Фирюза Мангутова
Познавательно — исследовательский проект «Весна идет! Весне дорогу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы ОРН для детей 6-7 лет № 7, родители.
Тип проекта: творческий, познавательный, исследовательский.
По количеству участников: фронтальный.
По характеру содержания: взаимодействие ребенка, семьи, общества с природными физическими явлениями, а так же предметным миром человека.
По характеру участия ребенка в проекте: исполнитель.
По продолжительности: долгосрочный (3 месяца).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Продукт проекта:
- коллективное панно «Весна идет! Весне дорогу»,
Публикация «Познавательно — исследовательский проект „Весна идет! Весне дорогу!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
- поделка из соленого теста «Жаворонок»,
- альбомы «Лексические темы. Ранняя весна, приметы», «Весна в русской поэзии и фольклоре»
- посадка выращенной рассады в открытый грунт,
- сборник консультаций для родителей по теме проекта.
Актуальность проекта:
Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу и кров. Красота ее вдохновляла поэтов и художников на создание величайших произведений. Кто из нас хотя бы однажды не замирал от восторга, любуясь тонкоствольной березкой, бурной или величавой спокойной рекой, нежным изящным подснежником.
Умение видеть и чувствовать красоту родной природы – большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, художественное слово о природе положительно влияют на развивающуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе создания какого-либо продукта, это дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя
Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, а также художественный труд - являются важнейшими средствами познания мира и развития эстетического восприятия, связанных с самостоятельной практической и творческой деятельностью человека. При грамотной организации развивающей среды при обучении изобразительной деятельности и художественному труду у детей формируются не только изобразительные навыки и умения, но положительная отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям жизни.
В подготовительной группе №7 разработан проект «Весна идет! Весне дорогу», продуктивная цель которого создание коллективного панно о постепенном пробуждении природы от зимней спячки. Особенность продуктивной деятельности: растянутость по времени. Наблюдая за сезонными изменениями, дети вносят изменения в картину, используя различные техники и приемы изобразительной деятельности и художественного труда. В специально организованных игровых ситуациях дети познают мир, учатся замечать красоту природы, делиться своими переживаниями с окружающими, отражать увиденное в своем творчестве.
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет:
В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т. д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры.
Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.
Гипотеза проекта:
Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей,
наклонностей; невозможно утверждение самоуважения,
чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.
В. Сухомлинский
Если ребенку предоставить возможность отражать свои наблюдения за пробуждением природы в продуктивной деятельности (создании коллективного панно «Весна идет! Весне дорогу!», обращать внимание ребенка на красоту природы в любое время года, учить замечать детали, знакомить с художественным словом русских писателей, фольклором, предоставляя свободу самовыражения в творчестве, то у ребенка сформируются предпосылки к эстетическому восприятию мира, более глубокому пониманию родной природы, ребенок научиться наблюдать и видеть взаимосвязь явлений, желание создавать, поддерживать красоту вокруг себя.
Цели и задачи проекта:
Цель: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру посредством различных видов деятельности.
Задачи:
поощрять, стимулировать самостоятельную творческую деятельность, оказывать содействие в удовлетворении потребности детей в самовыражении.
совершенствовать навыки и умения складывать бумагу по образцу в технике оригами;
помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме;
учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
расширять представления детей о весенних изменениях в природе;
знакомить с народными приметами: «Длинные сосульки- к долгой весне», «Если весной летит много паутины, то лето будет жарким» и др. ;
расширять представления о правилах безопасного поведения на природе;
формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности;
расширять представления о растительном и животном мире Оренбуржья весной;
уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
совершенствовать умения и навыки составлять рассказы о предметах, о содержании картины.
Развивающие:
развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность;
развивать способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;
продолжать работу по обогащению природоведческого словаря.
развивать связную речь - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Воспитательные:
воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ;
воспитывать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять;
воспитывать любовь художественному слову, уважение к труду человека;
воспитывать бережное отношение к природе;
учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Тематический план работы.
МАРТ:
Беседы «Пробуждение природы», «Грачи прилетели»
Наблюдения за сезонными изменениями в природе на прогулке.
Рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Рассматривание фотографий на тему «Ранняя весна»
Чтение стихотворений, загадок, примет о весне.
Знакомство с приметами марта.
Составление рассказов по сюжетным иллюстрациям на тему «Весна»
Составление мнемодорожки «Признаки весны».
Заучивание наизусть стихотворения о весне И. Тютчева «Зима недаром злится».
Дидактические игры из альбома «Весна»
Подвижные игры «Ручейки и озеро», «Покупатель и горшок».
Заучивание закличек о весне, солнышке, жаворонке.
Прослушивание аудиозаписи П. Чайковского «Времена года. Март»
Продуктивная деятельность (коллективное панно «Весна Красна»): оригами: птица грач; аппликация: деревья, береза, яблоня, куст сирени, гнездо, снег, льдины; рисование: проталины; лепка из соленого теста: жаворонки; поделка из бросового материала: скворечник.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Сборник консультаций для родителей «Роль оригами в развитии вашего ребенка»
АПРЕЛЬ:
Беседы «Пробуждение природы», «Грачи прилетели»
Наблюдения за сезонными изменениями в природе на прогулке.
Рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Рассматривание фотографий на тему «Ранняя весна»
Чтение стихотворений, загадок, примет о весне.
Знакомство с приметами марта.
Составление рассказов по сюжетным иллюстрациям на тему «Весна»
Составление мнемодорожки «Признаки весны».
Заучивание наизусть стихотворения о весне И. Тютчева «Зима недаром злится».
Дидактические игры из альбома «Весна»
Подвижные игры «Ручейки и озеро», «Покупатель и горшок».
Заучивание закличек о весне, солнышке, жаворонке.
Прослушивание аудиозаписи П. Чайковского «Времена года. Март»
Продуктивная деятельность (коллективное панно «Весна Красна»): оригами: птица грач; аппликация: деревья, береза, яблоня, куст сирени, гнездо, снег, льдины; рисование: проталины; лепка из соленого теста: жаворонки; поделка из бросового материала: скворечник.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Сборник консультаций для родителей «Роль оригами в развитии вашего ребенка»
МАЙ:
Беседы «Первоцветы», «Май краса весны»
Викторина «Весна»
Составление рассказа по мнемотаблице «Весна»
Знакомство с приметами мая.
Заучивание пословиц о труде, о месяце май.
Загадывание загадок.
Чтение стихотворений «Май –травень» М. Сухорукова, «Сирень» В. Викторова.
«Одуванчик» З. Александрова.
Рассматривание сюжетных иллюстраций альбома «Весна»
Рассматривание репродукций картин русских художников: И. И. Левитан «Цветущие яблони», С. В. Хананин «Сирень», Светлана Власова «Одуванчики»
Дидактические игры из альбома «Весна»
Прослушивание аудиозаписи П. Чайковского «Времена года. Май»
Малоподвижная игра «Воробей, чирикни».
Подвижные игры «Весенние цветочки», «Собери подснежники».
Продуктивная деятельность (коллективное панно «Весна Красна»): оригами: одуванчик; аппликация: цветы сирени и яблони, листья на деревьях, трава.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Консультация для родителей «Давайте детям ножницы»
Этапы и сроки реализации проекта.
1. Организационно-подготовительный (март).
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Выдвижение гипотезы, определение цели и задач проекта.
Изучение научно – методической литературы по данной теме.
Определение объема имеющихся у детей знаний, умений и навыков в рамках проекта.
Разработка мотивационных игровых ситуаций для введения воспитанников в проектную деятельность; подбор технологических карт выполнения в технике оригами «Грач», «Кораблик», «Домик», «Тюльпаны» и др. ; подбор картинок, сюжетных иллюстраций, дидактических игр, упражнений по тематике проекта; составление альбомов «Русские художники о весне», «Весна в русской поэзии и фольклоре»; консультаций для родителей.
Составление тематического плана реализации проекта.
2. Практический (март, апрель, май).
Реализация проекта в соответствии с тематическим планом проекта.
3. Заключительный (май).
Определение объема имеющихся у детей знаний, умений и навыков в рамках проекта.
Презентация коллективного панно «Весна идет! Весне дорогу!»
Систематизация и оформление проекта.