Паляева Елена Ивановна
Проект «Предметно-развивающая среда в первой младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Одним из непременных условий влияния среды на развитие ребенка является участием взрослого. Именно взрослый обеспечивает ребенку развивающее общение, передовая социальный опыт и знание об окружающем мире. Социализация возможна только в процессе общения с взрослым. Организованная соответственно его возрастным и индивидуальным потребностям, она становится развивающей.
Публикация «Проект „Предметно-развивающая среда в первой младшей группе“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Взаимодействуя с окружающей средой, ребенок не только познает свойства, качества, назначение предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игр. Воспитатель знакомит с доступными моделями общения, демонстрируя разнообразный «репертуар» коммуникативных средств, воспитывает доброжелательное отношение к другим: учит не отнимать игрушки, делиться, играть вместе, просить, благодарить, помогать, уступать. Благодаря правильно организованной предметной среде получают развитие социальные эмоции ребенка: забота, жалость, стыд, смущение.
Данный проект позволяет увидеть, что предметно-развивающая среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка. Она обеспечивает повышенную двигательную активность и растущую познавательную деятельность.
Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды
в детском саду.
Шаг 1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений МДОУ, определив наиболее проблемные зоны.
Шаг 2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей в группах.
Шаг 3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
Шаг 5. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
I этап – подготовительный (поисково-аналитический)
Проблема.
Создание предметно-развивающей среды, которая будет привлекательна, доступна и информативна для всех и для каждого ребенка в отдельности.
Актуальность.
Актуальность выбора темы проекта в том, что при отсутствии нужной предметно-развивающей среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности.
А ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Именно в процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым. Поэтому мы постоянно обновляем, меняем предметную среду.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Цель проекта :
Разработка модели предметно-развивающей среды (зона ближайшего окружения ребенка, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия с федеральным государственным стандартом.
Задачи проекта :
1. Продумать необходимость обновления предметно-развивающей среды для развития детей 3-4 лет.
2. Довести до всех и вовлечь участников образовательного процесса в обновление развивающего оборудования.
3. Создать предметно-развивающую среду для образования детей.
4. Систематизировать оборудование и методический материал по видам деятельности.
5. Стимулировать дошкольников на разные виды деятельности.
6. Развивать у воспитанников любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат :
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов.
При создании предметно-развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:
• Полифункциональности среды : предметно-развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
• Трансформируемости среды : это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
• Вариативности среды.
- Доступность
• Соответствия среды образовательной программе.
• Комплексирования и гибкого зонирования: построение межпересекающихся сфер активности.
• Открытости-закрытости: готовность среды к изменению, корректировке, развитию.
• Половых и возрастных различий детей.
Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне и экспериментировании.
Среда должна являться средством реализации творческих умений и навыков ребенка.
Активное использование среды ребенком, ее познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.
Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности.
Это предполагает решение следующих задач:
• обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
• формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.
• Обеспечить легкую степень адаптации ребенка к ДОУ.
При создании предметно-развивающей среды мы учитывали гендерную специфику и обеспечили среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Так же развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Воспитание и развитие происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду. Предметно-развивающая среда создается, чтобы обеспечить полноценное физическое, познавательное и социальное развитие ребенка.
Развивающая среда – это комфортность и безопасность обстановки, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, обеспечение возможностей для исследования, обеспечение возможности укрепления физического и психического здоровья детей.
II этап – практический (организация деятельности в рамках проекта)
Формы проведения проекта
• Тематические родительские собрания
• Просмотр журналов, интернета, содержащих предметно-развивающую среду
• Экскурсии по ДОУ
III этап – презентационный (презентация материалов проекта)
Учитывая требования ФГОС ДОО созданию предметно - пространственной развивающей среды и обеспечения условий для максимальной организации образовательного пространства, во 1 младшей группе «Пчёлки» МБДОУ «Росинка» оформлены следующие центры развития:
Центр
природы и экспериментирования Его основная цель - создание условий для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, разнообразии явлений природы; воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями; формировании начал экологической культуры.
В центре представлены : календари природы, времён года и суток в соответствии с программой «Развитие» в виде цветных диаграмм; комнатные растения, оборудование для ухода за ними. Созданы коллекции: камней, ракушек, муляжей овощей и фруктов. Подобраны дидактические картинки «Насекомые», «Животные», «Деревья»; атрибуты для экспериментирования - ёмкости различного объёма, песочные наборы, мельница для песка, игрушки для игр с водой, вертушки для игр с ветром.
В открытом доступе разнообразный природный и бросовый материал, предназначенный для проведения разных исследований: песок, глина, камни, семена растений, соломинки, крупы, шишки; камешки, пробки и т. д. Природный материал полифункционален, дети используют его в центре художественного творчества для поделок.
Центр безопасности
Цель - формирование основ безопасного поведения в быту, природе, социуме. Поэтому в центре безопасности был изготовлен макет перекрёстка дороги; куклы в профессиональной одежде пожарного и инспектора ДПС, машины разного назначения, дидактические игры и ситуации по безопасному поведению дома, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
Центр
физкультуры и здоровья
Центр служит для реализации двигательной активности у детей, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние их здоровья. Использую «дорожки здоровья» для массажа стоп разной фактуры, ребристые коврики, гимнастические палки, верёвки разной толщины, канаты, шнуры. Для ловкости рук резиновые и набивные мячи, массажные мячики, кольцебросы. Для коррекции осанки имеются гимнастические палки, скакалки, обручи; разноцветные флажки служат атрибутами для подвижных игр; мягкие гири, кегли- ориентирами. Всё это помогает развивать физические качества и укреплять здоровья детей.
Центр
конструктивно - строительной деятельности.
Центр создан с целью развития конструктивных навыков, логического мышления. Его содержание наполнено: конструкторами различного вида и размера «Лего». В соответствии с программой «Развитие» подобран строительный материал (кубики, кирпичики, конусы, цилиндры, размещены схемы-развёртки предметов простой геометрической формы (мяч, книга,пирамидка и др.) и схематическое изображение (предметов и животных, при помощи которых дети воспроизводят скрытые свойства объектов.
Центр книги
В центре книги создаём условия для развития речевой активности, интереса к литературе, желанию к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, освоению умений внимательно слушать и слышать литературное произведение.
В центре оформлены выставки книг писателей с их портретами; подборки детской литературы на разную тематику; энциклопедии, созданные руками детей и родителей; книжки – малышки; любимые сказки с иллюстрациями для словотворчества детей; наборы предметных и сюжетных картинок; модели-заместители персонажей сказок; фланелеграф для разыгрывания сказок.
Центр изобразительной деятельности
Центр создан для формирования творческого потенциала у детей, эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности и активности.
Навесная полка в группе наполнена скульптурами малых форм мастеров народной игрушки. В свободном доступе для детей находится необходимый изобразительный материал: мелки, карандаши, фломастеры, бумага разной фактуры, размера и цвета, трафареты, раскраски, пластилин, глина, природный и бросовый материал. У детей есть свобода выбора материалов при выполнении работ. А так же дидактические игры «Дорисуй узор», «Составь натюрморт» и др.
Центр
Музыкального развития
В центре музыки и театра дети учатся игре на детских музыкальных инструментах: на металлофоне, гармони, дудочках, детском пианино, бубнах, барабанах. Инструменты ребята используют индивидуально, иногда организуют «оркестр». Так же для прослушивания музыки, сказок используем музыкальный центр. Всё это развивает у детей музыкальные способности, речь, координацию движений, концентрацию внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть и чувствовать.
Центр театрализованной деятельности и сюжетно-ролевых игр В центре театрализованной деятельности размещена ширма «В гостях у сказки», маски персонажей сказок, которые могут использоваться в подвижных и сюжетно-ролевых играх, разные виды театра: кукольный («Колобок», «Курочка ряба», «Три медведя», «Маша и медведь»); пальчиковый («Колобок», «Три поросёнка» «Маленькие принцесы»); теневой («Репка», «Курочка ряба»); настольный («Колобок», «Маша и медведь») и другие. Всё это развивает у детей театрализованную и игровую деятельность, ведь в образ, ребенок играет любые роли, проявляя эмоции, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.
Центре краеведения
В центре помещена государственная символика родного края и России. Оформлен уголок «Моя Хакасия», куда входит: художественная литература, фотографии, альбомы («город Черногорск в разные времена года», «Моя семья», хакаские куклы и предметы быта. Цель данного цента-привитие любви к родному краю, городу, нравственно-патриотические качества.
ПРИЕМНАЯ
В целях информированности и максимальной открытости воспитательно-образовательного процесса в приёмной группы оформлены информационные стенды. Проводится постоянная смена информационного материала, носящего рекомендательный характер для совместной деятельности родителей с детьми в условиях семьи по тематическим неделям. Регулярно организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей. Также имеются папки передвижки «Страничка здоровья», «Уголок безопасности», «Возрастные особенности».
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС ДО насыщенность среды группы общеразвивающей направленности 3-4 лет соответствует возрастным требованиям воспитанников, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, но недостаточно современного дидактического и игрового материала, трансформируемого игрового оборудования.