Лучший педагог года

Проект подготовительной группы «Мастера сказок»

Елена Лебедева
Проект подготовительной группы «Мастера сказок»

Творческое название проекта «Мастера сказок»

Вид проекта Художественно-эстетическое направление

Участники проекта Воспитатели, дети, родители.

Проблема Трудности в формулировании и передаче мыслей, неразвитая коммуникация и речь, ограниченность воображения

Цель проекта Технологии ТРИЗ, «Детский совет», «Клубный час», как средство формирования связной монологической и диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Основные

Публикация «Проект подготовительной группы „Мастера сказок“» размещена в разделах

задачи проекта Образовательные :

- формировать умение самостоятельно придумывать текст сказочного содержания;

- учить детей взаимодействовать в диалоге, слушать и ана-лизировать мнение окружающих, играть разные социальные ро-ли;

- учить детей логично и связно излагать текст без пропусков и повторений, совершенствовать монологическую речь;

Развивающие:

- развивать навыки общения у дошкольников на основе лич-ного опыта;

- развивать умения связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст;

- развивать воображение, фантазию.

Речевые:

- развивать речевое творчество через сочинение и иллюстрирование сказок собственного сочинения;

- развивать связную монологическую речь детей путем изло-жения сказок собственного сочинения;

- укреплять навыки владения родным языком в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

Воспитательные:

- приобщать детей к ценностям совместной деятельности (выдвигать предложения, объяснять, договариваться, брать ответственность за результаты общего дела);

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- воспитывать у детей умение всегда выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

Ожидаемые

результаты - сформировано умение придумывать сказки;

- сформировано умение взаимодействовать в диалоге, слу-шать и анализировать мнение окружающих, играть разные со-циальные роли;

- повышен уровень связной речи дошкольников, усовершенствована монологическая речь;

-развито речевое творчество

- развито умение связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст;

- развиты воображение, фантазия.

- дети приобщены к ценностям совместной деятельности;

- воспитан у детей самоконтроль за речью;

- воспитано умение всегда выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

Технологии и методики, используемые в работе Методы и приёмы работы со сказкой, «Детский совет», технологии ТРИЗ, «Клубный час»

Характер контактов Внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй, с младшей возрастной группой

Продукт проектной дея-тельности Изготовлен сборник сказок детей внутри одной возраст-ной группы

Анализ и оценка

результатов проекта Гипотеза подтвердилась: повысилась речевая, коммуникативная и познавательная активность воспитанников

Введение.

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является речевое развитие дошкольников. Его основная цель - формирование к завершению дошкольного возраста универ-сального общения юного человека с людьми, которые его окружают, когда до-школьник старшего возраста способен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению и полу представителями общества.

Для достижения поставленных цели и задач использованы методы:

1. личных наблюдений;

2. изучения специальной литературы, изданий периодической печати,

3. интернет-ресурсов;

4. словесные игры по сказкам;

5. настольные игры по сказкам;

6. сравнительного анализа.

1. Этап организационный

В нашем детском саду, во время тематической недели «Профессии», наши воспитанники задали вопрос о возможности овладения какой-либо профессией в дошкольном возрасте.

Обсудив и рассмотрев разные профессии, дети пришли к выводу, что та-кими профессиями являются: певец, дворник, писатель, художник, садовник. Дети решили, что овладеть этими профессиями может даже ребёнок, что для этого не нужно много знать и уметь.

Таким образом, были распределены детьми профессии, которые они сами выбрали и решили сами попробовать себя в этой роли. Было решено, что обмениваться впечатлениями они будут на «Детском совете», который в нашей группе проходит еженедельно. Через несколько дней, мы собрались вместе, и дети озву-чили свои впечатления, а мы выслушали впечатления ребят.

Ваня рассказал, как он пробовал профессию садовника – помогал бабушке на огороде и в саду. От бабушки он узнал, что, конечно же, основное время года для работы у садовника - это лето. Но и в другое время года у садовников много дел. Уже в конце зимы и в начале весны, пока на улице лежит снег, начинается посадка некоторых цветов в специальные формы – горшочки, для выращивания рассады, которые весной высадят на клумбы нашего города. Садовник — специ-алист по уходу за садом или любым озеленённым объектом. Садовник должен обладать большим знанием о цветах и деревьях. Садовник выполняет работы по уходу за садом: прополка, полив, подкормка растений удобрениями, которые способствуют быстрому росту растений. Удобрение - это как еда для нас с вами, но только для цветов. Садовники занимаются обрезанием и стрижкой декоративных и плодовых растений, цветников, посадкой растений. Ваня увидел, что у садовников, как и любой другой профессии, есть свои инструменты, которые все надо использовать в своей профессии. Это разнообразные лопаты (от боль-шой до маленькой, тяпки, грабли, лейки, ведра. Все эти инструменты или по-другому они называются - инвентарь, помогают и облегчают труд садовника.

В итоге своего опыта, Ваня понял, что профессия садовника очень интересная, но совсем не лёгкая. Нет, понял он – это не для детей. Просто помогать садовнику в саду – это одно, а заниматься этой профессией каждый день, не забывая ни об одном растении - это тяжёлый труд.

Маша попробовала себя в профессии певицы. Она поняла, что иногда одно-го голоса для достижения успеха певцу бывает недостаточно. Их прославляет его необычное звучание. Прежде, чем появиться перед зрителями, певец много своего времени посвящает сложной, требующей терпения и трудолюбия работе. Она заключается в постоянных тренировках голоса, заучивании песенных текстов. Много усилий затрачивается на овладение правильной дикцией, актёрским мастер-ством. Нередко певцу приходится осваивать движения хореографических постановок, то есть на сцене ему необходимо не только петь, но и танцевать. От стар-шей сестры она узнала, что главными качествами певца являются наличие голоса и музыкального слуха. Стоит учесть, что одного таланта будет мало: ему важно входить в контакт со слушателями (и на сцене, и вне неё, уметь импровизировать. В связи с публичностью профессии певец должен быть общительным, приветливым. Такому специалисту нужна готовность к постоянной физической активности и участию в гастрольных турах.

После ежедневных тренировок дома и в саду, Машин голос сел, она устала так, что некоторое время даже говорить было тяжело.

Таким образом, Маша выяснила, что профессия певицы требует хорошей физической подготовки, высокой силовой выносливости и крепкого здоровья. Быть певицей – тоже нужно много учиться. Иногда выступать на утренниках в детском саду – это одно, а ежедневная работа над собой – это совсем другое.

Миша поделился своими впечатлениями, как он решил помочь папе – очи-стить снег во дворе, взять на себя роль дворника. Каждый день он выходил на улицу и очищал то папину машину, то дорожку к детской площадке, то горку от снега. Миша приходил домой очень уставшим. Папа рассказал, что на современном дворнике лежит не меньше обязанностей. Это и очистка закрепленной терри-тории от мусора и отходов, а так же снега и льда. В зимнее время года во время снегопадов самоотверженный и героический труд дворника спасает граждан от опасностей, возникающих вследствие обледенения пешеходных дорожек. Наличие в раннее время суток (когда все спят) дворников на улице, позволяет незаметно и тихо навести чистоту и порядок без помех автотранспорту. Миша побеседовал с дворником, который работал у них во дворе и узнал, что в работе дворни-ка используются различные инструменты и приспособления: метлы; лопаты; грабли; топоры; ломы; тряпки; щетки и др. Поддерживать любую придомовую территорию (независимо от ее размера) в чистоте и порядке – это тяжелый труд, который требует от дворника ответственности и самоотдачи (чего только стоит уборка листьев осенью, когда они опадают с деревьев наиболее интенсивно). Миша убедился, что работа дворника – это целая наука, которая позволяет не просто "гонять" пыль и мусор с одного участка на другой, а делать уборку качественно, и даже красиво. Поэтому дворник обязательно должен обладать такими личностными качествами, как: пунктуальность, аккуратность, творческий под-ход, трудолюбие, ловкость, терпеливость, выносливость, доброжелательность, общительность.

Полина рассказала нам, как она пыталась освоить профессию худож-ника-иллюстратора. Она разобралась, что художник-иллюстратор не только создаёт рисунки к тексту, но и оформляет всю книжку, каждую страничку, изучив книжки дома и в саду. Чтобы иллюстрации были непохожими одна на другую, она использовала разные изобразительные материалы: краски, карандаши, фло-мастеры, мелки, угольки, гуашь и пастель, которые изучила с бабушкой в интернете и в магазине рукоделия. Художник-иллюстратор должен сделать сказки яр-кими, красочными, будить воображение и вызывать желание дочитать историю до конца. А ещё он должен обладать вниманием, воображением, фантазией и па-мятью. Он должен внимательно прочитать текст, чтобы иллюстрации соответствовали сказке.

Полине очень понравилось быть художником-иллюстратором, хотя это занимает много времени и требует усидчивости и терпения, чтобы сделать свою книжку не только интересной, но и эстетически привлекательной.

Аня добавила к словам Полины, о чём узнала в детской библиотеке, куда она часто ходит с мамой. Владимир Григорьевич Сутеев – это не только детский писатель, а ещё художник-иллюстратор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок превратили рисунки Сутеева в шедевры. Сказки Чуковского, проиллюстрированные Владимиром Сутеевым, хочется держать в руках и читать всем. Аня попробовала сочинять сказки – это было ве-село и интересно.

После длительных обсуждений, детьми были выбраны две профессии: профессия писателя и художника-иллюстратора, поскольку сочинительство исто-рий и рисование иллюстраций к ним, по мнению ребят, - это более доступное для них дело.

Воспитатель решил не переубеждать детей в том, что сочинение сказок и оформление их– это не простые занятия, чтобы дети, в ходе исследования, при-шли к этому сами.

Этап II. Планирование работы.

Мы с детьми решили собрать информацию по этому вопросу:

- изучили детскую литературу дома и в саду, попросили помощи у интерне-та;

- побеседовали с бабушками, самыми главными сказительницами;

- пригласили к себе в гости человека, который хорошо разбирается в жи-вописи – искусствоведа;

- посмотрели для вдохновения новый спектакль.

В рамках «Клубного часа» мы рассматривали и обсуждали разнообразные сказки и убедились, что сказки бывают разными : бытовыми, о животных, волшебными, а ещё их можно разделить на народные и авторские, но их всех объединяет вот что - писатель строит сказку по следующим правилам, алгоритму:

- Жили-были (кто герои сказки, как они выглядят);

- И вдруг однажды (неординарное событие);

- Куда он пошёл, кого встретил, что ему сказали, что он ответил, что ему сделали, какова его реакция;

- Из-за этого (запрет)

- Кульминация (герои справляются с проблемами)

- Развязка (чем сказка закончилась)

- Мораль сказки (герои сказки извлекли уроки из своих действий, их жизнь изменилась).

Гриша поделился своим поиском исследования истории возникновения сказок. Он рассказал, что раньше, при свете свечи или лучины, когда женщины и девушки занимались рукоделием: вышивали, шили, вязали, а на теплой печи собрались ребятишки, и слушали русских сказительниц. Слушали их сказки и взрослые и дети. Некоторые сказки сказительница сочиняла сама, другие слышала еще от своей матери или бабушки. Так и передавались сказки из уст в уста — от бабуш-ки к внукам и правнукам. Каждая сказительница рассказывала сказку немного по-своему, что-то добавляла от себя, что-то, наоборот, пропускала. Поэтому мы и не знаем, кто на самом деле является автором всех этих сказок. Их мы называем русскими народными.

Дети вспомнили, что в детском саду есть музей «Сказочная изба», а в каждой группе есть центр книги, но нет музея «Сказки нашей семьи». Они изъявили же-лание собрать коллекцию фотографий, где родители в детстве в костюмах ска-зочных героев. Так в нашей группе появился новый музей.

Когда к нам пришёл в гости искусствовед, он рассказал нам, что картины бывают разнообразными. В красках художники передают всю красоту природы и сказочных образов. Например, Виктор Михайлович Васнецов - один из первых русских художников, который показал сказочный мир, озаренный поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Мы узнали, что он создал ряд иллюстраций к «Коньку-Горбунку» и «Жар Птице». Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин: «Витязь на распутье», «Три богатыря». Знаменитое полотно «Иван Царевич на сером волке» написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, вос-производимых еще в лубочных изданиях 18 века.

Музыкальный руководитель помог нам в подготовке к этапу сочинения сказок и провёл музыкальное развлечение «День рождение бабы Яги», а так же пригласил в гости кукольный театр, чтобы мы смогли понаблюдать за работой актёров и узнать ещё одну добрую сказку.

Этап III. Реализация проекта.

В итоге голосования были запланированы следующие сказки :

- огородные;

- удивительные;

- сюрпризные.

Мы решили, что в конце каждой недели (каждого этапа) будет проводить-ся конкурс, где определятся победители. Дети выступали со своими сказками, а лучших определяло жюри. Дети решили, что жюри будем мы – воспитатели.

Огородные сказки мы выбрали, потому что на подоконнике своевременно у нас появился маленький огород, где дети посадили лук, фасоль и горох. В игровой форме дети знакомились с растениями и уходу за ними. Для этого так же был составлен календарь наблюдений, по которому дети описывали этапы ро-ста растений. Главными персонажами у нас там были лягушки. Именно они и стали основными персонажами первых детских сказок.

По традиции нашей группы, каждое утро мы используем для «Обмена утренними новостями». Здесь мы с детьми обменивались идеями по сочинению огородных сказок.

Вначале первого этапа мы решили провести так называемую тренировку и использовать для сочинения историй книгу. Ответы, «найденные» в книге, мы собирали в единый сюжет. Когда сказка была составлена, дети придумали ей название и пересказали содержание. Так мы начали работу по сказкам.

Во время рисования иллюстраций к своим сказкам, мы с детьми столкну-лись с проблемой придумать и нарисовать несуществующее животное или растение, явление природы, с обсуждением их настоящего и. Мы с детьми решили начать с того, чтобы наделить сказочных героев новыми, нехарактерными для них качествами. Дети с удовольствием придумывали, обращая злых героев в добрых, а добрых в смешных и рисовали их. Так мы развивали воображение и поднимали интерес к сочинению сказок;

По окончанию первого этапа, мы сделали вывод, который удивил всех:

- все сказки оказались похожими друг на друга, так как детям трудно бы-ло подобрать разнообразные вступления и концовки к сказкам;

- сказки были скучными, без кульминаций;

- некоторые дети даже забыли о том, что нужно было сочинить сказку, не отнеслись к этому серьёзно.

Таким образом, жюри отобрало только два победителя, но всё было справедливо, поскольку и сказки сочинили не все и сказки были однообразными.

Перед сочинением удивительных сказок (второго этапа, мы составили не-сколько важных условий, чтобы не повторить прежние ошибки:

- ребенок рассказывал свою сказку так, чтобы другие не слышали;

- договорились придерживаться структуры сказки (алгоритм);

- изготовить «Календарь ожидания Нового года»;

- решили, что победителей должно быть больше, как и приложенных к со-чинению усилий.

На занятиях по математике чтобы учимся сочинительству, мы с детьми ста-ли решать не простые, а сказочные задачи. Все свои сказочные задачки мы поместили в «Календарь ожидания Нового года», как и планировали.

В нашей группе есть дети с ОНР. Им сложно вести связную речь, состав-лять монологи и участвовать в диалогах, поэтому, применив приём «Ролевые диалоги» наш логопед Симонова Ирина Анатольевна помогла детям придумать различные речевые ситуации между сказочными персонажами по телефону, по почте или на прогулке;

На одном из развлечений, мы с детьми играли в путешественников-космонавтов. Наш космический корабль отнёс нас на необитаемую планету, где никто не живёт, а есть только несколько предметов. Дети придумывали, как мож-но спастись с помощью этих предметов, что необходимо с ними сделать, чтобы выжить на неизведанной планете. Это развлечение способствовало развитию фан-тазии детей и умению находить выход из трудных ситуаций.

Нам с детьми очень понравилось играть в сказочные игры, потому что они помогали детям на занятиях по развитию речи создавать совершенно новые сказ-ки. Мы помещали в волшебный ящик уже знакомые сказки, и на основе объеди-нения их элементов создавали новые сказки.

Утром, на «Обмене новостями», когда дети выдвигали новые идеи для со-чинения удивительных сказочных историй, мы заметили, что все ребята стали активнее себя вести, чем в начале нашего проекта. Артём изобрёл космический корабль, чтобы путешествовать по сказкам других миров. Андрей предложил взять интервью у пришельцев из волшебного мира.

В итоге второго этапа, когда дети выступали со своими сказками, оформленными иллюстрациями, жюри было отмечено, что изменились не только сказ-ки, но и иллюстрации к ним – стали ярче и необычнее. Истории уже не повторялись и все это заметили. Все согласились с мнением жюри, что победителей в этом этапе стало значительно больше.

Перед сочинением сюрпризных сказок (третий этап) мы приняли решение подарить их малышам из других групп. Тут следовало очень постараться, чтобы им понравились наши сказки.

Интересной игрой детям показалась «Рассказчик-обманщик», при котором рассказчик излагает знакомую детям сказку, намеренно изменяя детали, которые дети должны сами исправить. Здесь детям понадобилось и внимание и знание ска-зок.

В рамках «Клубного часа» к нам в группу пришли ребята из других групп и, конечно же, малыши. Они посмотрели, как мы сочиняем сказки, играем в настольные игры по сказкам, составляем рассказы по иллюстрированным сказ-кам, играем в настольный и кукольный театр. Мы, в свою очередь, узнали какие сказки, они любят и во что они играют.

Во время «Обмена утренними новостями» дети поделились своими впечатлениями о том, как читали свои сказки своим младшим братишкам и сестрёнкам и как они радовались этому, как оценивали их творчество.

В конце третьего этапа все дети оценили друг друга по достоинству и полу-чили заслуженную награду. Мы с детьми сделали вывод, что профессии писателя и художника-иллюстратора требуют много старания, творчества и усидчивости, научиться этому не просто.

В заключении проекта по сочинительству с использованием комплекса сказочных игр, театральных шапочек и при участии детей, воспитателей, логопеда, мы с детьми поняли, что из сказок можно создать сборник и придумать ему весёлое название.

Заключение

Во время «Клубного часа», дети поделились своими впечатлением со сверстниками: процесс создания книг – не простое дело, нужно много знать и уметь, чтобы конечный продукт получился достойным:

- связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст;

- взаимодействовать в диалоге, слушать и анализировать мнение окружающих, играть разные социальные роли;

- вести самоконтроль за речью;

- всегда выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

Одним словом, без помощи взрослых было бы трудно справиться с проектом.

Главный вывод детей: мы еще не можем быть настоящими авторами, мо-жем учиться этому, со временем все обязательно получится. Любой профессии нужно обучаться. Чтобы сказки были интересны другим, нужно строить краси-вые предложения, используя много описательных слов. Нужно много читать, общаться с интересными людьми, ходить в театр и любить то дело, каким со-брался заниматься.

На конечном этапе работы над проектом, дети, родители и воспитатели решили оформить сказки с иллюстрациями в целый детский сборник, а именно

- отнести сборник со сказками в библиотеку и проследить за количеством его читателей.

Публикации по теме:

Фольклорный праздник для детей подготовительной группы «Мастера и умельцы России»Фольклорный праздник для детей подготовительной группы «Мастера и умельцы России» Цель: расширять знания детей о духовной жизни народа России через слушание народной, национальной музыки, исполнении частушек, песен, танцев.

Фотоотчёт по изобразительной деятельности «Мозаичных дел мастера и мастерицы» в подготовительной логопедической группеФотоотчёт по изобразительной деятельности «Мозаичных дел мастера и мастерицы» в подготовительной логопедической группе Уважаемые коллеги и друзья,предлагаю вашему вниманию детские работы по художественно - изобразительной деятельности. Это будет аппликация,выполненная.

Конспект НОД «Мастера и мастерицы» для детей подготовительной группы к празднику «Рябинник»Конспект НОД «Мастера и мастерицы» для детей подготовительной группы к празднику «Рябинник» Цель: Создание условий для работы детей с природным материалом. Задачи: • Воспитывать любовь к родной природе и народным традициям через.

Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в мир сказок К. И. Чуковского» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок К. И. Чуковского». Учитель.

Музыкально-дидактическая игра для подготовительной группы с использованием ИКТ «Волшебная книга сказок»Музыкально-дидактическая игра для подготовительной группы с использованием ИКТ «Волшебная книга сказок» Музыкально-дидактическая игра для подготовительной группы с использованием ИКТ «Волшебная книга сказок» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему.

Проект для подготовительной группы «Белоствольная красавица»Проект для подготовительной группы «Белоствольная красавица» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ПРОЕКТ ДОЛГОСРОЧНЫЙ) Воспитатели : Федорова О. М. Малахова А. П. Актуальность: Современные городские.

Проект «По тропинкам сказок К. И. Чуковского»Проект «По тропинкам сказок К. И. Чуковского» Кая я и обещала, выкладываю наш проект по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Конспект занятия я опубликовала немного раньше, а сегодня.

Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа» Актуальность. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Проект «В мире сказок» (фотоотчет)Проект «В мире сказок» (фотоотчет) Что же так любят слушать все дети?И что же читают детям родители чаще всего?Сказки. Сколько бы я не становилась старше, сказки не перестают.

Ролево-игровой проект «Волшебный мир сказок»Ролево-игровой проект «Волшебный мир сказок» Файл "/upload/blogs/detsad-1778344-1553430773.jpg" не найден! олево-игровой проект «Волшебный мир сказок» Автор: Прасолова Галина Леонидовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект подготовительной группы «Мастера сказок»
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 21:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД