Оренбуржья»

Изготовление макетов «Национальное подворье» 22.05 – 30.05

3 этап

Итоговые мероприятия Презентация макетов «Национальное подворье».

Праздник «Мы хоть и разные дети, но солнце всем одинаково светит»

31.05

Примечание:

Итоговое мероприятие «Мы хоть и разные дети, но солнце всем одинаково светит» было приурочено к празднованию дня детства

Сценарий прилагается.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о ООД по социально-коммуникативному развитию «Зачем нужны дорожные знаки»Фотоотчёт о ООД по социально-коммуникативному развитию «Зачем нужны дорожные знаки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Фотоотчёт.

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе (часть 1) 1.«Назови себя» Цель: формирование умения представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя.

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе (часть 2) 19.«Давайте поздороваемся» Цель: создание в группе психологически непринужденной обстановки. Воспитатель и дети говорят о разных способах.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «О дружбе и друзьях» Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию в старшей группе. Тема: «О дружбе и друзьях». Цель: обобщить и расширить знания детей.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба» в старшей группе Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию Тема: «Дружба» Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе. Программное.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?» Цели: развить у дошкольников осознанное отношение к семье, понимание роли всех ее членов (мама – хранительница семейного очага, папа – заботливый.

«Мои друзья». НОД по социально-коммуникативному развитию по программе «Детство» (средняя группа) Цель: Дать детям понятие о дружбе, учить детей правильно анализировать поступки других детей; закрепить умение бесконфликтного поведения;.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация»Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация» Тип проекта: долгосрочный, практико ориентированный, творческий, игровой. Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть» Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и вежливости) лежит в основе нравственного.

Проект в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Спешите делать добро»Проект в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Спешите делать добро» Разрешите представить Вашему вниманию проект по социально-коммуникативному развитию "Спешите делать добро". Вы скажите, тема не новая.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Проект по социально-коммуникативному развитию «Национальная культура народов Оренбуржья»
Опубликовано: 15 марта 2020 в 15:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки