Приложение МААМ

Проект «Поэт, воспевший Березники»

Мария Воробьева
Проект «Поэт, воспевший Березники»
▼ Скачать + Заказать документы

М. В. Воробьева, воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 60» г. Березники Пермского края

Проект «Поэт, воспевший Березники»

Технологическая карта проекта

Содержание

Название проекта «Поэт, воспевший Березники в рамках тематического месячника «В Пермском крае мы живем!»

Тип Информационно-творческий

Публикация «Проект „Поэт, воспевший Березники“» размещена в разделах

Участники Педагоги, воспитанники родители воспитанников подготовительной к школе группы

Масштаб Краткосрочный (2 недели).

Актуальность проекта Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, с почетным гражданином поэтом и патриотом - Алексеем Решетовым - ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период. Кроме того, стихи Решетова - мощный воспитательный потенциал, ведь в них - любовь не только к городу, но и Родине, матери, размышления о жизни.

Цель Познакомить старших дошкольников с жизнью и творчеством березниковского поэта Алексея Леонидовича Решетова.

Задачи 1. Обучающие:

- познакомить дошкольников с стихами поэта А. Л. Решетова;

- работать над формированием навыков выразительного чтения стихотворений;

- обогащать словарный запас воспитанников;

2. Развивающие:

- развивать образное мышление, речь, интерес к отечественной поэзии;

- развивать творческие способности детей средствами разных видов художественно-продуктивной деятельности (художественное слово, рисование);

- создавать положительную эмоциональную атмосферу в совместной творческой деятельности (педагоги – дети – родители);

3. Воспитывающие :

- воспитывать чувство гордости, уважительное отношение к наследию поэта;

- формировать элементы гражданственности, духовности и патриотизма.

Механизм реализации

1 неделя

Понедельник

1. Беседа и просмотр презентации на тему «Уральский поэт Алексей Решетов»,знакомство с биографией поэта, рассматривание иллюстраций, фотографий о детстве, юности, зрелом периоде жизни поэта А. Л. Решетова.

2. Объявление о проведении конкурса чтецов и рисунков по произведениям А. Л. Решетова.

Вторник

1. «Нет конца материнскому свету,

Есть начало- и нету конца»

Образ материв творчестве А. Л. Решетова.

2. Организация выставки книг со стихами А. Л. Решетова.

Среда

Война и военное детство в творчестве А. Решетова

Рассказ о воинах освободителях, уроженцах Пермского края, расшифровка смысла строк «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

Четверг

О родном городе в творчестве А. Решетова.

Знакомство с творчеством Решетова о родном крае, рассказ об истории родного города.

Пятница

«Но волшебная книга природы

Остается со мною пока.»

Природа в творчестве А. Л. Решетова.

2 неделя

Понедельник

Тема дружбы, друзья поэта в творчестве А. Л. Решетова.

Вторник

Творческая мастерская «Был холст натянут на подрамник» - рисование иллюстраций по произведениям А. Л. Решетова

Среда

Экскурсия к памятнику А. Л. Решетова - знакомство с местом памяти поэта.

Четверг

1. Литературная викторина по произведениям поэта.

2. Подведение итогов конкурса на лучший рисунок по мотивам произведений поэта.

3. Оформление выставки «По страницам любимых строк» - формирование у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.

Пятница

1. Конкурс чтецов «О белый лист, поэту ты претишь» - упражнение в выразительном чтении стихов, закрепление знания стихотворений.

2. Создание альбома «Образ бережно хранимый» с репродукциями, фотографиями и стихами поэта.

Ожидаемый результат 1. Получение детьми углубленных знаний о поэте-земляке Алексее Леонидовиче Решетове, о патриотизме, о мужестве, о любви к Родине.

2. Формирование интонационной выразительности речи детей, умения передать характер стиха, положительные эмоции.

3. Пополнение развивающей предметно- пространственной среды группы картотекой с произведениями А. Л. Решетова, аудио, и -видеопродукцией о его творчестве.

4. Повышение профессионального уровня педагогов и культурного уровня родителей воспитанников, формирование у них навыков взаимодействия с детьми в образовательной деятельности

Трансляция проекта Презентация проекта на педагогическом совете.

Дальнейшее развития проекта - Сбор публикаций о творчестве поэта, посещение встреч, посвященных памяти А. Л. Решетова;

- Организация литературной гостиной с участием поэтов нашего города;

- Дальнейшее расширение и дополнение картотеки стихов, включение в нее стихотворений березниковских поэтов.

Приложения

Положение о смотре-конкурсе юных чтецов

«О белый лист, поэту ты претишь»

1. Общие положения.

1.1. Смотр-конкурс чтецов проводится в рамках реализации проекта «Поэт, воспевший Березники».

1.2 Настоящее положение определяет порядок проведения и организации смотра-конкурса.

2. Цели и задачи конкурса.

2.1 Повышение качества работы с дошкольниками по использованию литературы в их познавательно-речевом и художественно-эстетическом развитии.

2.2 Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям поэтов-земляков.

2.3 Формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений.

2.4 Выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения.

3. Условия конкурса

3.1 В смотре-конкурсе чтецов принимают участие воспитанники.

3. 2 В конкурсе предусмотрены следующие номинации:

«Моя Родина. Мой край»

«Душа и природа»

4. Сроки и порядок проведения конкурса.

4.1. Конкурс проводится в четверг второй проектной недели

4.2. Воспитатель сообщает жюри конкурса количество детей-участников, названия исполняемых ими произведений.

5. Жюри Конкурса.

В состав жюри конкурса входят:

- заместитель заведующего по воспитательно-методической работе детского сада,

- музыкальный руководитель детского сада,

- представитель родительского комитета.

6. Требования и критерии оценки чтецов

6.1. Выразительность и громкость прочтения.

6.2. Знание текста стихотворения.

6.3. Артистичность.

6.4. Умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения.

Каждый пункт оценивается по 3-х бальной системе.

7. Подведение итогов и награждение

7.1 Жюри конкурса определяет победителей в каждой номинации.

7.2 Победители номинаций награждаются дипломами.

7.3 Все участники конкурса награждаются поощрительными призами.

Приложение 2

Конспект экскурсии к памятнику А. Л. Решетова

Цель: познакомить детей с памятником А. Л. Решетову, показать его местонахождение.

Задачи:

Продолжать знакомить с достопримечательностями города Березники;

Вызвать интерес к творчеству А. Л. Решетова;

Расширять кругозор детей.

Предварительная работа:

знакомство детей с портретом А. Л. Решетова;

создание мини- выставки книг в группе;

чтение отрывка из повести А. Л. Решетова «Зернышки спелого яблока»;

заучивание стихотворения «Березникам» с детьми;

приглашение на встречу с детьми у памятника А. Л. Решетову И. Л. Волкова, поэта и прозаика, более двадцати лет руководящего литературным объединением «Элита» г. Березники, являющегося одним из организаторов создания литературного фестиваля «Решетовские встречи».

Активизация словаря: скульптор, портрет, поэт, зрелый возраст.

Оборудование: портрет А. Л. Решетова.

Ход:

-Ребята, мы пришли на улицу Первостроителей, на которой стоит памятник Алексею Решетову. Предлагаю сравнить памятник с портретом, есть ли сходство? (Да, человек, который изображен на портрете, очень похож на памятник).

В результате конкурса на лучший проект памятника, его автором стал скульптор Юрий Устинов. Памятник стоит на небольшом (около полуметра высотой) постаменте, общая высота памятника – 4 метра, материал – чугун.

В 2005 г. состоялось открытие памятника поэту Алексею Леонидовичу в г. Березники, в сквере у культурно- делового центра, в центре, в старой части города, очень любимой горожанами. Здесь любят проводить время и взрослые, и дети, и молодежь. Музыканты, любители творчества поэта, собираются около памятника и поют под гитары песни на стихи Решетова.

- В каком возрасте скульптор изобразил поэта? В детском, юношеском или уже в зрелом? (Поэт изображен в зрелом возрасте).

- Обратите внимание, памятник изображен во весь рост.

Во что одел скульптор поэта? (Поэт одет в костюм с удлиненным пиджаком).

Алексей Леонидович Решетов родился в Хабаровске 3 апреля 1937 года. В 1937 году его родители были репрессированы: отец расстрелян, а мать сослана в лагеря, сначала в Казахстан, затем, в начале войны, она была переведена в Соликамск на строительство бумажного комбината. В 1943 году она была освобождена без права выезда из Соликамска, поэтому дети вместе с бабушкой переехали к ней и снимали жильё в Боровске, в бараках около комбината. Позднее семья переехала в Березники.

После окончания школы Решетов учился в Березниковском горно-химическом техникуме и окончил его в 1956 году, получив специальность горного электромеханика. После этого он 26 лет работал на калийном комбинате, где проявил себя квалифицированным специалистом и хорошим организатором, за что неоднократно награждался руководством рудоуправления и предприятия «Уралкалий». Именно в этот период было написано большинство его стихов.

Решетова мы знаем, помним и любим. Какие стихи Решетова вы знаете? (Дети по желанию читают стихи).

- Я вас хочу познакомить с одним из любимых моих стихов Алексея Леонидовича. (Чтение отрывка стихотворения А. Л. Решетова "Березникам").

Березники, мои Березники!

Пусть кое-где о них и не слыхали,

Но только здесь шаги мои легки,

Здесь исцелимы все мои печали.

Как палочку волшебную держу

Я ветку тополиную в апреле.

Желаете? – взмахну и прикажу,

Чтоб вы, как этот город, не старели.

- О чем это стихотворение? (Стихи посвящены родному городу).

С нами на встречу пришел Иван Лукич Волков – поэт и прозаик, лично знавший Алексея Леонидовича Решетова.

- Иван Лукич, что вы можете рассказать о Решетове? Каким он Вам запомнился?

Дети задают вопросы, делятся своими впечатлениями.

Общее фото на память

Приложение №3

Литературная викторина

"Путешествие по стихотворениям Алексея Решетова"

Цель: закрепить знания детей о творчестве А. Л. Решетова.

Задачи: развивать коммуникативные способности, творческое мышление, познавательный интерес; формировать навыки работы в команде; воспитывать интерес к стихотворениям.

Материалы: звездочки из картона – 40 штук; фото к стихотворениям картинки с изображением города игрушек; на каждого ребенка – альбомный лист, карандаши цветные.

Предварительная работа: знакомство с краткой биографией А. Л. Решетова; чтение и заучивание стихотворений «Березникам»; рассматривание иллюстраций к стихотворениям; выставка книг «Творчество А. Л. Решетова»; рисование иллюстраций к стихотворениям А. Л. Решетова; объединение в 2 команды, выбор капитанов команд, придумывание названий команд; подготовка грамот и призов.

Ход викторины

- Ребята, послушайте стихотворение:

Я жил далеко на Урале,

В почти недоступной дали.

То льдины у ног проплывали,

То сено на лодках везли.

То словно разрытая яма,

То будто поверхность стекла,

То злая, то добрая Кама,

Как совесть людская была.

Я плыл в сентябре на пароме,

Открытом, без теплых кабин,

И все человечьи пороки

Казались мне пеной глубин.

- Кто автор данного стихотворения? (А. Л. Решетов)

- Совершенно верно. Прозвучало стихотворение Алексея Леонидовича Решетова. И я предлагаю сегодня вместе со мной отправиться в путешествие по его стихам. Путешествовать будем командами. Прошу капитанов представить свои команды.

1 задание «Доскажи стихотворение…»

- Первое задание «Доскажи строчку стихотворения». Я буду называть только первую строчку стихотворения, а вы проговаривать вторую. Будьте внимательны!

Березники, мои Березники!

Пусть кое-где о них и не слыхали,

Но только здесь шаги мои легки,

Здесь исцелимы все мои печали.

Как палочку волшебную держу

Я ветку тополиную в апреле.

Желаете? – взмахну и прикажу,

Чтоб вы, как этот город, не старели.

- Молодцы, ребята! За каждый правильный ответ я вручаю вам по звездочке.

2 задание «Угадай-ка»

- Отправляемся дальше? Следующее задание для команд – «Угадай-ка». Я задаю вопросы, вы на них отвечаете.

- Назовите произведения А. Решетова. («Березниковские мальчишки», «Березникам», «Мой край», «Хозяйка маков» и т. д.)

- О чем больше всего любил писать автор? (стихотворения, посвященные городу Березники)

- Писал ли поэт повести? (да)

- Кто вспомнит название повести по последнему слову «. яблок»? («Зернышки спелых яблок»)

- Кто главный герой повести? (А. Решетов)

3 задание «Расскажи стихотворение по картинке»

- Молодцы, справились с заданием. Получайте звездочки. Готовы к следующему испытанию? Тогда в путь! Следующее задание «Расскажи стихотворение по картинке». Перед вами лежат фотографии, нужно рассказать по ним стихотворение. (Для 1 команды – стихотворение «Березникам», для 2 команды – «Душа»).

4 задание «Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся стихотворению А. Решетова»

- И снова задание командам. Подойдите к столам, рассаживайтесь удобнее. Перед вами лежат альбомные листы и карандаши. Вам нужно нарисовать рисунок к любому понравившемуся стихотворению А. Л. Решетова. За каждый рисунок вы получаете по звездочке.

Выставка рисунков.

- Ребята, вы справились со всеми заданиями. Наша викторина заканчивается. Капитаны, давайте вместе посчитаем звездочки ваших команд.

Награждение команд памятными призами.

Приложение № 4

Примерный рассказ о военном детстве А. Л. Решетова

Третье апреля - день рождения замечательного березниковского поэта-земляка Алексея Решетова.

К воспоминаниям о своём военном детстве Алексей Решетов обращался всю жизнь — как в стихах, так и в повести «Зёрнышки спелых яблок». Он родился 3 апреля 1937 года. Ему было всего полгода, а его брату около полутора лет, когда во время сталинских репрессий был безвинно замучен и через год расстрелян его 28-летний отец, видный хабаровский журналист. Мать, прошедшая несколько сталинских лагерей, досиживала свой срок в Боровске - на севере Пермского края. Сюда и прибыли в 1945 году после трехмесячного пути из Хабаровска повзрослевшие Алёша с братом и бабушкой Ольгой Александровной Павчинской, воспитывавшей их всё это время без отца и матери.

За окошком вечер зимний.

Сорок третий год.

И стучит машинка «Зингер» -

Баба Оля шьёт.

Шьёт соседке-продавщице

платье кимоно.

Слабо греет керосинка -

Пальцы сводит хлад.

За работу будет пища -

Хлеб или пшено.

Но стучит машинка «Зингер» -

Внуки есть хотят!

Боровск - глубокий тыл, но там было множество бараков для пленных немцев и бендеровцев. В одном из таких бараков и ютилась семья Решетовых. Алексея Решетова постигла участь миллионов детей, переживших репрессии и Великую Отечественную Войну, и о тех тяжёлых временах нельзя никогда забывать. О себе и о военном детстве он писал:

Я из черного теста, из пепла войны,

И стихи мои, как погорельцы, грустны.

Лишь закрою глаза, и опять я – малец,

В неокрепшее темечко метит свинец.

И несет почтальон на потертом ремне

Безотцовщину черную брату и мне.

Детство было голодным, холодным, суровым. Вырос мальчик без отца. Жил Алеша с мамой и братом в коммунальном старом доме. Не было продуктов, еда «хлеб да соль…дощатый стол… и мамины картофельные лепешки, деруны».

Никогда не забуду, как во время войны

Из картошки из мерзлой мать пекла деруны.

Деруны на олифе и сластят, и горчат,

Но и этому радыя и старший мой брат.

Мы сидим в одеялах, за окошком мороз.

Письмоносец соседке «смертью храбрых…» принес.

И она прибежала к нам – белее стены.

Мать ее утешает… и горят деруны.

Но воспоминания детства все равно остались светлыми. Все было в радость. Первую детскую книгу Алеша увидел, когда переехали к маме, ему было уже 8 лет. Мама трепетно готовилась к встрече с детьми: в лагере, тайком, мастерила самодельные книжки. Сама рисовала, потом сшивала листы, а переплеты делала из черного толя, им покрывали бараки.

В детский сад Алеша не ходил, очень любил слушать рассказы, которые читал ему брат, а детские игры были совсем взрослыми.

«Мы поджигали в печке прутики от веника и напевали:

Не сожгем, не сожгем,

Всех фашистов перебьем.

Не сожгем, не сожгем,

Всех фашистов перебьем.

Несмотря на боль и смерть людей, он любил жизнь. Поэт верил в победу.

Я был пацаном голопятым,

Но память навек сберегла,

Какая у нас в сорок пятом

Большая Победа была.

Приложение № 5

Рассказ о дружбе А. Л. Решетова и И. П. Христолюбовой

Живущая в Перми на улице Пушкина детская писательница Ирина Христолюбова познакомилась с Алексеем Решетовым в пермском Союзе писателей, с тех пор они стали общаться и дружить. Ирина Петровна была частым гостем в доме Решетовых, но, по ее воспоминаниям, очень боялась его бабу Олю, которая была строга со всеми визитерами. Алексей Леонидович писал Ирине Петровне и ее мужу удивительно теплые письма: «Добрые ангелы мои…спасибо вам вечное за встречи и проводы… добрые други мои…» Очень жаль, что сегодня эти письма не сохранились.

Еще чаще они стали видеться в Перми, после переезда туда семьи поэта. Объединило друзей «Пермское книжное издательство», литературный клуб, в который входили Роберт Белов, Ирина Христолюбова, Лев Давыдычев, Алексей Решетов, Виктор Болотов. Семья Болотовых – еще одно место встреч друзей поэта. По словам Христолюбовой, Березники действительно, могут гордиться, что в 60-е годы у них жили два ярких поэта, как Решетов и Болотов. Об их тесной дружбе хорошо говорит в своем стихотворении «Тихий ангел», посвященном Ирине Петровне, ее подруга – поэтесса Анна Бердичевская

Просто нас объединяет

С небом в северной ночи.

Тот, кто это понимает-

Понимает все почти.

Мерилом дружбы людей являются не застолья и веселое времяпровождение, а реальное дружеское плечо в трудные минуты. Таких минут у Алексея Решетова было достаточно. Ведь у него не было желания пробиваться локтями. Он сам никуда не посылал свои стихи. Их рассылали по изданиям обычно его друзья. Ирине Петровне тоже приходилось перепечатывать на машинке рукописи будущего поэта по просьбе Льва Давыдычева. А чего стоит материал Христолюбовой, которая является автором воспоминаний о ГУЛАГе матери поэта, опубликованный в книге памяти жертв политических репрессий «Годы террора». И знаменитый фильм «Белый лист» об А. Решетове не появился бы без участия Ирины Христолюбовой и ее мужа Григория Мещерякова – редактора Пермского телевидения.

Приложение № 6

Тематический список стихотворений А. Л. Решетова

1. Стихи родном крае

«Эти тихие речки.»

«Проснулся я от солнечных лучей…»

«Я жил далеко на Урале.»

«Зеница ока – Родина моя.»

«На берегу дороги дальней

«Комсомольская сказка»

«Товарищ калийщик»

«Березникам»

«Здесь Ермак сбирал свою дружину.»

«Ни триумфальных арок, ни соборов.»

«Мой край»

2. Стихи о природе

«Последние листья опали.»

«Торопливо заглянув в ручей.»

«Пришла весна! Пришла весна.»

«Весна, похожая на осень.»

«Раздвигается валежник.»

«Сбросили снежные шапки дома.»

«Едва веселой синью.»

«Всюду снег еще и лед.»

«Сверчок»

«Прилетела голодная птица.»

«Иволга»

«Прозрачен купол небосвода.»

«Снова в наших палестинах.»

«Синичка»

«Едва веселой синью.»

3. Стихи о войне и военном детстве

«Когда стою у Вечного огня.»

«Я из черного теста, из пепла войны.»

«Никогда не забуду, как во время войны.»

«Война прошла, прошла война.»

«Ищите без вести пропавших.»

«Я был пацаном голопятым.»

«Хозяйка маков»

4. Стихи о матери

«Побывал на своем пепелище.»

«Ты одна перед Богом ходатай.»

«Отчий кров. Береза у окошка

«Ты слышишь, мама, я пришел.»

«У мамы цветы на балконе»

«На берегу дороги дальней

Публикации по теме:

Фоторепортаж зимняя прогулка на птичий дворик г. БерезникиФоторепортаж зимняя прогулка на птичий дворик г. Березники Зимнее время очень холодный, голодный и трудный период для птиц и не которых лесных жителей. В нашем городе в черте города есть выход в.

Проект для подготовительной группы «Морской проект» Проект «Морское путешествие» Тип проекта: краткосрочный, групповой, игровой, познавательный. Актуальность проекта: Тематика данного проекта.

Проект «Я сам» Проект «Я сам» Оглавление. 1. Пояснительная записка 2. Паспорт проекта 3. Постановка проблемы 4. Цель, задачи проекта 5. Участники проекта.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Моё имя» Тип проекта: информационно-поисковый. Вид проекта: групповой Продолжительность :краткосрочный Участники: воспитатель, родители, дети. Актуальность:.

Проект «Ну и лук!» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида ПРОЕКТ Тема: «Ну и лук!» Подготовила:.

Проект ПДД 1. О проекте Вид проекта: Познавательно-игровой-творческий Участники проекта: Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Проект по ПДД Вид проекта: творческо – информационный. Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: родитель и ребенок среднего возраста.

Проект «Этот День Победы!» (проект и планирование на неделю). Проект «Этот День Победы!» Подготовительная группа № 10. Вид проекта: - информационно-практико-ориентированный проект (по виду деятельности);.

Вечер поэзии «Город моего детства» (в гостях поэт и композитор Любовь Геннадьевна Руденко)Вечер поэзии «Город моего детства» (в гостях поэт и композитор Любовь Геннадьевна Руденко) Нашему городу Прокопьевску в этом году исполняется 85 лет. В честь этой даты во всех учреждениях города проходят разные мероприятия, и в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Поэт, воспевший Березники»
Опубликовано: 4 августа 2016 в 12:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Поэт, воспевший Березники»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Воробьева (УИ 271259) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД