Папки-передвижки

Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Данелян Карина
Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону

подготовила: старший воспитатель МБДОУ № 246

Данелян К. Э.

Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Паспорт проекта

Вид проекта : творческо-исследовательский, познавательно- информационный

Участники: дети, родители, педагоги

Продолжительность: долгосрочный

Актуальность проекта

Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостные переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей последователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно иcкaть новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на сознание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Ocoбoe значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить из скрытые существенные связи с явлениями природы.

Во время реализации проекта особое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. Как уже упоминалось выше, ребенок по своей природе любознателен, активен. Для того, чтобы любознательность ребенка дошкольного возраста переросла в познавательную активность младшего школьника, необходимо создать благоприятные условия не только в дошкольном учреждении, но и дома.

Именно поэтому в проекте предусматривается систематическая работа с родителями, включающая проведение мастер классов, совместных мероприятий, консультирование родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Цель проекта :

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта :

1. Формирование у детей бережного, ответственного, эмоционально- доброжелательного отношения к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Развитие познавательного интереса к миру природы.

4. Сотрудничество с родителями в вопросах экологического воспитания детей.

Принципы реализации проекта :

- Принцип дифференциации и индивидуилизации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

- Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

- Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Этапы реализации проекта :

1 этап — Подготовительный

2 этап — Основной

3 этап — Заключительный

Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

1. Апробация содержания пpoектa «Экологии — это интересно

2. Проведение мероприятий в группе.

3. Сотрудничество с семьё й: консультации, совместное творчество родителей с детьми из природного материала и др.

Заключительный этап

1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2. Создание фотоальбомов.

3. Подведение итогов.

4. Презентация проекта.

Формы реализации проекта :

Игр -занятия

Наблюдения и экологические экскурсии.

Познавательное чтение.

Природоохранные акции

Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Совместные мероприятия с родителями.

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).

2. Библиотечка юного эколога.

3. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

Ожидаемые результаты:

1. Получение детьми первичных представлений о природе, многообразии животного и растительного мира планеты, иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану природы.

2. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

3. Сформированные навыки наблюдения в процессе поисково- познавательной деятельности.

4. Получение родителями необходимых знаний по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

План реализации проекта

Основные мероприятия реализации проекта

Сроки

Работа с воспитанниками

Игры — занятия с детьми познавательного характера

Чтение художественной и познавательной литературы

Продуктивная деятельность детей

Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры - путешествия

В течение учебного года

Работа с родителями

Акции:

- «Посади дерево»

-«Поможем друзьям меньшим» (организовать на участке «Столовую для пернатых»)

Консультация «Как организовать с ребенком сезонные наблюдения в природе»

Совместный досуг «Чудо дерево»

Совместное мероприятие: Выставка — конкурс поделок из природного материала «Вместе с мамой, вместе с папой»

Размещение информационного материала «Учим ребенка беречь природу»

Конкypc поделок из бросового материала

«Украшение для нашей елочки»

Разработка с родителями «маршрута выходного дня» - «Учимся радоваться природе»

Консультация «Экологическое воспитание В

семье»

Совместное озеленение участка

Конкypc рисунков «Раскрась бабочку красавицу»

Эколого -оздоровительный поход в Центральный

парк культуры и отдыха

Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике)

Фотовыставка семейных фото «Природа и мы»

Методическое сопровождение

1 Подборка художественной литературы по экологии

Подборка литературы познавательного характера Конспекты поисково — познавательных занятий

Сценарии досугов и развлечений экологическо-

познавательного характера Консультационный материал по теме

Приложение

Консультация для пeдaгoгoв

Какие экологические знания необходимо дать ребенку дошкольного возраста?

Мы уже знаем, что экология - наука комплексная. Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

• цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

• знания - не самоцель, они лить помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

• у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

• содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;

• содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

экологическое образование - част общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;

• нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научить понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

• ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода, но и навыков рационального природоиспользования.

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко и др.

Экологическое образование не является изолированным направлением (Дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цепи.

Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в

дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т. к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание в семье»

Цель: Дать методические рекомендации по формированию экологической культуры в семье, помочь осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности, познакомить с литературой по экологическому воспитанию детей.

1. Все чаще звучит в природе «SOS” - Остановись! Одумайся! - шепчут человеку леса. - Не оголяй землю. Не превращай ее в пустыню. - Пощади!- вторит земля. Ты вырубаешь деревья. Это лишает меня влаги. Я иссыхаю, старею. Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка. - Л знаю, ты научился летать к звездам. Это прекрасно. Но я тебе нужна и в полете. Я всегда буду с тобой. Ты не сможешь жить без моего хлеба, без моих цветов» Вот так Земля взывает нас о помощи, и мы с вами должны защитить ее, сберечь. Кроме этого мы должны научить ребенка делать тоже самое, ибо ему на ней жить дальше. Наша задача — подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый в отдельности в ответе за Землю.

2. Как же сформировать у ребенка гуманное отношение к природе? Прежде всего, через сострадания, заботу о тех, кто в ней нуждается, помощь попавшим в беду (животным, растениям). Но начинать надо с себя, ибо ребенок многое усваивает благодаря подражанию взрослым и прежде всего своим родителям. Поэтому всегда помните, что Вы вежливый и воспитанный человек, а. Человек вежливый и воспитанный не позволит весной резать, уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок. - Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет охапки лесных цветов. - Мы не должны сбивать ногами незнакомые нам или даже известные ядовитые грибы. Многие из них — лекарство для лесных обитателей. - Не следует ловить и нести в дом лесных зверушек и птиц. - Вежливый человек не оставит после себя свалки.

3. Необходимо как можно чаще бывать с детьми на природе. Ходите с ними в лес, парк. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. Внимание детей к различным объектам природы следует привлекать с помощью вопросов, жестов, эмоциональной речи, игр, обращение к поэтическим образам. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Побуждает к размышлению и сомнению. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности наблюдательность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов - «что?»,

«как?», «почему?».

4. Но очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и результат такого отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребенка к природе угаснет. Задумайтесь! Не губите хорошие начинания в детской душе. Постарайтесь пополнить свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы.

5. Не отстраняйте детей от ухода за животными, растениями. Наоборот необходимо включить детей в посильную для их возраста практическую деятельность. В процессе труда в природе совершенствуются трудовые навыки и умения природоохранного характера. Итак, роль семьи в защите природы огромна. Именно она может привить ребенку любовь к природе, изменить отношение к ней.

Анкета для родителей

1. Есть ли у Вас дома животные, растения?

2. Кто за ними ухаживает?

3. Приобщаете ли Вы ребенка к уходу за животными, растениями?

4. Доверяете ли Вы ребенку самостоятельно, без Вашей подсказки, ухаживать за животным (растением?

5. Если ребенок что- то делает не так. Ваши действия а) Вы не обращаете внимания 6) Кричите, например «не рви», «не топчи» и т. д. в) Поступаете как- то иначе

6. Читаете ли Вы с детьми книги о природе?

7. Всегда ли Вы сами поступаете правильно по отношению к природе?

Дидактические экологические игры

«Что было бы, если из леса исчезли..»

«Береги природу»

«Где снежинки?»

«Угадай растение»

«Птицы, рыбы, звери»

Экологические сказки

«Родник»

«Дождевой червяк»

«Маленькие путешественницы»

«Кролик и зайчиха»

«Как скворец себе дом выбирал»

«Катя и божья воровка»

Публикации по теме:

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Дидактическая игра по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что растёт в огороде?»Дидактическая игра по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что растёт в огороде?» Цель игры:Продолжать формировать представления детей об овощных культурах,правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека. В игру возможно.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Картотека игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаКартотека игр по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Ведущий вид деятельности дошкольников – игра, поэтому в рамках реализации Проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник»Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник» Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо ягода-шиповник». Тема: «Чудо ягода-шиповник». Возрастная.

Конспект занятия по экологическому воспитанию для младшего дошкольного возраста «Медовое путешествие» Цель: Уточнение представления детей о мёде, его полезных свойствах, ознакомление детей с некоторыми медоносными растениями,воспитание любви.

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаМетод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.

Методическое пособие по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «Сезонное дерево»Методическое пособие по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «Сезонное дерево» Данное методическое пособие состоит, из четырех сторон, которые соответствуют, определенному времени года. Каждая сторона наделена приметами.

Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Этот разноцветный мир» Проект по сенсорному развитию детей "Этот разноцветный мир". ВВЕДЕНИЕ. Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 октября 2020 в 11:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД