Лучший педагог года

Проект «Приобщение детей к истокам поморской культуры»

Галина Данилова
Проект «Приобщение детей к истокам поморской культуры»

Проект «Приобщение к истокам Поморской культуры»

Вид: практико-ориентированный.

Продолжительность проекта : долгосрочный (2018-2019 учебный год)

Актуальность:

«Помни: мира не узнаешь, не зная края своего!». И с этим трудно не согласиться.

Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества. Как отметил Д. С. Лихачё в: "Культура как растение : у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней". А корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад. Но так ли много мы, наши дети, знаем о прошлом своего края? На мой взгляд, воспитание патриотизма не возможно без привития любви к малой Родине и особенно важно, чтобы любовь эта прививалась с детского возраста, чтобы дети знали: кто они, откуда их истоки, какова история земли, на которой они растут. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам поморской культуры“» размещена в разделах

А все мы знаем, что Архангельский Север является хранилищем древнерусской культуры и глубочайших традиций духовной жизни поморов, которые необходимо передать молодому поколению.

Поэтому одним из важных, как я считаю, аспектов работы с детьми по формированию социального развития является формирование целостного представления о культуре Поморского Севера и воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края.

Цель:

Формирование целостного представления о культуре Поморского Севера и воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края.

Задачи:

- формировать у дошкольников эстетические чувства, художественный вкус, творческие способности.

- познакомить детей с народными традициями Поморья : фольклором, народно-прикладным искусством, ремеслами, календарно-обрядовыми праздники.

- знакомить с особенностями быта наших предков Поморов.

- знакомить с жизнью и творчеством земляков, прославивших северный край.

- развивать любознательность, устойчивый интерес к северной народной культуре; свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности по данной теме.

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям своего края и людям труда.

Участники проекта : Дети группы, воспитатели, родители воспитанников.

Партнеры проекта : Специалисты детского сада, учреждения социума: детская библиотека, краеведческий музей, усадебный дом Е. К. Плотниковой, музей деревянного зодчества «Малые Карелы».

Основное содержание проект :

На первом этапе своей работы я проанализировала наполнение образовательного процесса по данной теме. Данной проблемой ранее занимались педагоги нашего детского сада, на базе нашего учреждения был организован мини музей (где представлены атрибуты Поморской избы). И данный факт ещё больше меня побудил продолжить работать в данном направлении. Познакомилась с опытом работы коллег по данному направлению, использовала ресурсы интернета. Для работы с детьми по данному направлению мною были изготовлены такие дидактические игры как : «Раньше и сейчас» (цель – учить соотносить предметы прошлого с современным, «Найди пару», «Расскажи сказку по картинкам», «Собери картинку» (самовар, старинная изба, русская печь).

На следующем этапе работы был проведено анкетирование детей старшего дошкольного возраста. Детям были заданы вопросы, уточняющие знания детей о культуре родного края. Проанализировав ответы детей, были сделаны следующие выводы:

-не все дети сразу смогли назвать страну, в которой они живут, не все знают столицу нашей родины и город, в котором они живут.

- на картинках где представлено изображение элементов старинной одежды, дети смогли назвать лишь сарафан и валенки, так как эти вещи встречаются и в нашей нынешней жизни. Название таких элементов, как лапти, косоворотка, кушак, повойник, сюртук, душегрея, детей вызвало затруднение в ответах.

- следующее задание: детям были предложены картинки с изображением предметов старинной утвари (самовар, чугунник, рукомойник и др.). С этим заданием дети тоже не смогли справиться.

-практически в полном объёме дети смогли справиться с заданием, где были предложены предметы народных промыслов (росписи – хохлома, гжель, пермогорская роспись, каргопольская игрушка, так как данные росписи дети изучают на занятиях.

Исходя из полученных данных, был составлен план работы по приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного северного края. В работе по данному направлению я использовала различные методы, формы обучения детей :

-Словесные (рассказы, беседы, слушание, чтение и обсуждение сказок, рассказов поморских писателей, инсценирование народных сказок, обсуждения);

-Практические ( роспись: посуды, доски, изготовление тряпичной куклы и т. д.);

-Наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, фильмов о родном крае и пр.);

-Интерактивные (экскурсии в музеи, библиотеку; встречи с интересными людьми).

Так же на протяжении всей работы по данному направлению мы тесно сотрудничаем с социумом и со специалистами детского сада. Ведь все мы знаем, что невозможно приобщать детей к народной культуре не окунувшись в неё. В современном мире сохранить быт и традиции родного края смогли лишь музеи, которые создавались для передачи знаний, традиций и культуры нынешнему поколению. Мы посещаем тематические занятия в музее Малые Карелы, организуем у нас в музее встречи с умельцами народных ремёсел, выезжаем на экскурсии в библиотеку. Совместно с музыкальным руководителем были организованы и проведены игровые программы:

«Родной мой край - люби и знай», «В гости к Чумбарику».

В рамках работы по данному направлению дети и родители приняли участие в ярмарке, которая проходила в нашем детском саду, где были представлены работы, сделанные своими руками. На методическом объединении воспитателей мной был представлен мастер – класс: «Кукла-оберег».

Условия реализации проекта :

-подбор научной и художественной литературы по краеведению;

-оформление соответствующей предметно - развивающей среды в группе (продолжаем дополнять атрибутами наш мини – музей, который «стилизован» как поморская изба, предметами народного быта - печью, кухонной утварью, деревянной, берестяной, глиняной посудой, деревянными и глиняными игрушками, деревянными лавками, сундуком, прялкой, самоткаными половиками и т. д. ;

-работа над оформлением уголка ряженья

(вносим предметы народного костюма);

- организован центр краеведения, подобраны дидактические игры;

-использование аудиозаписей, ИКТ;

-взаимодействие с учреждениями социума: детская библиотека, краеведческий музей, усадебный дом Е. К. Плотниковой, музей деревянного зодчества «Малые Карелы»;

-взаимодействие со специалистами детского сада

(музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

Так же мною разработан цикл занятий по ознакомлению детей с традициями нашего Поморского края :

«Мой край – Поморье». Цель: дать детям представление о родном крае – Поморье; формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, культурных ценностях, традициях.

«Посиделки северные». Цель: Познакомить детей с северным фольклором: сказками, пословицами, потешками, северными народными песнями, хороводными плясками, играми.

«Поморская семья : быт и традиции»Цель: дать детям представление о постройках наших предков: дом, амбар, мельница, баня; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к северному национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.

«Ох, уж эти сказки!». Цель: знакомить детей с творчеством северных писателей С. Писахова, Б. Ширгина с самобытным фольклорным текстом сказок, с северным диалектом.

Положительного результата можно достичь только при систематической работе, и данная работа проводится на основе построения образовательного процесса, тесно связанного с принципом интеграции организационных форм различных видов детской деятельности предусмотренных общеобразовательной программой и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий.

В «стилизованной» поморской избе, нашем музее проводятся занятия, чтение северных сказок, чаепития, игры и др. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре разработаны музыкально-игровые занятия, праздники, развлечения, подвижные игры на основе культурных традиций русского Севера, в соответствии с годовым народным календарём. С детьми проводятся традиционные народные праздники: «Рождественские колядки», дети разучивают песенки - колядки, участвуют в рождественских играх-забавах, переодевались в ряженых; «Широкая Масленица» - дети становятся непосредственными участниками обрядов масленичной недели; «Светлая Пасха» - дети знакомятся с обычаями и традициями праздника, изготавливают подарки. Яркие, незабываемые впечатления от праздников дети отражают в своих рисунках, играх. В центре краеведения подбираются и используются выставки и экспозиции в соответствии с тематикой занятий, где дети выполняют различные задания. Для более успешного формирования интереса детей к изучению истории, культуры родного края мы организовываем экскурсии в музеи, в мастерские народных умельцев, где в познавательно - игровой форме детям передают знания о традициях и культуре наших предков. Так же дети приняли участие в конкурсе детских рисунков «Я рисую этот мир».

Основные этапы реализации проекта

«Приобщение детей к истокам Поморской культуры»

МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ

Разработка плана мероприятий проекта. Сентябрь 2018г.

Ознакомительная беседа с детьми, анкетирование «Наш край – Поморье». Цель: дать детям представление о родном крае – Поморье. Октябрь 2018г.

Познавательное занятие: «Посиделки северные». Цель: Познакомить детей с северным фольклором: сказками, пословицами, потешками, северными народными песнями, хороводными плясками, играми. Ноябрь 2018г.

Экскурсия в Малые Карелы. Ноябрь 2018г.

Вечер загадок «Предметы старины глубокой». Цель: учить детей по описанию предмета узнавать и называть его. Декабрь 2018г.

Познавательное занятие «Поморская семья : быт и традиции»Цель: дать детям представление о постройках наших предков: дом, амбар, мельница, баня; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к северному национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках. Февраль 2019г.

Практическое занятие «Лоскутное шитьё», Декабрь 2019г.

Экскурсия в усадебный дом Плотниковой Январь 2019г.

Познавательное занятие «Ох, уж эти сказки!». Цель: знакомить детей с творчеством северных писателей С. Писахова, Б. Ширгина с самобытным фольклорным текстом сказок, с северным диалектом. Май 2019г.

Рассматривание слайдов «Народный костюм Поморов», «Народное ремесло», «Кукла – закрутка» Январь 2019г.

Народный праздник «Масленица». Цель: приобщать детей к народной праздничной культуре. Февраль 2019г.

Выставка детского рисунка «Природа родного края». Цель: развивать творческий потенциал детей. Март 2019г.

Вечер подвижной игры «Гори, гори ясно». Цель: развивать двигательную активность детей, воспитывать желание принимать участие в коллективных играх. Март 2019г.

Организация в мини – музея «Игрушка моих родителей» Апрель 2019г.

Практическое занятие «Кукла – закрутка». Цель: учить детей, используя лоскуты, делать куклу-пеленашку и куклу-закрутку. Апрель 2019г.

Встреча с интересными людьми («лоскутное шитьё», «резьба из дерева», «плетение из бересты», «Кукла-закрутка») Апрель 2019г.

Ознакомление с росписью. Роспись доски. Май 2019г.

Ручной труд Май 2019г.

Итоговое мероприятие «Недаром слово молвится». Цель: закрепить знания детей о культуре Поморского края Май 2019г.

Достигнутый результат:

За непродолжительное время работы по данной теме у детей появились знания о музее, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься художественным творчеством, ручным трудом. Дети стали проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору. Участвует в народных играх и праздниках.

Продукт проекта :

Пополнение предметно-развивающей среды;

Выставка детского рисунка «Природа родного края»;

Создание альбома «Памятные места родного края».

Мною подготовлено сообщение, с которым на педагогическом совете для коллег будет представлена презентация по проблеме «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников на основе приобщения к народной культуре, где я расскажу, что нами уже реализовано на данном этапе по данному направлению.

Список литературы:

1. Воспитание детей на традициях народной культуры : программа, разработки занятий и мероприятий / авт. – сост. В. П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.

2. Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре // Справочник старшего воспитателя. 2011.- №4. - С. 29 – 35.

3. Ельцова О. М., Круглова Н. А. Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре// Справочник старшего воспитателя. 2011. - №5. - С. 24 – 33.

4. Истоки русской народной культуры в детском саду / авт. -сост. И. Г. Гаврилова. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет/ авт. -сост. В. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012.

7. Поморская азбука/[авт. сост. : Тамара Зайцева; отв. Ред. : Тамара Лазаревская]. - Архангельск: Лоция, 2015. – 60 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность.

Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества»Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества» Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государство,но и историю и традиции национальной культуры, осознавать, понимать.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к истокам поморской культуры»
Опубликовано: 30 октября 2022 в 22:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД