Папки-передвижки

Проект по созданию центра экспериментальной деятельности «Хочу все знать»

Марина Муратшина
Проект по созданию центра экспериментальной деятельности «Хочу все знать»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 60 «Золотой ключик»

Проект

по созданию центра экспериментальной деятельности «Хочу все знать»

для воспитанников старшего дошкольного возраста

Воспитатели:

Муратшина М. Х.

Козырева О. Н.

г. Березники 2017

Проект «Хочу все знать»

Тип проекта : краткосрочный.

Участники проекта : педагоги, родители воспитанников.

Срок реализации: 1 месяц

Публикация «Проект по созданию центра экспериментальной деятельности „Хочу все знать“» размещена в разделах

Цель проекта : создание центра «Хочу все знать».

Задачи:

1. сбор методического материала, атрибутики для экспериментального центра «Хочу все знать» (картотеки, дидактические игры и др.).

2. привлечение родителей к активному сотрудничеству в образовательном процессе.

Предполагаемый результат:

1. Центр «Хочу все знать» для экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста, оснащенный необходимыми материалами и оборудованием, соответствующий требованиям ФГОС ДО.

2. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.

Содержание проекты :

1Этап

1 Разработка проекта.

2 Привлечение родителей к созданию центра «Хочу все знать» по экспериментированию, через:

• консультация для родителей «Для чего нужна экспериментальная деятельность в детском саду» (Приложение № 1);

• буклет для родителей «Детское экспериментирование - средство познавательного развития детей» (Приложение №2);

памятки: «Самое лучшее открытие- то, которое ребенок делает сам», «Экспериментирование в домашних условиях» (Приложение№3; №4);

• анкетирование для родителей «Ваш взгляд на мир» (Приложение №5).

2 Этап:

1. создание эскиза центра по экспериментированию;

2. подбор методической литературы;

3. подбор материалов, оборудования, игрушек, атрибутов, дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы;

4. оформление картотек:

• "Почемучка" от имени которого моделируется проблемная ситуация;

• картотека опытов с объектами неживой природы (Приложение №6);

• картотека «Песочная терапии» (Приложение № 7);

• картотека опытов и экспериментов с водой (Приложение №8);

• картотека для игр с мыльной пеной (Приложение № 9);

5. оснащение детской лаборатории:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

• детский микроскоп для изучения мелких частиц, клеточного строения.

измерительные приборы и инструменты: весы разного типа, термометры для измерения температуры тела, воздуха, в группе и на улице, линейки и сантиметры, пакеты для определения объема воздуха.

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

некоторые пищевые продукты: сахар, соль, крахмал, мука, семена бобов, фасоли, гороха и другие;

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркальце для игр с "солнечным зайчиком"; воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и другие;

• "Бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

коллекции: «Ткани», "Пуговицы", «Бумаги»;

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

• "Ящик ощущений" (чудесный мешочек);

• воск для исследования огня, воды. Исследование свойств воска (плавление и застывание).

• контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

• книги познавательного характера для среднего возраста;

• техника безопасности на занятиях по экспериментированию;

познавательные книги: атлас, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, энциклопедии «Почемучка».

3 Этап

Презентация - праздник для детей старшего дошкольного возраста «Хочу все знать».

Приложение № 1

Консультация для родителей

Для чего нужна экспериментальная деятельность в детском саду.

Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации.

В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания, мыслить

самостоятельно и творчески.

Выделяют несколько основных особенностей познавательной деятельности : ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминается надолго. Исследовательское поведение - особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребёнком представления о мире. Его главная цель -формирование у ребёнка навыков самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольникам необходимо давать задания, ориентированные на определённые задачи. Их можно сгруппировать в относительно цельные блоки:

• учимся видеть проблемы;

• учимся выдвигать гипотезы;

• учимся делать выводы и умозаключения.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В процессе организации познавательно - экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;

• развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

• развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;

• умение делать выводы, а также: развитие внимания, восприятия, мышления;

создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Приложение №2

Буклет для родителей

Детское экспериментирование-средство познавательного развития детей

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира -метод экспериментирования.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие - либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или в игру, ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет и предполагает решение следующих задач:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

-поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3– 7 лет и предполагает решение следующих задач:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

-расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

-поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Публикации по теме:

Дидактическое игровое пособие «Хочу всё знать!» Данное игровое пособие является многофункциональным средством, позволяющее проводить работу по познавательно- речевому развитию в совместной.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ФЭМП «Хочу всё знать!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 город Ейск муниципальное образование.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Передача «Хочу все знать» Конспект сюжетно – ролевой игры «Передача «Хочу все знать». Цель: Развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости.

Консультация для родителей «Мама, хочу все знать…» Наши дети очень любознательны по своей сути. Ему так важно знать, почему снег тает и почему собака лает. Но бывает так, что вопросы детей.

Научно-практическая конференция дошкольников «Хочу всё знать!»Научно-практическая конференция дошкольников «Хочу всё знать!» Цель:Вовлечение воспитанников в научно познавательную,практическую,исследовательскую деятельность. Задачи: Расширять знания детей в области.

Открытое занятие по изодеятельности «Хочу всё знать» (старшая группа)Открытое занятие по изодеятельности «Хочу всё знать» (старшая группа) Цель: формировать знания детей о жанрах живописи: портрет, пейзаж, натюрморт; составить коллективную композицию - аппликацию в жанре натюрморт.

Проект «Хочу всё знать!» старшая группа Проект «Хочу всё знать!». Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Ну а там - эксперименты.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Хочу все знать» Продолжительность: долгосрочный (2 года - старшая и подготовительная группы) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности.

Стенгазета «Хочу все знать по математике!» для родителей средней группыСтенгазета «Хочу все знать по математике!» для родителей средней группы Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием.

Уголок для экспериментирования «Хочу все знать!».Уголок для экспериментирования «Хочу все знать!». Экспериментированию в детском саду уделяется огромное значение. Для опытов мы в своей группе организовали уголок «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!» Собрали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по созданию центра экспериментальной деятельности «Хочу все знать»
Опубликовано: 29 апреля 2017 в 12:39
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по созданию центра экспериментальной деятельности «Хочу все знать»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Муратшина (УИ 751884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД