Проект «Система работы ДОУ по физическому развитию дошкольников с частичной реализацией гендерного подхода»

Елена Васильева
Проект «Система работы ДОУ по физическому развитию дошкольников с частичной реализацией гендерного подхода»

Актуальность проекта:

В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. среди приоритетов в области укрепления здоровья детей и подростков ставится задача совершенствования мероприятий, направленных на развитие физической культуры, спорта и организацию досуга. Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2015 г. среди целей, задач и принципов содержит направления повышения качества физического воспитания, проведения мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и молодёжи.

По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века. Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило законодательное обоснование в указаниях комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22.01.2003г. и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2003г. «Об освещении гендерного вопроса в системе образования».

В современном обществе проблема развития физических качеств детей является как никогда актуальной.

Цель: Развитие физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Реализуя выполнение данной цели, поставили перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации); творчества, самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанного отношения к ним, способности к самоконтролю и самооценке.

2. Формировать у детей полоролевое поведение девочек и мальчиков в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре и в самостоятельной двигательной деятельности; ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий; интерес и ценностное отношение к физической культуре.

3. Развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между мальчиками и девочками.

4. Воспитывать положительные нравственно-волевые качества личности ребенка в соответствии к принадлежности к полу.

5. Создавать в детском саду необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника.

Участники: инструктор ФК, дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели групп, старшая медсестра, родители воспитанников ДОУ.

Тип проекта: долгосрочный

Прогнозируемые результаты:

1. Развитие физических качеств дошкольников.

2. Воспитание детей разного пола, одинаково способных к проявлению и развитию личных склонностей, самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе, положительные нравственно-волевые качества личности ребенка в соответствии к принадлежности к полу, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между мальчиками и девочками.

3. Повышение интереса и ценностного отношения к физической культуре.

4. Совместные усилия семьи и педагогов приведут к улучшению здоровья, физического развития детей, формированию полоролевого поведения девочек и мальчиков, интересу и ценностного отношения к физической культуре.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: Сбор и систематизация информации: изучение литературы по развитию физических качеств детей, гендерному воспитанию.

Основной этап. Внедрение и реализация проекта: развитие физических качеств детей, частичная реализация гендерного подхода.

Заключительный этап. Аналитический: проведение диагностики физического развития и физической подготовленности детей и отдельно девочек и мальчиков, подведение итогов.

Для реализации задач в учреждении созданы оптимальные условия для сохранения жизни, охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития.

В детском саду большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе с детьми:

- Утренняя гимнастика до занятий

- Физкультурные минуты на каждом занятии

- Игры и упражнения между занятиями

- Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю.

- Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями: утром, после завтрака, на прогулке, после сна, на вечерней прогулке

- Бодрящие, коррегирующие гимнастики после сна

- Закаливание, воздушные ванны, босохождение по массажным дорожкам

- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия.

Развивая физические качества - ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость обратилась к разнообразию основных движений и их вариантов, что дало возможность развивать и совершенствовать эти качества. Направленное воздействие на развитие тех или иных физических качеств обеспечиваю подбором физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствую в процессе обучения движениям. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма – всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

Ловкость заключается в способности быстро и правильно осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Существуют два пути развития ловкости. Во-первых, ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. Во-вторых, ловкость возрастает, если дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения. Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Данное качество развиваю в упражнениях, выполняемых с ускорением по сигналам. Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Для развития гибкости нужно упражняться в растягивании мышц и связок, а также в умении напрягать и расслаблять мышцы. Равновесие — способность человека сохранять устойчивое положение. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.). Сила — степень напряжения мышц при их сокращении. Развитие способности к проявлению мышечных усилий является важным условием развития двигательных умений, т. к. многие из них требуют уже относительно развитой мышечной силы – бег, прыжки с места и с разбега, метание, лазанье. Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения ее эффективности. Для развития выносливости большое значение уже в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявить максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости.

Развиваем физические качества в ходе следующей деятельности:

1. Утренняя гимнастика до занятий поднимает эмоциональный и мышечный тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утреннюю гимнастику проводим ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).

2. Непостедственно-образовательная деятельность по физическому развитию в спортивном зале и на прогулке. Проводим следующие типы физкультурных занятий:

- Классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).

- Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты).

Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, упражнения с мячом и т. д.).

Сюжетные занятия - комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т. д.).

3. Подвижные игры (сюжетные и бессюжетные; элементы спортивных игр - волейбол, баскетбол, футбол, хоккей; по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени вызываемого у детей мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности).

4. Летние и зимние забавы на прогулках.

Летние игры--забавы: игры (с мячом, на асфальте, с песком и водой, соревнования, элементы спортивных игр, с музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы.); русские народные игры («Лапта», «Ловушки», «Жмурки» и т. д.); метание (попади в кольцо, метание дисков, набрасывание колец, «Кто дальше бросит?» и др.); соревнования; прыжки (через скакалку, прыгалка-резинка, попрыгунчики, чехарда, прыжки в длину с разбега, с высоты, из обруча в обруч и т. д.); игры и упражнения на равновесие (ходьба по скамейке, бревну, «Кто дольше простоит на одной ноге?»).

Зимние игры-забавы: катание на лыжах и санках, с горки, по ледяным дорожкам, игры в снежки и др.

- Спортивные упражнения (катание на велосипеде, на самокате).

5. Занятия, проводимые под аккомпанемент музыкального работника.

Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня.

Полоролевой подход в образовании представляет собой традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно тем нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к человеку культурно-исторически. Полоролевой подход больше опирается на физиологические различия между мужчиной и женщиной. Сегодня сторонники биологической обусловленности полового поведения чаще всего сосредоточивают свое внимание на данных нейропсихологии и психофизиологии, говоря о специализации полушарий головного мозга. Известно, что в головном мозге наличествует межполушарная асимметрия, в результате которой левое полушарие отвечает за речь и эмоции, а правое — за математические и пространственные способности. Распространены взгляды, согласно которым «типичные» девочки обладают доминирующим левым полушарием, а «типичные» мальчики — правым. Однако следует помнить, что людей с полным преобладанием какого-либо полушария практически не существует (кроме случаев патологии, а полушария работают во взаимодействии. Наконец, по исследованиям А. И. Захарова, каждый третий ребенок вообще не имеет доминирования ни одного из полушарий. Поэтому данные о биологической «обусловленности» и «врожденности» различий достаточно относительны. На основании многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер».

Гендер (англ. gender, от лат. gender «пол») – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности, и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

Следует отметить, что современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т. п., но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

Что может предложить гендерный подход?

- дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятиям спортом, а мальчиков – к самообслуживанию;

- организация опыта равномерного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

- снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их в выражению чувств;

- создание условий для получения девочками опыта самопоощрения и самооценки (например, технология дневника с фиксированием успехов в форме рисунков);

- привлечь обоих родителей (а не только матерей) к воспитанию детей.

Гендерный подход в образовании опирается на следующие принципы:

- отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний; нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола;

- отсутствие ориентации на их «особое предназначение» и признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей;

- реализация идей гендерного равенства;

- обеспечение каждому ребенку свободы выбора, поощрение его индивидуальных интересов и предпочтений;

- создание условий для возможности быть разными и девочкам и мальчикам.

- воспитание гендерно-несхематизированных детей.

Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е. Г. Леви-Гориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам выполнения большинства контрольных упражнений.

В ходе дальнейших исследований ученые приходят к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками (средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают результаты девочек; девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие, о различиях их двигательной активностью в повседневной жизни и интересом к физическим упражнениям, подвижным играм, и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.

Ученые С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно -

силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание,

борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.

По данным Э. С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, т. к. имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Осуществляем гендерный подход в образовательной деятельности по физической культуре по следующим направлениям:

1. Учет возрастных особенностей в формировании и совершенствовании двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.

2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница проявляется лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Раздельная программа для мальчиков и девочек основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных физических качеств).

3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

4. Построение соответствующей развивающей среды.

Мотивация для предоставления равных возможностей в физическом воспитании

- игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения).

- личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры).

- общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).

Формы работы:

- Непосредственно-образовательная деятельность по формированию гендерной, семейной и гражданской принадлежности «Есть такая профессия – Родину защищать», «Русские богатыри – защитники Отечества», «Будем в Армии служить» (по образовательным областям «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество») ;

- Подвижные, сюжетно-ролевые игры;.

- Развлечения, досуги, праздники;

- Тренинги, педагогические ситуации «Обратись ко мне по имени», «Поможем девочкам» и т. д. ;

- Беседы на тему полового воспитания «Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки»… ;

- Инсценировки, театрализованные представления;

- Разрешение различных проблемных ситуаций «На какого сказочного героя я похож (похожа?»;

- Конструктивные игры, поисковая деятельность.

Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий.

Методические приемы выбираю в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка.

Применяю следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:

Подбор упражнений, и оборудования для мальчиков и девочек. Предлагаются разные упражнения для мальчиков и девочек. Например: используются разные по весу мячи; девочкам ленты, мальчикам утяжелители; мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем. В упражнениях для развития и укрепления мышц плечевого пояса использовать различные предметы (для мальчиков – набивные мячи, кегли, гантели; для девочек – скакалки, ленточки, обручи).

Различия в дозировке. Например, мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5раз.

Различия в обучении сложным двигательным движениям. Метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам.

Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки - пчёлки).

Различия в оценке деятельности (Для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как.).

Расстановка и уборка инвентаря: девочки всегда убирают мелкий и легкий инвентарь, мальчики совместно убирают тяжелый.

Нормирование физической нагрузки: различная дозировка, продолжительность. (Например: девочки выполняют задание 5 раз, мальчики до 10).

Учет двигательных предпочтений детей. Мальчикам предлагать больше упражнений скоростно-силового характера (бег, метание в цель, вдаль, лазание, прыжки). Девочкам – упражнения в равновесии, гибкости, с мячами, лентами, упражнения с мячом и скакалкой, танцевальные движения.

Участие детей в играх и соревнованиях. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности. Именно в сюжетно - ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. Мальчики любят играть на улице, в большом пространстве, большими группами. Предпочитают спортивные игры и соревнования, длительные по времени. Девочки любят играть в помещении, в небольшом пространстве, малыми группами. В игре сотрудничают друг с другом.

Различия в требованиях к качеству выполнения заданий. От мальчиков добиваться четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий. От девочек – пластичности, выразительности, грациозности движений.

Музыка – одно из средств формирования гендерного поведения детей. На физкультурно - музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах деятельности. В музыкально - ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле.

Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей должно помочь ребенку осознать себя представителем определенного пола. Необходимо создать условия направленные на формирование таких качеств личности, которые позволяют быть успешным в современном обществе.

В практической деятельности, в различных ситуациях у ребенка следует формировать гендерные представления на основе моделей поведения характерных для его пола.

Модель поведения для мальчиков.

Маше не хватило места на скамейке. Как ты будешь действовать? У воспитателя рассыпались мячики. Как ты будешь действовать?

Модель поведения для девочек.

Воспитатель предлагает помочь, навести порядок и поиграть. Что выполнить сначала?

В установке и уборке физкультурного оборудования необходимо разделять роли детей. Мальчики и девочки выполняют разные поручения. Такая совместная деятельность развивает нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек. Мальчики вместе с воспитателем убирают более тяжелый инвентарь и спортивное оборудование, а девочки более легкое. Давая детям поручения, следует комментировать их. Мальчики сильнее девочек, поэтому помогут убрать деревянную доску и скамейку. Девочки помогут навести порядок. Маша аккуратно сложит платочки в коробку, а Даша уберет обручи.

Как воспитывать гендерно не схематизированных детей?

Сандра Липсиц Бем предлагает две стратегии:

Первая стратегия состоит в том, чтобы обучить детей различиям между полами, но без втягивания этих различий в ассоциативные сети, связанные с культурными определениями пола. При этом необходимо одновременно и тормозить знания детей о культурных представлениях о поле, и обеспечивать детей биологическими определениями пола. Т. е. объяснить детям различия между полами не на основе внешних признаков (одежда, стиль поведения, а на основе биологических факторов. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют анатомические и репродуктивные различия, родители ограничивают функциональную значимость пола и тем самым тормозят процессы гендерной схематизации.

Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную или «разрушительную» схему, с помощью которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные понятия о поле, вместо того, чтобы обучаться им (они будут перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда культура им их предложит).

Публикации по теме:

Стратегия работы по физическому развитию дошкольников в свете ФГОС до «Стратегия работы по физическому развитию дошкольников в свете ФГОС ДО» 17 октября 2013 года приказом Министерства образования и науки.

Значение гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста Методическая разработка «Значение гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Расширить представления педагогов.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с учетом гендерного подхода в первой младшей группе «Петушок и его семья» Конспект НОД в ясельной группе «Ромашки» по социально-коммуникативному развитию с учетом гендерного подхода «Петушок и его семья» Детский.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Педагогический проект «Система методической работы по приоритетному направлению работы ДОУ» ПАСПОРТ проекта в области гражданско-патриотического воспитания* 1. Наименование проекта «Система методической работы по приоритетному.

План по самообразованию по теме «Использование гендерного подхода в игровой деятельности младших дошкольников» Задачи: - изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме гендерного воспитания; - разработать перспективный.

Повышение качества работы по физическому развитию дошкольников посредством интерактивного взаимодействия педагогов ДОУ Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение.

Семинар «Решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода» Текст к презентации Федеральные государственные образовательные стандарты впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране.

Система работы по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников Система работы по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности воспитателя Лизуновой.

Система взаимодействия руководителя по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект «Система работы ДОУ по физическому развитию дошкольников с частичной реализацией гендерного подхода»
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 19:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

16 января. День зимних деревьев на МААМ

За зиму деревья многократно преображаются, становясь необыкновенными и прекрасными. Укрытые снегом или инеем, в этом зимнем наряде они становятся похожими на заколдованную страну Снежной королевы. И это...

«Всей гурьбой на каток ледяной!» Свободная деятельность на тему «зимние виды спорта»...
15 января отмечается День фигурного катания, самое время вытащить старые коньки и позвать друзей на лёд. А группа "Соловушки" из д/с 140 г. Ижевска решили...
Мастер-класс «Изготовление колобков из снега с использованием подручного материала»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с Вами своей новой находкой. Снежные колобки из снега. Наконец то мы дождались, когда выпадет...
Фотоотчёт о концерте вокального кружка ДОУ «Новогодний карнавал»
Продолжаю четвёртый год вести в ДОУ вокальный кружок для детей 4-7 лет. Занимаемся два раза в неделю по 30 минут. Сначала у нас идут дыхательные...