Светлана Головина
Проект по экологическому воспитанию детей раннего возраста «Осень — чудная пора!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Осень - чудная пора».
Автор проекта: Головина Светлана Викторовна
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность:
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей раннего возраста „Осень — чудная пора!“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, запахов. Сколько возможностей для развития чувств, речи, движений, воображения. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Поэтому, так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста.
Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку, поэтому необходимо с самого раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса к взаимосвязи явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.
«Экологическое воспитание» ребёнка раннего возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Мы должны научить малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу.
Только совместными усилиями дошкольного образовательного учреждения и родителей, в условиях образовательного процесса ДОУ и семьи можно достичь положительных результатов.
Цель: Развитие познавательных способностей и речи детей, путём расширения знаний о сезонных изменениях в природе и систематизации уже имеющихся знаний.
Задачи:
• формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе (разноцветные листья на деревьях, похолодало, идут частые дожди, дует ветер, листья летят с деревьев);
• расширять представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций ;
• расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
• развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
• способствовать развитию памяти, восприятия;
• воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
• закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
• расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
• применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, театрализованной, коммуникативной, двигательной);
• повышение заинтересованности и активное участие родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления знаний об окружающем мире, для сенсорного воспитания. Проект поможет заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Благодаря работе по проекту дети научаться наблюдать, воспринимать происходящие вокруг них сезонные явления – листопад, холодный дождь, ветер и пр., познакомятся с качествами природного материала, у детей активизируется словарь (научатся называть цвет осенних листьев, разовьется зрительное и слуховое внимание, укрепится сила мышц руки.
Осень – время адаптации детей к условиям детского сада. Общение с природой даст заметный оздоровительный эффект, поможет снять психологическую напряженность, стресс и агрессивность, настроит на доброжелательное отношение ко всему живому.
Этапы проекта
1 этап - Подготовительный
• составление плана совместной работы с детьми, родителями;
• разработка конспектов НОД;
• подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
• подбор художественной литературы по теме;
• подготовка для родителей информационных листов по темам «Деревья», Ягоды, грибы», «Осень»;
• оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
• беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к образовательному процессу в ДОУ.
2 этап - основной (практический)
• Целевые прогулки на участке, а также по территории детского сада.
• Сбор природного материала для оформления коллективной работы «Падают, падают листья».
• Художественное творчество.
• Чтение художественных произведений посвященных осени, беседы на осеннюю тему.
• Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
• Прослушивание аудиозаписи П. Чайковского «Времена года», «Осень»
Работа с детьми по реализации проекта
«Осень - чудная пора»
Образовательные области:
Познавательное развитие: Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
«Осенний лес. Дары леса»
«Приметы осени»
«В гости к осени»
Беседы:
«Осенняя кладовая».
«Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень – золотая пора, какие бывают листья?».
Цикл наблюдений на прогулке:
- за осенними цветами,
- за листопадом,
- за небом, ветром,
- за работой дворника,
-за дождем, погодой,
- за перелетными птицами,
- за насекомыми,
- за деревьями, растущими на территории детского сада.
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени».
Экспериментирование:
Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)
Игры с песком: «Мокрый - сухой»
Игры с водой «Что, как плавает», «Переливание воды».
Дидактические игры:
«Сколько - листочков?», «Найди домик листочку»,
«Сложи картинку», «Большой - маленький»,
«Найди такой же листик», «Разложи овощи по корзиночкам»,
лото «Осень», «Овощи, фрукты», «Грибы, ягоды».
Речевое развитие: Творческое рассказывание детей по темам:
«Мы гуляли на участке», «Что я видел на улице?»,«Какая осень?».
Рассматривание иллюстраций об осени.
Словесные игры:
«Что растет в саду?», «Во саду ли во городе», «Узнай и назови»,
«Что бывает осенью?», «Чего не стало?», «Времена года»,
«Чудесный мешочек».
Чтение художественной литературы:
«Падают листья» М. И. Венсен, «Дождик» Е. Благинина,
«Осенью» Плещеев, «Листопад», «Огуречик - огуречик», «Дождик- дождик», Я. Тайц «По грибы, по ягоды», М. Пришвин «Листопад»
А. Плещеев «Осень наступила», Н. Калинина «В лесу», «Осеннее»
И. Токмакова «Осенние листья»
сказка «Репка».
Социально – коммуникативное
развитие:Пальчиковые игры:
«Варим мы компот», «Мы капусту рубим, рубим».
Рассматривание иллюстраций «Осень»,
сюжетных картинок: «Овощи», «Фрукты», «Грибы»,
«Осень золотая», «Репка»,
Дидактические игры:
«Что растет в саду?», «Во саду ли во городе»,
«Узнай и назови», «Что бывает осенью?», «Чего не стало?»,
«Времена года», «Чудесный мешочек».
Игры – драматизации:
«Игры - манипуляции с муляжами овощей, фруктов»
Театрализованная игра «Репка»
Игра-инсценировка «Есть у нас огород»
Настольно – печатные игры:
«Времена года»
Сюжетно-ролевые игры:
«Одень куклу на прогулку»
«Магазин» (покупаем овощи и фрукты)
Трудовая деятельность:
сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков для гербария)
уборка опавшей листвы.
подготовка клумбы группового участка к зиме.
Беседы:
«Осенние хлопоты человека осенью»
«Кто живёт в лесу?»
«Грибы съедобные и не съедобные».
Художественно-эстетическое развитие: Аппликация (коллективная работа): «Осеннее дерево».
Рисование: «Дождик», «Листопад».
Лепка: «Яблоки», «Мухомор», «Грибочки», «Ветка рябины».
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень»
Пение:
«Желтые и красные листики», «В огороде мы трудились», «Дождик» слова Пикулевой.
Музыкальная игра с пением:
«Есть у нас огород»
Досуги, развлечения:
«Осенний праздник»
Физическое развитие: Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров»
Подвижные игры: «Собери осенний букет», «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад», «У медведя во бору».
Физкультминутки: «Клён», «Листопад», «Грибы»
Пальчиковая гимнастика: «Варим мы компот», «Мы капусту рубим, рубим», «Листья» и др.
Мероприятия по работе с родителями:
• Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной».
• Совместная деятельность родителей и детей «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала).
• Ознакомление родителей с информационными листами по данной теме.
• Индивидуальные беседы о том, как одевать детей на прогулку осенью.
3 этап – заключительный
• Выставка поделок из овощей, фруктов, природного материала, выполненных родителями с детьми дома.
• Коллективная работа «Падают, падают листья».
• Картотека с загадками «Осень».
Презентация проекта:
• досуг «Заглянула Осень в детский сад»;
• папка-передвижка «Осень – славная пора».
Результаты проектной деятельности:
• в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Литература:
1. М. В. Коробова «Малыши в мире природы» М. «Просвещение, 2005 г.
2. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Я познаю мир» Санкт – Петербург «Паритет» 2004 г.
3. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Васильева «Кроха»: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет М. : Просвещение, 2000 г.
4. Н. В. Рыжова «Развитие речи в детском саду». Ярославль «Академия развития», 2007 г.
5. Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста». М. «Мозаика – Синтез» 2009 г.
6. «Самые маленькие в детском саду». Из опыта работы московских педагогов под редакцией В. М. Сотниковой. «Линка – пресс», 2005 г.
7. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». М. «Мозаика - Синтез» 2009 г.
8. Л. Павлова, В. Сотникова «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования» М. «Обруч», 2013 г.
9. Т. Е. Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду» М. «Мозаика – Синтез», 20011 г.
10. Е. Е. Хохмякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 г.
Приложения
Подвижные игры
"Листопад"
Цель: закреплять знание детей о цвете, величине осенних листьев, понятие «листопад»; упражнять в произношении звуков тихо и громко.
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Взрослый: Дует лёгкий осенний ветерок: "У-у-у-у-у-у-у-у" (тихо - дети повторяют за воспитателем) Листочки едва шевелятся.
Подул сильный ветер: "У-у-у-у-у-у-у-у!" (громко - малыши вновь повторяют за воспитателем).
Заблудились мы в лесу, закричали мы: "АУ!" (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
"А-о-и-у". (Под музыку дети кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых жёлтые листочки, бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).
"У медведя во бору"
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные движения (убегать и ловить) .
Описание игры: Определяется "берлога" медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стихотворению, которое произносят хором:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Как только дети закончили говорить стихотворение, медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.
"Поедем в лес"
Цель: уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры: воспитатель вместе с детьми украшает цветами полянку, около деревьев кладет грибочки, на площадке натягивает два шнура (обозначив мостик через речку).
Воспитатель гудит, изображая паровоз:
Чух! Чух! Тых-чу!
Тых-чу, вор-чу!
(Дети стоят на месте, в такт тексту двигают вперёд – назад руками, топают ножками.)
Стоять на месте не хочу!
Колесами сту-чу, вор-чу,
Садись скорее, прока-чу!
Поезд начинает двигаться сначала медленно, затем «едет» быстро. Воспитатель поет:
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз.
Далеко, далеко ребят он повез.
Чу-чу-чу!
Но вот остановка. "Шшшш!" - повторяют дети за педагогом.
"Куда это мы приехали?" - спрашивает воспитатель. Если малыши затрудняются ответить, помогает: "Поезд привез всех на поляну, где растут цветочки". Дети собирают цветы.
Все цветы собраны в корзинки, "паровоз" даёт протяжный гудок. "Поезд" едет через мостик в "лес", где дети дружно собирают грибочки, а затем бегают от дерева к дереву, прячутся за них.
Опять протяжный гудок паровоза - все уезжают домой.
В "лесу" воспитатель может спросить, знают ли дети названия таких деревьев, как ёлка, береза.
Игра с листочками
Листочки летали, Дети свободно бегают по игровой площадке,
Листочки кружились; кружатся, взмахивая листочками по показу взрослого.
Листочки устали
И вниз опустились. Садятся на карточки, опускают руки.
Подул ветерочек Воспитатель изображает ветерок султанчиком,
На них – и опять бегает, кружась, взмахивая руками.
Все детки – листочки
Хотят полетать! Дети снова бегут, кружатся среди листопада.
«Дождик, лей»
Дождик лей, лей, лей, Дети машут руками.
На меня и на людей, Показывают на себя и на других ребят.
На людей по ложке, Складывают ручки ложечками.
На меня по крошке, «Крошат» ручками на себя.
А на Бабу – Ягу Делают страшное лицо.
Лей по целому ведру! Двумя руками «выплескивают» воду.
Физкультминутки:
«Клён»
- Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
«Листопад»
- Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
«Грибы»
- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперёд, назад)
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу).
«Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибаем пальчики по очереди.
Будем листья собирать. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Листья березы, листья осины, Загибаем пальчики по очереди.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
«Дождик»
Дождик, дождик, поливай! Кончиками пальцев ударяем по другой ладошке
Будет хлеба каравай, Вытягиваем руки вперед, соединяем их в «каравай»
Будут пряники и сушки, Лепим пирожки.
Будут вкусные ватрушки! Соединяем большой и указательный пальчики в колечко.
«Паучок»
Паучок бежал по ветке Малыши бегут ручками по столу.
А за ним все его детки. Ручки бегают от кисти до плеча.
Дождик с неба вдруг полил - Машут ручками.
Паучка на землю смыл. Ручки падают на колени
Солнце стало пригревать - Поднимают руки вверх, раздвинув пальчики.
Паучок бежит опять! Ручки бегут по столу.